Тема 8. 3. Фрейд и возникновение психоанализа
Научная карьера Зигмунда Фрейда началась в качестве сотрудника Института анатомии мозга в Вене. Среди его учителей можно отметить Э. Бркжке и Ж. Шарко, которые считали основой психических процессов функционирование нервной системы. Начав в 1886 г. психотерапевтическую практику, Фрейд столкнулся с невозможность применения идей психофизиологического детерминизма к лечению нервно-психических расстройств. Совместно с Йозефом Брендом он разрабатывает метод свободной ассоциативной беседы, в процессе которой пациент рассказывает о своих проблемных переживаниях и в результате в его состоянии улучшение. В ходе ассоциативных бесед Фрейд обратил внимание на явление сопротивления, при котором пациент избирательно забывал некоторые свои переживания, не хотел о них вспоминать, а сами вспоминания сопровождались значительными негативными эмоциями. Происходящую в результате разрядку скрытых внутренних напряжений Брейд назвал катарсисом.
Таким образом, Фрейд приходил к пониманию сферы подсознания и бессознательного как существенного фактора, определяющего поведение человека, его поступки и действия. В ходе этих наблюдений складывается концепция Фрейда о структуре психики человека, которая состоит из 1) бессознательного, соединяющего психику с соматическими процессами и являющегося источником психической энергии; 2) сознательного, представляющего понимание индивидом самого себя и своих поступков и 3) сверхсознательного - совокупности социальных норм и предписаний, внедряемых в психику индивида обществом. Сфера сознательного представляет собой поле столкновения врожденных инстинктов, составляющих бессознательное (прежде всего сексуального инстинкта, инстинкта разрушения и инстинкта смерти) и сверхсознательного. Поэтому человек по своей природе как общественное существо изначально подвержен возникновению подсознательных напряжений - комплексов, приводящих к нервным расстройствам и неадекватным формам поведения.
- Кафедра педагогики и психологии история психологии Учебно-методическое пособие
- Тема 1. Введение в историю психологии
- Раздел I. Развитие психологических знаний в предпсихологии
- Тема 2. Развитие психологии в восточных учениях
- Тема 3. Античная психология
- Тема 4. Развитие психологических знаний в средние века и в новое время
- Тема 5. Формирование естественнонаучных предпосылок психологии как самостоятельной науки
- Тема 6. Идеи позитивизма и их влияние на психологию
- Тема 7. Френсис Гальтон и Вильгельм Вундт - основоположники экспериментальной психологии
- Тема 8. 3. Фрейд и возникновение психоанализа
- Тема 9. РольД.Б. Уотсона в формировании бихевиоризма
- Тема 10. Франкфуртская школа гештальтпсихологии
- Тема 11. Теория ролевого поведения д. Мида и развитие социальной психологии
- Тема 15. Культурно-историческая концепция психики л. С. Выготского
- Тема 16. Развитие деятельностного подхода в исследованиях сл. Рубинштейна, а.Н. Леонтьева и б.Г. Ананьева
- Раздел I. Развитие психологических знаний в предпсихологии
- Тема 2. Развитие психологии в восточных учениях
- Тема 3. Античная психология
- Тема 4. Развитие психологических знаний в средние века и в новое время
- Тема 5. Формирование естественнонаучных предпосылок психологии как
- Тема 6. Френсис Гальтон и Вильгельм Вундт - основоположники экспериментальной психологии
- Тема 7. Идеи позитивизма и их влияние на психологию
- Тема 8. 3. Фрейд и возникновение психоанализа
- Тема 9. Роль д.Б. Уотсона в формировании бихевиоризма
- Тема 10. Франкфуртская школа гешталътпсихологии
- Тема 11. Теория ролевого поведения д. Мида и развитие социальной психологии
- Тема 12. Концепция развития ж. Пиаже
- Тема 13. Экзистенциально-гуманистическая психология
- Раздел III. История отечественной психологии
- Тема 14. Учение о рефлексах и высшей нервной деятельности в трудах
- Тема 15. Культурно-историческая концепция психики л.С. Выготского
- Тема 16. Развитие деятельностного подхода в исследованиях с.Л. Рубинштейна, а.Н. Леонтьева и б.Г. Ананьева
- Тема 17. Идея индивидуального стиля деятельности в.С. Мерлина и е.А. Климова
- Тема 18. Развитие педагогической психологии как главного направления советской психологии
- Тема 19. Новые горизонты психологии в свете идей в.И. Вернадского, ал. Чижевского, в.П. Казначеева
- Тема 20.