logo search
История психологии Учебно-метод

Тема 7. Идеи позитивизма и их влияние на психологию

В первой половине XIX в. появляются системы, призванные ней­трализовать настойчивое стремление натуралистов материалистически осмыс­лить открытия естествознания. Наиболее значительной среди них была фило­софия позитивизма, провозгласившая принципиальную непознаваемость сущ­ности и причин явлений, потребовавшая от научного мышления ограничиться непосредственно наблюдаемыми фактами и их постоянными зависимостями. Первая программа позитивизма была изложена Огюстом Контом (1798-1857) в шести томном "Курсе позитивной философии" (1830-1842).

Конт предлагал новую классификацию наук, среди которых психология вообще отсутствовала. Психические явления в качестве объекта позитивного исследования разделялись между двумя дисциплинами - физиологией и социо­логией. Конт подверг критике субъективный, интроспективный метод. Психо­логию, базирующуюся на нем, он считал лишенной научной ценности.

Идея Конта о том, что внутренний мир станет предметом научного рас­смотрения только тогда, когда будет оставлена бесплодная почва интроспек­тивного анализа, выражала реальную потребность психологии в преодолении субъективизма. Конкретную реализацию этой идеи он видел в том, чтобы на­блюдать операции сознания на доступных объективному описанию фактах со­циальной жизни, исходным началом которой является взаимообщение, взаи­модействие людей. В этом взаимообщении сознание возникает, а не существу­ет до него в качестве замкнутой сферы, где ход событий имеет у каждого инди­вида собственную систему отсчета. Социальный организм составляет объек­тивную основу фактов сознания.

Представляя общество в виде организма, а семью как мельчайшую его клеточку, Конт переносил в область социальной науки модель, заимствован­ную у биологии. В 30-х годах XIX в., когда складывалась его "позитивная фи­лософия", биология еще не стала эволюционной. Поэтому, чтобы объяснить развитие общества, ему пришлось в поисках движущей силы этого развития выйти за пределы биологических аналогий и обратиться к главной объясни­тельной категории идеализма - разуму. Согласно кантовской схеме (заимство­ванной от утопического социалиста Сен-Симона, секретарем которого Конт был некоторое время), разум проходит три фазы эволюции: теологическую, метафизическую и позитивную. Эти фазы закономерны как для отдельного ин­дивида, так и для человечества в целом.

Конт внес новый момент в учение о детерминации психических актов у отдельного индивида. Беря за исходное процесс общения, он рассматривал ди­намику сознания субъекта как производное от объективных форм его взаимо­действия с другими людьми. Конт не видел, что человеческое взаимодействие основано на процессе труда, но само по себе выделение общения в качестве специфической детерминанты психического было его важной заслугой. В дальнейшем под влиянием Конта формировалась социальная психология.

Иначе нужно оценить позитивистское отношение Конта к научному мышлению. Он считал, что научное мышление должно ограничиться непо­средственно данными феноменами. Это вело к агностицизму и субъективизму. Понятие о "непосредственно данном", невыводном знании было подхвачено сторонниками субъективного метода, уверявшими, что нет ничего более непо­средственно познаваемого, чем факт сознания.

Кантовский позитивизм в соединении с берклианским постулатом "быть - значит быть в восприятии" породил доктрину Маха.