logo search
психология семьи

1.Психологическое содержание понятия « семья».

В последние годы существенно возрос интерес к изучению проблем семьи. Семья изучается в рамках различных областей научного знания: философия, социология, этнография, педагогика, психология и т.д. .

- Чем это обусловлено?

В решении этой проблемы немаловажную роль играет психолог.

Чтобы заниматься решением проблем организации психологической службы семьи, необходимо четко определить сущность этого понятия.

Определение семьи в научной литературе достаточно многообразно.

Наиболее часто семья рассматривается в трех направлениях:

  1. Семья как социальный институт

  2. Семья как малая группа

  3. Семья как способ жизнедеятельности.

Рассмотрим каждое из них:

Семья как социальный институт.

Семья это часть( ячейка) общества.

Рассматривая семью как социальный институт можно выделить ряд ее особенностей:

С одной стороны, в семью проникают проблемы общества, с другой,- семья воздействует на отношения в обществе, на процессы социальной жизни. Каждый член семьи входит в различные объединения людей, социальные группы(учебные, производственные,политические) вступает в государственные отношения,- представляет свои интересы, которые произрастают из семьи.

Семья как малая группа.

Семья как малая группа – малочисленная социальная группа члены которой объединены общими целями и задачами, находятся в непосредственном контакте друг с другом, составляют основу эмоциональных отношений, групповых ценностей и норм поведения.

Семья как форма жизнедеятельности

Понятие «жизнь» может быть представлено по-разному: - «жизнь» - живая природа

- «жизнь» противоположность смерти

Жизнь рассматривается соотносительно с человеком, личностью, и связана с философией индивидуализма.

С понятием жизнь связано понятие «жизнедеятельность», которая понимается в двух аспектах:

  1. проживание эмоционально значимых жизненных событий

  2. жизнетворческая деятельность по воспроизведению жизни.

Эрих Фромм рассматривает любовь как активную силу творчества. По его мнению для человека в состоянии любви «давать радостнее , чем брать». Выделяя процесс «давать» Фромм рассматривает как высшее проявление индивидуальной жизнеспособности.

Человек идет к бессмертию несколькими путями:

  1. Биологический – продолжение жизни через потомство.

  2. Творческий – символическое продолжение жизни через труды, передачу опыта

  3. Трансцендентный - символическое обретение бессмертия за счет погружения в собственные эмоции, и эмоции разделенные с другими.

Человек «теряет» себя , не думает о смерти благодаря переживаниям настоящего. Семья устанавливает границы частной жизни, обеспечивает возможность получения телесного и эмоционального опыта , слияние с другим человеком.

( Материнство – женщина «теряет» себя в симбиозе с ребенком. Супруги «проживают настоящее « во время любовного слияния и т.д.)

Классификация этих потребностей представлена в гуманистической психологии Маслоу А., который выделяет 5 групп потребностей:

  1. физиологические потребности

  2. потребности в безопасности и защите

  3. потребности в принадлежности и любви

  4. потребности в уважении и самоуважении

  5. потребности в самоактуализации.