logo search
GAK_-_2_chast

Роль психологической модели дискурса для понимания пациента, существующих у него проблем и эффективного психокоррекционного воздействия.

Дискурс-анализ - речь, процесс языковой деятельности. «Мы определяем дискурс как сложноструктурированную коммуникативно-знаковую систему, обладающую шестью основными планами: интенциональным (властные интенции, стратегии, замыслы), актуальным (воплощение властных интенций в реальной деятельности, имеющей знаково-символический характер), виртуальным (распознавание и понимание смыслов, ценностей, идентичностей), контекстуальным (расширение смыслового поля на основе социокультурных, исторических и иных контекстов), психологическим (эмоциональный, энергетический заряд, содержащийся в дискурсе и придающий ему суггестивную силу) и «осадочным» (запечатление всех перечисленных выше планов в общественном сознании и опыте, в той конструируемой и материализуемой обществом среде, формы которой являются отражением культуры)». Ольга Русакова. Теория дискурса появилась в конце 1970-х годов. Главная цель теории дискурса - предложить новую аналитическую перспективу в исследовании способов конструирования социальной, политической и культурной идентичности. Наиболее влиятельной является постструктуралистская версия дискурс-теории. Торфинг выделяет три поколения теорий дискурса, или три традиции дискурс-анализа. Теории дискурса первого поколения трактуют дискурс в узко-лингвистическом смысле, фокусируя внимание на семантических особенностях устного или письменного текста. Второе поколение теорий дискурса - «критический дискурс анализ» (КДА) обращается к изучению социальных практик. К дискурсивным практикам относят все виды лингвистически опосредованных практик, а также имиджи и жесты, которые производятся и подвергаются интерпретации социальными акторами. Дискурсы трактуются как идеологические конструкты. Жак Деррид «Все есть дискурс». Третье поколение теорий дискурса носит ярко выраженный постструктуралистский характер. Дискурс трактуется как синоним практики социального конструирования. Вслед за Роланом Бартом, Юлией Кристевой, Жаком Лаканом, дискурс рассматривается как совокупность социальных практик, в рамках которых конструируются и воспроизводятся значения и смыслы. Дискурс - атрибут социального. Базовые характеристики поструктуралисткой теории дискурса: • утверждается, что не существует первичной, самодетерминированной сущности, которая определяет и упорядочивает все отношения идентичности (Бог, Разум, Человечество, Природа) признание игрового характера детериминации социальных значений и идентичностей; • правда (истина) - не свойство внешнего мира, а свойство языка. Понятие правды всегда локально и пластично, поскольку зависит от определенного дискурсивного режима, который устанавливает, что есть правда, а что есть ложь. Иначе говоря, правда есть продукт дискурсивного конструирования; • постижение смысла понятий предполагает также исследование контекстов и способов интерпретаций; • идентичность образуется в ходе позиционирования в отношении других означаемых явлений. «Наш способ общения не только отражает мир, идентичности и социальные взаимоотношения, но, напротив, играет активную роль в его создании и изменении». Базовые постулаты: 1) наши знания и представления о мире – это не прямое отражение внешнего мира, а результат классификации реальности посредством категорий; наши знания – продукт дискурса; 2) способы понимания и представления мира обусловлены историческим и культурным контекстом; «дискурс – это форма социального поведения, которая служит для репрезентации социального мира (включая знания, людей и социальные отношения)»; 3) знания возникают в процессе социального взаимодействия, где люди конструируют истины и доказывают друг другу, что является верным, а что ошибочным; 4) в соответствии с определенным мировоззрением некоторые разновидности поведения фиксируются как естественные, другие – как неприемлемые; «различное социальное понимание мира ведет к различному социальному поведению, и поэтому социальная структура знаний и истины имеет социальные последствия» (Филлипс Л.Дж., Йоргенсен М.В., 2004). Теория дискурса Лакло и Муфф - дискурсы - способы общения и понимания социального мира, конкурирующие между собой за придание социальному миру определенных значений. Дискурс в трактовке Лакло и Муфф - это продукт, рождаемый в ходе и в результате артикуляции представлений о социальной реальности. Определенная идентичность приобретается субъектом посредством дискурсивного структурирования социального мира и осуществления процедур позиционирования внутри дискурса. Субъект приобретает свою идентичность в дискурсивных практиках. Идентичность всегда образована в соответствии с принципом относительности. Субъект является чем-то, потому что он в дискурсах противопоставлен чему-то. Дискурс - незавершенная, открытая для изменения структура, многовариантный спектр артикуляций, конгломерат, в котором, кроме зафиксированного значения, всегда есть и другие потенциальные варианты значения, которые могут преобразовывать структуру дискурса. Взгляд на дискурсивные практики как на артикуляции, посредством которых производится когнитивное конструирование всей социальной реальности, вовсе не означает отрицания существования социального мира как объективной реальности. Пример: камень существует независимо от социальных систем классификации, но рассматривать ли его как снаряд, или как произведение искусства зависит от дискурсивного контекста, в котором он находится. Дискурсивная психология - субъективные психологические реальности создаются посредством дискурса. Дискурс рассматривается как «строитель» проживаемой психологической реальности. Причины формирования тех или иных аттитюдов (установки, намерения) следует искать не в индивидуальных когнитивных структурах, а в способах социального взаимодействия, т.е. в контексте более общей системы значений. Аттитюды – это продукты социального взаимодействия. Дискурс, определяемый как использование языка в повседневных текстах и общении, является динамической формой социальной практики, которая строит социальный мир, личности и идентичности. Личность формируется путем усвоения социальных диалогов. Язык формирует не только сознание, но и подсознание («несказанное»). J.Potter, M.Wetherell вместо понятия «дискурс» ввели понятие «репертуар интерпретации», чтобы подчеркнуть, что дискурсы являются гибкими ресурсами социального взаимодействия. Каждый репертуар обеспечивает ресурсы, которые люди могут использовать для построения версий действительности. «Под репертуаром интерпретации мы подразумеваем хорошо распознаваемые группы терминов, описаний и отражений речи, часто сконцентрированных в метафорах или ярких образах». Постструктуралистский подход Фуко и его сторонников определяет идентичность как продукт субъективных позиций в пределах дискурсов… Синтетический подход рассматривает идентичности как продукт определенных дискурсов, и как ресурс социальных действий при взаимодействии. Позиционирование. В синтетическом подходе процесс возникновения идентичности раскрывается через категорию «позиционирование». Позиционирование – это процесс, на основе которого люди составляют мнение о себе в ходе взаимодействия и переговоров с другими людьми. Люди, участвующие во взаимодействии друг с другом, рассматриваются трояко: 1) как продукты определенных дискурсов; 2) как создатели дискурсов; 3) как агенты социокультурного воспроизводства и изменения. Создание идентичностей ограничено диапазоном дискурсивных ресурсов, доступных индивидуумам. Оно связано с их социальным положением, статусом и культурой. Часто людям проще принять уже предписанные кем-то идентичности. То, что выдают за само собой разумеющееся, на самом деле есть ни что иное, как доминирующий дискурс. Стоит изменить ракурс или переструктурировать порядок дискурса, как то, что считалось само собой разумеющимся, окажется проблематичным. Например, в феминистских исследованиях проводится деконструкция дискурса, в котором само собой разумеющимся считается доминирование мужчины над женщиной и доминирование «цивилизованных» народов над «примитивными». Доминирующие дискурсы – это мифопорождающие конструкции, т.е. источники социальной мифологии. Дискурс-анализ имеет дело с живой речью как поступком, актом личностной активности. В психотерапии говорить – это не столько обмениваться информацией, сколько воздействовать на собеседника, овладевать коммуникативной ситуацией, изменять систему представлений и поведение слушателя. Анализ дискурса опирается на ряд принципов - важнейший - принцип субъектности, этот принцип восстанавливает в правах субъекта, автора и хозяина языковой реальности - второй принцип - диалогичности - можно назвать, следуя идеям М. Бахтина, учетом присутствия Другого. Следуя этому принципу, терапевт должен точно атрибутировать высказывание некоему субъекту, который во многих случаях вовсе не обязательно совпадает с сознательным Я (эго) говорящего - принцип идеологичности - понятие идеологии здесь используется как совокупность некоторых скрытых идей, не всегда и не полностью осознаваемое влияние которых обусловливает смысл высказываний, слагающих дискурс. Идеи, выступающие как вторичные означающие дискурса, располагаются в пространстве коннотативной семантики высказываний и определяют скрытый смысл речи, который способен заменить и вытеснить явный в любой момент. - принцип интенциональности предполагает понимание сознательных и учет бессознательных интенций клиента как полиморфного субъекта высказываний. Даже небольшие по объему фрагменты дискурса обычно содержат множество различных, часто противоположно направленных и даже взаимоисключающих намерений и стремлений. - принцип контекстуальности - и для терапевта, и для клиента актуальный дискурс всегда соотносится с лингвистическим контекстом, т.е. с «уже сказанным» и «уже слышанным». Нарративная психология. Нарративная психология основывается на предположении, что все сведения, которые мы получаем о мире, и все сведения, которые мы сообщаем миру о себе, оформляются в виде нарративов - т. е. неких последовательных историй, обладающих смысловой целостностью, определенной сюжетной стройностью. Нарративная психология близка социальному конструкционизму и, по сути, может рассматриваться как одно из его поднаправлений. Язык и речь, играющие важнейшую роль в нарративной психологии, являются также главным средством социального конструирования реальности: описывая мир с помощью речи, мы создаем единое смысловое поле, которое позволяет разным индивидам в обществе воспринимать мир неким сходным образом. Мы договариваемся не только о том, как называть вещи, но и о том, как нужно описывать происходящие в природе и обществе процессы (например, языком научных теорий), и на основе этих описаний создаются структуры, опираясь на которые мы познаем мир. Этим структурам ребенок обучается вместе с усвоением языка - дискурсивная модель позволяет не только учитывать описания и характеристики актуальных для общества явлений, воспроизводимых в коммуникативных актах, но и анализировать особенности взаимодействий и отношений людей с позиции их принадлежности к определенной социокультурной группе. Степень психической дезадаптации у пациентов с невротическими расстройствами тесно связана с вариантом дискурсивного типа личности.

На формирование психической дезадаптации пациентов с невротическими расстройствами влияют дисгармоничные сочетания индивидуально-психологических и социально-психологических факторов воздействия, которые отражаются: в специфике системы отношений личности, состоянии сети ее социальной поддержки, особенностях ее семейной структуры, доминирующем стиле компенсаторно-приспособительного поведения, а также особенностях саморегуляции произвольной активности. Существует потенциальная множественность возможных путей развития, множество траекторий, где актуально существующее бытие есть только одна из воплотившихся реализаций потенциально возможного. Теория личностных конструктов Дж.Келли на Западе часто именуется собственно конструктивистской психологией, согласно которой познающий субъект, подобно ученому, выдвигает и проверяет альтернативные гипотезы о мире, и поведение субъекта рассматривается не как реакция на внешние стимулы, а, скорее, как вопрос, поставленный миру. Чем более развита система, тем больше степеней свободы она имеет, и применительно к личности человека некорректными являются эквифиналистские модели и прогнозы, построенные на принципе детерминизма. Речь может идти только о сценарных вариантах развития событий, где человек реализует одну возможность из «веера» потенциальных возможностей в каждый момент времени. Поэтому описание человека в рамках понимающей психологии осуществляется через картину мира человека, системы ценностей или мотивов, на которые опирается индивидуальный субъект в своем планировании «потребного будущего» или принятии решений. Писатель А.Моруа отмечает, что человеческая жизнь скорее напоминает обрывки неоконченных романов, сюжеты без продолжения, чем похожа на развернутую повесть с прологом, кульминацией и развязкой. Человек и человечество меняются и эволюционируют в реальном времени со скоростью, сопоставимой с процессом познания познающего субъекта, что создает ситуацию, скорее, диалога познающего и познаваемого, в ходе которого происходит взаимное влияние и изменение познаваемого и познающего. Даже история, изучающая уже реализованное, «ставшее бытие», непрерывно переосмысливается и переписывается заново, так как и в контексте новой ситуации сегодняшнего дня изменяется вес, значимость тех или иных свершившихся событий, меняется фигура и фон калейдоскопа фактов. У оптимистов сбываются – мечты, у пессимистов – кошмары (Бернард Шоу)

Наличие «самореализующихся прогнозов», функционирующих по принципу «круговой каузальности», свидетельствует о том, что само познание меняет и структурирует бытие человека. Как полагает Дж.Келли, «поведение человека канализируется по тем же руслам, по которым происходит антиципация событий» [Kelly J. A theory of personality // The psychology of personal constructs. — N.J., 1955]. Это положение близко принципу «единства сознания и бытия» С.Л.Рубинштейна и исходит из того, что не только бытие определяет сознание, но и сознание организует, структурирует бытие. Влияние теоретических конструктов, построенных учеными, на жизнь, на социальное бытие общества проявляется не менее отчетливо. XX век, его культура, ментальность, искусство и даже политика, оказался густо насыщен идеями психоанализа Фрейда, которые по своей сути являются психотерапевтическими мифами. Психоанализ дает пациенту некий язык, набор понятий и образов, позволяющих выразить неосознанные травмирующие переживания, сделать их доступными сознанию, а осмыслив, изжить. Осознавая свои проблемы в рамках психоанализа, пациент, клиент, просто обычный человек, знакомый с психоанализом, во многом видит собственные проблемы через призму личностного опыта Фрейда, личности Фрейда. Применительно к искусству это выражается в том, что скорее не искусство отражает жизнь, а сама действительность рабски подражает искусству. История является в первую очередь реализацией идей, которые озвучивают политики, реализуют массы людей, внося свои элементы творчества, но «вначале было слово», несущее некую идею. Идея же на языке психосемантики — система конструктов или же обобщений. Понятийный аппарат, который создает психология, не только описывает, но и привносит в описание новые связи и расчленения, а также некие ценности, формируя в конечном итоге новые конструкты сознания (расширяя его), а через осознание конструирует и саму действительность. Созидательно-конструктивистская функция - теоретические конструкции, предложенные мыслителем или ученым, будучи присвоенными культурой, общественным сознанием, становятся теми рельсами, по которым движется история - эти пути проложены конструктами сознания. Вначале было слово! Функция гуманитарной науки не только в описании уже «ставшего бытия», но и в порождении конструктов расширяющегося сознания, задающего движение «становящегося бытия». Интерпретация требует наличия другого чувствующего, страдающего, включенного в человеческую культуру субъекта, который средствами своей психики, своей субъектности моделирует психику, личность другого. Психосемантические методы позволяют представить субъекта как носителя системы смыслов, что на операциональном языке соответствует целому облаку реперных позиций, и субъект выступает неким смысловым микрокосмом, индивидуальной системой мировосприятия и уникальной системой отсчета. В рамках психологической модели дискурс понимается как способ языкового конституирования субъекта, единственный репрезентант его внутреннего опыта. Психотерапевтическое взаимодействие представляет собой дискурсивную практику — специфическую форму использования языка для производства речи, посредством которой осуществляется изменение концепта (модели) окружающей действительности, трансформация системы личностных смыслов субъекта. Сущность психотерапевтического дискурса состоит в артикуляции собеседниками картины мира, затем в изменении представлений слушателя (клиента) о мире и себе самом, благодаря чему он может, получив новые знания, выработать продуктивные мнения и установки и сформировать наиболее эффективные и удовлетворяющие его отношения к людям, вещам и событиям. Слово способствует взаимопониманию, но не потому, что содержит единый для собеседников смысл, а в силу того, что дает спектр многообразных смыслов, задающих поле коммуникации.