Количественные и качественные нарушения эмоционально-волевой сферы. Методы диагностики.
Эмоции являются особым классом психических состояний, отражающих в форме непосредственного переживания общее позитивное или негативное отношение человека к окружающему миру, людям и самому себе. Это переживание определяется соответствием свойств и качеств, имеющихся у объектов и явлений реальности, специфическим потребностям и нуждам индивида. Сам термин «эмоции» происходит от латинского глагола emovere — двигать, возбуждать, подбадривать, волновать. Эмоции всегда выполняют функцию побуждения к активности, поэтому эмоциональную сферу личности иногда называют эмоционально-волевой. Наличие эмоций обеспечивает живые организмы, обладающие развитой нервной системой, более активным целенаправленным поведением по удовлетворению своих потребностей. В настоящее время признается тот факт, что эмоции играют существенную роль в обеспечении информационного взаимодействия организма и среды /1/. Физиологическую основу эмоций составляет активность нервного аппарата, компенсирующая в процессе жизнедеятельности организма дефицит информации, необходимой для организации действий по удовлетворению потребностей. Таким образом, эмоция есть результат отражения какой-либо потребности человека и оценки вероятности ее удовлетворения в наличных условиях на основе индивидуального и генетического опыта. Выраженность эмоционального состояния зависит от значимости потребности и дефицита информации, необходимой для ее удовлетворения /41/. Отрицательные эмоции возникают у человека при дефиците необходимой для удовлетворения потребности информации, тогда как положительные — при наличии всей необходимой информации. Особое внимание информационная теория эмоций обращает на то, что возникновение эмоции связано не с наличием потребности, не с ощущением комфорта или дискомфорта, а с оценкой перспективы удовлетворения потребности.
В эмоциях имеется три составные части: 1) аффект (острое переживание приятности или неприятности, эмоциональное напряжение, возбуждение); 2) когниция (осознание своего состояния, обозначение его словом и оценка перспективы удовлетворения потребности); 3) экспрессия (внешнее выражение в телесной моторике или поведении). Относительно устойчивое и всеобъемлющее эмоциональное состояние называется настроением.В связи с тем обстоятельством, что потребностная сфера человека включает помимо биологических социальные потребности, эмоции, возникающие на основе относительно стабильных социальных и культурных потребностей, получили название чувств. Различают первичные (основные) и вторичные (сложные) эмоции. К первичным эмоциями относят: радость, печаль, тревогу, гнев, отвращение, стыд, удивление. К вторичным эмоциям относят различные смешения первичных эмоций, а также эмоций и их узких интерпретаций (например, гордость — это радость, содержащая элементы внутренней каузальной атрибуции причастности себя к возникновению позитивного события). Расстройства эмоциональной сферы заключаются в болезненных переживаниях тех или иных эмоциональных состояний. Основное нарушение заключается в изменении эмоционального состояния в сторону угнетения или подъема. Нарушения в эмоциональной сфере включают в себя гипотимию, гипертимию, паратимию,а также нарушения динамики эмоций. Гипотимия представляет собой хроническое снижение эмоциональности по всем трем компонентам (аффект, когниция, экспрессия), что выражается в угнетении всех психических процессов, снижении общей активности человека и его безразличии к внутренним и внешним стимулам. Основное эмоциональное состояние при гипотимии — подавленность и тоска (иногда злобно-тоскливое настроение — дисфория). Крайним проявлением гипотимии является депрессия — хронически сниженное настроение, характеризуемое ярко выраженным ощущением неадекватности, чувством отчаяния, пессимизмом. Одним из менее выраженных проявлений гипотимии является дистимия— хронически сниженное, подавленное настроение, когда все становится трудным и ничто не доставляет удовольствия (ангедония). Дистимия характеризуется наличием мрачных размышлений, сниженной самооценкой, чувством безнадежности, плохим сном, человек теряет интерес к событиям повседневной жизни, испытывает трудности в концентрации внимания, часто утомляется, но других нарушений психической и социальной деятельности нет. Она часто возникает у людей, испытавших длительный стресс или внезапную утрату. В отличие от депрессии, состояние обычно ухудшается к вечеру. Дистимические нарушения часто трактуются как невротическая депрессия. Однако однозначного ответа, является ли дистимия только расстройством эмоциональной сферы, или она связана с личностными (невротическими) изменениями, пока нет. Гипертимия представляет собой устойчивое эмоциональное возбуждение, чрезмерную эмоциональность. Основное эмоциональное состояние при гипертимии — эйфория:ощущение очень сильного душевного подъема, сопровождающееся чувством безудержного оптимизма, благополучия и повышенной моторной активностью. Для обозначения крайнего проявления неадекватно повышенного настроения используется термин «мания».Маниакальные состояния характеризуются повышенным настроением, увеличением объема и темпа психической и физической активности. Различают две формы маниакальных расстройств: гипомания и мания. Гипомания — легкая степень мании, когда отмечается постоянный легкий подъем настроения (как минимум в течение нескольких дней), повышенная энергичность и активность, чувство благополучия и физической и психической продуктивности. Также часто отмечаются повышенная общительность, чрезмерная фамильярность, повышенная сексуальность и сниженная потребность в сне. Сопровождается повышенным самомнением и грубым поведением. При этом сосредоточение и внимание страдают, что приводит к значительным нарушениям трудоспособности. Мания — неадекватное обстоятельствам приподнятое настроение, которое может варьировать от беспечной веселости до неконтролируемого возбуждения. Сопровождается гиперактивностью, речевым напором и сниженной потребностью в сне. Внимание рассредоточено, отмечается выраженная отвлекаемость, поведение расторможено, самооценка завышенная, идеи величия. Могут возникать нарушения восприятия (более яркое восприятие цветов, озабоченность мелкими деталями). Человек предпринимает экстравагантные, необдуманные шаги, бездумно тратит деньги, становится агрессивным или сексуальным в неподходящих обстоятельствах. В некоторых случаях приподнятое настроение быстро сменяется подозрительностью и раздражением. Паратимия представляет собой одновременное сосуществование двух противоположных по модальности эмоциональных состояний или несоответствие эмоциональной реакции вызвавшему ее поводу (эмоциональная неадекватность). Наиболее часто паратимия проявляется в симптоме «стекла и дерева», который является сочетанием сниженной эмоциональности с повышенной ранимостью, чувствительностью к отдельным аспектам реальности, при этом сила и качество эмоциональной реакции не соответствуют значимости раздражителя. Нарушения динамики эмоций связаны с состояниями эмоциональной лабильности или ригидности. Эмоциональная лабильность представляет собой быструю и частую смену настроения. Эмоциональная ригидность заключается в замедлении эмоциональной реакции, застревании на какой-то одной эмоции даже в отсутствие вызвавшего ее раздражителя. Основными расстройствами динамики эмоций являются биполярное аффективное расстройство и циклотимия. Биполярное аффективное расстройство характеризуется повторными эпизодами смены настроения и значительного нарушения активности (чередование состояний мании и депрессии), когда подъем настроения и активности сменяется снижением настроения и активности. Раньше биполярное аффективное расстройство трактовалось как маниакально-депрессивный психоз. Сегодня считается, что смены настроения могут наблюдаться и без психотических симптомов. Циклотимия — менее выраженное состояние хронической нестабильности настроения с многочисленными эпизодами легкой депрессии и легкой приподнятости. Временами настроение может быть нормальным. Изменения настроения при циклотимии обычно воспринимаются человеком как не связанные с текущими жизненными событиями.
Нарушения в эмоциональной сфере могут выступать как самостоятельные расстройства, как компонент других психических расстройств и как последствия состояний значительной фрустрации. Те или иные эмоциональные состояния признаются патологическими, когда их содержание, частота возникновения, интенсивность и устойчивость признаются людьми неадекватными с социальной или индивидуальной точек зрения. По содержанию эмоциональные состояния признаются патологическими, когда они не соответствуют обстоятельствам, при которых принято испытывать такие состояния. Например, различают содержательно специфичные (т. е. связанные с определенными обстоятельствами) и неспецифичные эмоции. Примером служит различение тревоги как общего беспредметного смутного чувства напряжения и беспокойства и страха как эмоционального состояния, возникающего в присутствии или предвосхищении опасного или вредного стимула. По частоте возникновения, интенсивности и устойчивости (продолжительности) эмоциональные состояния признаются патологическими, когда они не вписываются в принятые культурой временные рамки их допустимого проявления и мешают выполнению различных социальных функций и обязанностей. Расстройства обычно характеризуются чрезмерной частотой возникновения, излишней интенсивностью и значительной продолжительностью отрицательных эмоций при недостаточности положительных эмоциональных состояний. На признание эмоций патологическими также влияет степень осознанности и реалистичности эмоциональных состояний. Например, тревога может возникать в результате осмысленного прогноза развития ситуации или спонтанно, без видимых причин. Тревога также может быть признана окружающими неоправданной, т. е. не соответствующей реально складывающейся ситуации. В современной клинической психологии главную роль в возникновении эмоциональных нарушений отводят когнитивным факторам (мыслям, представлениям, фантазиям). Следует различать эмоциональные состояния и эмоциональные реакции. Эмоциональные состояния возникают в определенных ситуациях, поэтому они характеризуются интенсивностью и продолжительностью (устойчивостью). Эмоциональные реакции связаны с кратковременным повышением интенсивности психического возбуждения под воздействием какого-либо сильного раздражителя. С прекращением деятельности раздражителя прекращается и эмоциональная реакция. Эмоциональные нарушения связаны с изменением эмоциональных состояний. Выделяют две группы условий возникновения эмоциональных нарушений: внешние ситуационные условия, внутренние личностно обусловленные условия. Как правило, жизненные ситуации воспринимаются и интерпретируются нами, принимая форму мыслей, представлений или фантазий, окрашенных той или иной соответствующей содержанию этих мыслей эмоцией. Следовательно, эмоции связаны с содержанием наших представлений о ситуациях, в которых мы оказываемся. Эти ситуации могут быть связаны как с частными условиями жизни индивида, так и с эпохальными, культурными, экономическими и политическими событиями, влияющими на жизнь и благосостояние человека (или воспринимаемыми как влияющие и имеющие значение в частной жизни индивида). Другими словами, каковы условия жизни человека с точки зрения возможностей удовлетворения его потребностей, таковы и эмоции, обеспечивающие субъективную оценку этих условий и мотивацию деятельности в данных обстоятельствах. Внутренние личностно обусловленные условия связаны с особенностями психофизиологических механизмов эмоциональности и особенностями восприятия и когнитивной переработки информации о внешних событиях. Психофизиологическую основу эмоций составляют нейрохимические и нейрогормональные процессы в диэнцефалической и лимбической системах мозга (гипоталамус, таламус, ретикулярная формация и миндалевидное тело). Главными биохимическими веществами, обеспечивающими эмоции, являются серотонин, адреналин, норадреналин, дофамин, ацетилхолин и опиаты. Изменение баланса этих веществ в организме может приводить к затруднениям в возникновении определенных эмоциональных состояний. Так, снижение уровня серотонина или норадреналина в мозге приводит к депрессии. С действием дофамина связана возможность возникновения положительных эмоций, с действием адреналина и норадреналина — отрицательных. В зависимости от уровня тестостерона и кортизола умеренное содержание в мозге норадреналина, адреналина, серотонина, дофамина и опиатов может лишать человека яркой эмоциональности (высокий уровень тестостерона и низкий — кортизола) или провоцировать состояние растерянности (низкий уровень тестостерона и высокий — кортизола). С особенностями восприятия связано проявление основных первичных эмоций. У человека имеются врожденные формы эмоций, связанные с реагированием на генетически предопределенные внешние и внутренние стимулы среды. Генетически обусловленные эмоциональные реакции могут определять возникновение сложных эмоций в позднем возрасте, поскольку с ними связана «готовность» к возникновению соответствующих эмоциональных состояний. Так, можно говорить о генетически предопределенной готовности к боязни каких-либо объектов внешнего мира (пауков, змей, чужих людей). Восприятие человеком реальности управляет возникновением этих врожденных эмоциональных реакций в актуальном поведении. На ранних этапах жизни большую роль играют процессы обусловливания тех или иных эмоциональных реакций и их закрепление (например, под воздействием травматического опыта раннего детства). Те или иные эмоциональные состояния могут развиваться как привычные — на основе восприятия повторяющихся ситуаций. Возобновляющиеся ситуации приводят к постепенному «выключению» когнитивных процессов оценки однотипных ситуаций и автоматизации непосредственного эмоционального реагирования на восприятие сходной ситуации. Так, человек, имеющий опыт неудач (например, во время занятий в классе), уже только при одном попадании в класс начинает ощущать тревогу. Образование эмоций при этом не рефлектируется и причины состояния не осознаются. Оценка информации, связанной с воспринимаемой ситуацией, составляет основную функцию эмоций. Сознательная оценка результируется в мыслях, ожиданиях, имеющих эмоциональную окраску. Негативные оценки (и соответственно, негативные эмоции) возникают из определенных систематических ошибок при переработке информации о ситуации. Эти ошибки касаются личности человека и перспектив удовлетворения его потребностей в этой ситуации. К ошибкам мышления,производящим устойчивые эмоциональные состояния, относят: — произвольные выводы из имеющейся информации; — избирательное игнорирование или пренебрежение какой-то частью информации; — чрезмерная генерализация информации (распространение ее на более широкий класс событий); — переоценка или недооценка информации; — персонализация ответственности за удачу/неудачу в данных условиях; — жесткая дихотомия информации («хорошо/плохо», «черное/белое» и т. п.). Эмоциональные состояния также связаны с содержанием «Я-концепции» (самооценки, оценки своего прошлого и будущего), каузальной атрибуцией личностно значимых событий и ожиданиями от предстоящих событий. Так как восприятие и когниции принимают активное участие в возникновении и поддержании эмоциональных расстройств, то, соответственно, эмоции, активируя в памяти соответствующие им мысли и образы, поддерживают сами себя, что обеспечивает устойчивость эмоциональных нарушений. Выделяют следующие классы эмоциональных нарушений: тревожные расстройства и расстройства настроения.При этом в качестве самостоятельных расстройств аффективной сферы могут рассматриваться только расстройства настроения. Тревожные расстройства правильнее определять не как аффективные, а как нарушения преимущественно когнитивного компонента эмоциональности (в международной классификации болезней они классифицируются в рамках особого типа расстройств — невротических или связанных со стрессом).
- Часть 2. Клиническая психология
- Клиническая психология как научная дисциплина. Современное состояние, содержание, предмет, задачи.
- Основные задачи и общие принципы психологического исследования в клинике.
- Нейропсихология как раздел клинической психологии. Предмет, задачи, области применения.
- Современные представления о системной организации впф и мозговых механизмах познавательной деятельности. Три функциональных блока мозга (по а.Р. Лурия).
- Нейропсихологическая диагностика: основные принципы и методология исследований высших психических функций при очаговых поражениях мозга.
- Агнозии: классификация и общие мозговые механизмы, связанные с морфофункциональной организацией анализаторных систем мозга.
- Нарушения речи: афазии и дизартрии, дифференциальная диагностика. Классификации афазий и принципы их диагностики в зависимости от тяжести поражения мозга.
- Соотношения общемозговых и локальных синдромов в топической диагностике мозговых поражений.
- Патопсихология как раздел клинической психологии. Задачи, проблемы.
- Особенности и задачи патопсихологического исследования.
- Основные концепции возникновения и развития психосоматических расстройств.
- Механизмы возникновения психосоматических расстройств.
- Роль личности в происхождении психосоматических расстройств.
- Психологические особенности семей с детьми, страдающими психосоматическими расстройствами. Роль семьи в профилактике психосоматических расстройств у детей.
- Соматогенные нервно-психические и соматизированные расстройства.
- Внутренняя картина болезни соматического больного. Типы отношения к болезни. Факторы, участвующие в формировании внутренней картины болезни.
- Психосоматические расстройства в младенческом и раннем детском возрасте.
- Психосоматические и соматопсихические соотношения при расстройствах различных органов и систем органов (привести примеры).
- Эмоциональный стресс и механизмы его развития.
- Понятие психогении и ее значение для психологии и медицины. Систематика неврозов.
- Роль преморбидных особенностей личности и условий воспитания для возникновения невротических расстройств.
- Невроз как болезнь личности. Патогенетическая концепция неврозов в.Н. Мясищева.
- Психотерапия: определение, классификации, цели.
- Понятие стратегии и тактики в психотерапии. Патогенетическая и симптоматическая психотерапия.
- Основные направления психотерапии.
- Принципы и методы организации психотерапевтического процесса. Варианты взаимодействия психотерапевта и пациента.
- Качества и навыки, необходимые психотерапевту. Профессиональный этический кодекс терапевта.
- Базовые понятия психоанализа и основные методы психоаналитической терапии.
- Анализ феноменов переноса, контрпереноса и сопротивления в динамике терапевтического процесса.
- Основные теоретические и методологические положения когнитивно-поведенческой терапии.
- Основные положения клиенто-центрированной терапии Роджерса, условия обеспечения личностного роста.
- Принципы и методы гештальттерапии. Экзистенциальный принцип «здесь и сейчас».
- Теоретические основы и механизмы лечебного действия личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии.
- Психологические основы психогигиены и психопрофилактики.
- Роль и задачи психолога в судебно-психологической экспертизе.
- Психологическое консультирование. Определение, цели, задачи, виды. Место психологического консультирования среди видов психологической помощи. Личность консультанта, этика консультирования.
- Психологическая консультация как организационная структура. Требования к оформлению помещения, обязанности консультанта. Взаимодействие психолога со специалистами смежных профессий.
- Эффективность консультативного процесса. Факторы, снижающие и повышающие успешность консультативного процесса.
- Этапы психологического консультирования. Техники и процедуры консультирования. Особенности психодиагностики в процессе консультирования.
- Специфика консультативного процесса в зависимости от возраста, культуральных и эмоциональных особенностей клиента.
- Мотивационное интервью. Цели, этапы. Транстеоретическая модель изменений Прохаски и Ди Клименте.
- Психология влияния. Механизмы влияния, виды. Способы противостояния негативному воздействию.
- Аддиктивное поведение. Определение, виды, этапы развития.
- Модели формирования аддиктивного поведения. Этапы формирования химических зависимостей (алкогольная, наркотическая зависимости).
- Профилактика аддиктивного поведения (первичная, вторичная, третичная). Виды реабилитации. Психологическая помощь созависимым.
- Девиантное поведение. Определение, классификации, критерии девиантного поведения.
- Нарративная психотерапия.
- Постмодернизм и его роль в современных психотерапевтических подходах.
- Описательно-феноменологическая парадигма клинико-психологического исследования.
- Концепция «стресс-диатез» в пограничных психических расстройствах.
- Феноменологический подход в работе психолога с пациентом. Языковая проблематизация и деконструкция.
- Современное понимание идентичности как центра самоорганизации и сохранения психического здоровья.
- Индивидуальный нарратив как источник и воплощение невротического состояния.
- Негативная и позитивная диагностика неврозов, концепция неврозов по в.Н. Мясищеву.
- Этиологические концепции невротических расстройств.
- Понятие о неврозоподобных состояниях различной этиологии.
- Субъективные психологические реальности как возможная основа для срыва психической саморегуляции.
- Пограничный уровень психической патологии. Диагностические критерии.
- Диагностический процесс в работе клинического психолога: подходы и компоненты.
- Роль психологической модели дискурса для понимания пациента, существующих у него проблем и эффективного психокоррекционного воздействия.
- Нехимические аддикции: виды, этапы формирования, клинико-психологические особенности.
- Гэмблинг: особенности вовлечения, развития, психологическая коррекция.
- Компьютерная и интернет зависимости: причины, этапы формирования и клиническая картина.
- Нарушения мышления при эндогенных расстройствах. Методы диагностики.
- Количественные и качественные нарушения памяти и внимания. Методы диагностики.
- Количественные и качественные нарушения эмоционально-волевой сферы. Методы диагностики.
- Нарушения интеллекта: возрастные особенности, методы диагностики.
- Нарушения сознания: классификация, особенности проявлений.
- Судебно-психологическая экспертиза по половым преступлениям.
- Судебно-психологическая экспертиза состояния физиологического аффекта и иных эмоциональных состояний.
- Судебно-психологическая экспертиза о праве на воспитание детей.
- Взаимодействие эксперта-психолога и эксперта-психиатра при проведении комплексных психолого-психиатрических экспертиз.
- Организация проведения психологического исследования и структура написания психологического заключения.