020400 (030301.65) «Психология»
Утверждено на заседании кафедры Психологии развития и педагогики Факультета психологии (протокол № 2от 13.09. 2010г.)
Зав. кафедрой _____________ Кутергина Л.Н.
|
Санкт-Петербург
2011
Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом
Составитель программы: канд.псх.н., доцент Кутергина Л.Н.
Согласование программы:
Выпускающая кафедра ( факультет) | Дата согласования | Ф.И.О.и подпись зав. выпускающей кафедры |
Кафедра психологии развития и педагогики | 06 сентября 2010года | Кутергина Л.Н. |
Структура дисциплины
Курс 5/6/6
Семестры 9/ 11/ 11
Форма обучения : очная/ очно-заочная/ заочная
Количество часов по учебному плану 110
Количество аудиторных часов
( по всем формам обучения) 68/ 28/ 12
Из них: лекций 34/ 14/ 12,
практических и семинарских занятий 34/14/-
Количество часов самостоятельной работы студентов
(по всем формам обучения) 42/ 82/ 98
Форма итоговой аттестации – зачет
Цели и задачи дисциплины
Цели освоение современных концептуальных представлений о семье, ее видах, функционально- ролевой структуре семейных отношений, их цикличности и специфики;
- формирование профессиональной компетентности путем развития умения решать практические задачи, связанные с воспитанием детей в семье и разрешение семейных конфликтов.
1.2. Задачи обучения дисциплине:
освоить содержание основных понятий
изучить основные нормативные документы регламентирующие жизнедеятельность семьи
изучить проблематику различных типов семейных отношений
сформировать представление об оптимальном стиле семейных отношений
сформировать навыки сохранения и эффективного развития эмоциональных отношений в семье
развить проектировочные, рефлексивные, коммуникативные педагогические умения взаимодействия с семьей современного школьника.
-
Содержание
- 1 Вопрос. Создание семьи: Добрачный период.
- 1.В период ухаживания сексуальность часто носит экспериментальный характер
- 2 Вопрос. Любовь и влюбленность.
- 3 Вопрос. Ревность.
- 4 Вопрос. Супружеские измены.
- Тема 1. Семья как объект психологического
- 1.Психологическое содержание понятия « семья».
- 2 Вопрос. Соотношение понятий «семья» и «брак»
- 3 Вопрос Социально-демографические проблемы семьи.
- Тема 2. Типология современной семьи.
- 1 Вопрос.- Классификация типов семейно-брачных отношений.
- По количеству детей в семье
- 2 Вопрос. Этнические и конфессиональные особенности современной семьи.
- 3 Вопрос. Правовые семейно-брачные отношения.
- Раздел 1
- Раздел 5 Алиментные обязательства членов семьи
- Раздел 6 Формы воспитания детей, оставшихся без попечительства родителей.
- 1 Вопрос. Определение понятия «жизненный цикл семьи»
- 2 Вопрос. Стадии жизненного цикла семьи и их храктеристика
- 3 Вопрос . Стадии родительства.
- Место учебной дисциплины в общей системе подготовки специалиста
- Принципы отбора содержания и организации учебного материала
- Тема 9. Основы семейного консультирования.
- Тема 10. Диагностика определения проблемного поля семьи.
- Тема 1. Семья как объект психологического
- 1.Психологическое содержание понятия « семья».
- 2 Вопрос. Соотношение понятий «семья» и «брак»
- 3 Вопрос Социально-демографические проблемы семьи.
- Тема 1 Семья как объект психологического исследования
- Тема 2. Типология современной семьи.
- Тема 3. Жизненный цикл семьи
- Тема 4. Психология эмоциональных отношений.
- Тема 5 Проблема отношения полов.
- Тема 6 . Влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие ребенка.
- Тема 7. Основы семейного консультирования.
- Тема 8 Диагностика определения проблемного поля семьи.
- Подготовка реферативных сообщений.
- Примерные темы рефератов.
- 1. Основные требования к зачету:
- 2. Вопросы и задания к зачету.
- 020400 (030301.65) «Психология»
- Принципы отбора содержания и организации учебного материала
- Тема 9. Основы семейного консультирования.
- Тема 10. Диагностика определения проблемного поля семьи.
- 1. Основные требования к зачету:
- 2. Вопросы и задания к зачету.
- Товарищеские роли:
- 1 Вопрос. Родительство, как социокультурный феномен.
- 2 Вопрос: Материнство и его роль в формировании личности ребенка.
- 3 Вопрос. Отцовство и его роль в формировании личности ребенка
- 1 Тип отцовства – «Папа – мама»
- 2 Тип отцовства - «Мама - папа»
- 4 Вопрос - Социальные роли бабушки и дедушки и их влияние на воспитание ребенка в семье.
- 2 Тип «Бабушка – соперница»
- Тема 1 : Общие основы семейного психологического
- 1 Вопрос. Цели и задачи семейного психологического консультирования.
- 2 Вопрос. Стадии семейного консультирования.
- Главное в кризисной ситуации:
- В процессе семейного консультирования консультант должен:
- Цель , решаемая консультантом: максимально учитывать особенности клиента и его жизненной ситуации.
- 3 . Этап анализа промежуточных и конечных результатов.
- Выявит « место , куда хочет прийти путник»
- 3 Вопрос: Современные подходы к семейному консультированию.
- Границы семейных подсистем:
- 1 Тип нарушения границ подсистемы:
- 2 Тип нарушения границ подсистемы:
- Задача психолога:
- 7 Категорий действий психолога:
- 4 Вопрос: Принципы семейного психологического
- Этика семейного консультирования.
- Семейное консультирование предполагает решение следующих задач:
- 5 Вопрос. Технология консультативной беседы.
- Тема 1. Основы семейного психологического консультирования.
- Тема 2. Основные методики и технологии семейного психологического консультирования.
- Тема 3. Направления и виды семейного психологического консультирования.
- Тема 2. Семейно-брачное консультирование.
- 1 Вопрос. Основная стратегия консультирования по вопросам супружеских отношений.
- 2 Вопрос. Способы организации процесса семейного консультирования.
- 3 Этап – Принятие компромиссных решений.
- Тема 3. Консультирование детско-родительских отношений.
- 1 Вопрос. Проблемы детско-родительского консультирования..
- Психолого-педагогическая поддержка семьи.