logo search
психология

Тема 38. Концепции психологии обучения

Психологическая сущность программированного обучения. Сущность и основные системы программированного обучения в зависимости от характера шагов программы, от способа ввода ответа, от степени адаптации к индивидуальным особенностям обучаемых.

Общие признаки и организация программированного обучения. Необходимость теоретической обоснованности модели программирования, учения, личности обучаемого.

Возможности реализации идеологии программированного обучения в современной школе.

Основные психологические вопросы компьютеризации и информатизации учебного процесса. Преимущества и недостатки компьютеризации образования.

Психологическая сущность и организация проблемного обучения. Понятие о проблемной ситуации, ее психологической структуре и организации. Основные этапы протекания проблемного обучения. Способы создания и использования проблемных ситуаций в процессе обучения.

Сущность развивающего обучения по системе Л.В. Занкова. Необходимость интенсификации развития школьников и основные принципы такого развития. Основные особенности этой системы и возможности ее реализации в массовом образовании.

Гипотеза П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. Основные теоретические положения гипотезы и методологическая сущность построенного на ней обучения. Состав всякого действия и возможные типы его ориентировочной основы. Параметры, характеризующие действие. Этапы формирования умственных действий. Возможности и ограничения реализации данной концепции в широкой образовательной практике.

Концепция В.В. Давыдова о содержательных обобщениях в обучении. Сущность и различия рассудочно-эмпирического и научно-теоретического мышления, формируемых в обучении. Общие принципы построения учебных предметов. Традиционные и актуальные проблемы развивающего обучения. Перспективы и ограничения реализации данной технологии в массовом школьном обучении.