Нарративная психотерапия.
Нарративный (от лат. narrare–повествовать, рассказывать) подход –одно из самых молодых, бурно развивающихся направлений в сфере терапии и работы с сообществами.
«нарративноенаправление является превосходным отражением постмодернистской революции в психотерапии».Взгляд на реальность социального конструкционизма •реальность создается с помощью языка в процессе постоянного взаимодействия и построения отношений. Дискурс о мире не является ни отражением, ни картой реальности, а всего лишь артефактом, полученным в результате обмена информацией в процессе общения (Gergen, 1985). Основные компоненты постмодернистской психотерапии: •Терапевт —участник-распорядитель разговора, но не «специалист». •Язык, а не стиль взаимодействия играет роль системы. •Смысл и понимание доступны благодаря постоянным усилиям. •Сложности создаются в системе языка и могут «растворяться» благодаря языку. •Изменения происходят благодаря развитию нового языка. •Рефлексирующиебригады используются для получения комментариев и участия в совместном создании альтернативных смыслов. •Структура психотерапии представлена созданием пространства для налаживания определенного типа беседы между ее участниками. •Если бы мы наблюдали этот метод психотерапии в действии, то отметили бы рефлексирующуюи молчаливую позицию терапевта. •Задаваемые вопросы мягко и осторожно направлены на расширение и открытие смыслов для индивидов, задействованных в системе. •Нарративныйподход в психотерапии появился в 80-х годах XX века, когда австралиец Майкл Уайт и новозеландец Девид Эпстон опубликовали книгу "Narrative means to the rapeuticends". С тех пор он стал известен профессионалам в разных странах мира, а с 2000 года развивается и в России. •нарративныйподход пока остается малоизвестным и не очень распространенным в России. •Нарративная(повествовательная) психотерапия является философской позицией, теснейшим образом связанной с онтологическим пониманием человека как активного существа, рассказывающего истории. •Основополагающая задача, стоящая перед индивидом на протяжении всей его жизни, заключается в том, чтобы придать смысл своему существованию. Нарративная терапия •–беседа, в процессе которой люди «перерассказывают», то есть рассказывают по новому, истории своей жизни. •Для нарративных терапевтов "история" это некие события, увязанные в определенные последовательности на некотором временном промежутке и приведенные таким образом в состояние наделенного смыслом сюжета. Нарративное мировоззрение •отличается от модернистского •Нарративные терапевты считают, что «объективная реальность» непостижима непосредственно. •В жизни и в культуре сосуществуютразличные описания реальности. Они не «истинные» или «ложные», а более или менее согласованные и правдоподобные. Они в той или иной мере открывают (или закрывают) людям возможности жить предпочитаемой жизнью, и тем самым представляют собой власть.
•Любое знание есть знание с определенной позиции. Необходимо учитывать социальный, культурный и исторический контекст, в котором порождается знание. •Эти описания реальности поддерживаются и воспроизводятся разными сообществами. •Человек не является изолированным индивидуумом, он является частью сообществ, он «узел отношений», точка интерференции разных смысловых влияний. Некоторые описания поддерживаются сообществом особенно интенсивно. Это доминирующие дискурсы. Они проявляют власть, давая определения «правильного» и «достойного» образа жизни. •Все то, что им не соответствует, вытесняется на обочину жизни, т.е. маргинализуется. •Жизнь каждого человека полиисторична. В ней состязаются за привилегированное положение разные истории. Какая-то из них доминирует. •Если доминирующая история закрывает человеку возможности развития, можно говорить о существовании проблемы. • Нарративна ятерапия старается быть доверительным, не навешивающим ярлыков подходом к консультированию и общественной работе, которая представляет людей как экспертов в своих собственных жизнях. • Она показывает проблемы как отдельные от людейи позволяет людям иметь много умений, компетенций, верований, ценностей, обязательств и способностей, которые помогут им снизить влияние проблем на их жизни. влияние доминирующих историй •Доминирующая история о моих ….. способностях влияет на меня не только в настоящем, но, конечно же, имеет влияние на будущие события. Моё решение и планы будут строиться под влиянием доминирующей истории, имеющейся у меня. Вероятнее, что я, скорее приму решение сделать определенные вещи, если у меня есть история о себе как о хорошем ….., а не как о попадающем в неприятности. •значения, которые я даю событиям, не нейтральны в своём влиянии на мою жизнь –они определяют и составляют мою жизнь в будущем. Все историиявляются существенными и определяют наши жизни. Проживание многих историй одновременно В наших жизнях множество историй. Многие истории существуют одновременно, и разные истории могут быть рассказаны об одном и том же событии. Ни одна история не может быть свободной от неопределённости или опровержения и ни одна история не может вместить или управлять всеми случайностями в жизни. •Всегда есть опыт, не включенный в истории. Из него можно собрать истории, альтернативные доминирующей, и выяснить, какая из них является предпочитаемой.
•«Исключения» из проблемной истории в нарративном подходе называются «уникальными эпизодами». •Сам человек является экспертом по собственному опыту и собственной жизни, хотя •все истории создаются в соавторстве, в коммуникации с кем-то присутствующим актуально или в воображении. •Важно помнить, что история реальна только в той степени, в какой в нее кто-то верит. •Поэтому одна из задач –привлекать «аудиторию» для предпочитаемых историй, людей, персонажей. •нет никакой объективной истины: любое знание и опыт одного человека не менее ценны, чем другого или других. •В подходе не принята экспертная позиция, а значит никто не берется судить «правильный» я или нет. •Нарративный подход –это, скорее, мировоззрение, чем технология. •Уайт обозначает его как пост-структуралистский взгляд на мир, противопоставляя его как альтернативу структуралистскому. Структуралистскийподход
•Для структуралистскойориентации видимые проявления мира, в том числе –поведение человека –это поверхностные проявления глубинной, «истинной» сущности, понять которую может специалист, являющийся экспертом. •Подобный взгляд показал себя весьма успешно в решении многих проблем. Однако, при перенесении в сферу оказания помощи людям, проявляются существенные ограничения этой позиции. Специалист становится экспертом, обладающим властью определять идентичность людей и интерпретировать ее в соответствии с теми или иными нормами: ставить диагноз, классифицировать, приводить в соответствие со своим представлением о норме. Пост-структурализм •пост-структурализмпризнает многообразие и отводит самому человеку место главного эксперта по собственной жизни. Вместо классификации и типизации ценится специфичность и многообразие. •Идентичностьрассматривается не как некая сущность, скрытая внутри индивида, а как нечто, что рождается и постоянно изменяется в контексте социальных взаимодействий социальных институтов, сообществ людей, формируется историческими и культурными силами. Позиция терапевта •неэкспертнаяпозиция терапевта: терапевты не считают себя экспертами в жизнях других людей. •В нарративной теории отсутствует идея «нормы»и знания о том, каким человек или его отношения должны быть. •Сам человек выступает автором своей истории и экспертом в своей жизни, только он может решить, что для него предпочтительно. •Сотрудничая с человеком, терапевт может помочь ему определится с предпочтениями, увидеть возможности, создать новую историю о себе и воплотить ее в жизнь. •Позиция терапевта –децентрированнаяи влиятельная. Это означает, что в центре разговора –клиент, его ценности, знания, опыт и умения. •Терапевт своими вопросами может преумножать возможности и создавать пространство для прославления различий. •Терапевт очень отчетливо осознает отношения власти и противостоит злоупотреблению властью в любых формах. принципы нарративного подхода •Терапевт умеет определенным образом задавать вопросы, но он не является экспертом по тому, в каком направлении и каким образом человеку следует двигаться в жизни. •нарративный терапевт (или «практик», как многие предпочитают себя называть) не навязывает тому, кто обратился за помощью (слово «клиент» тоже не употребляется) никаких методов, которые сам считает правильными. •терапевт постоянно просит его выбратьиз нескольких возможных альтернативных направлений развития беседы тот, который больше всего подходит, представляется наиболее интересным, перспективным и полезным. В результате человек укрепляет контакт с тем, что для него важно в жизни–с ценностями, принципами, мечтаниями и добровольно взятыми на себя обязательствами, воплощаемыми в предпочитаемых историях его жизни. •При работе с теми, кто пережил насилие и травму, нарративный терапевт не будет заставлять клиента заново переживать травмирующий опыт ради «отреагирования эмоций»; •он постарается создать безопасный контекст, чтобы этот опыт был вписан в историю человека, в осмысленную преемственность его жизни как эпизод, имеющий начало и конец. •акцент будет ставиться на так называемое «двойное описание», или «описание с обеих сторон» –не только на историю страдания, но и на историю выживания. Цель нарративной терапии
•создать пространство для развития альтернативных, предпочитаемых историй для того, чтобы человек почувствовал себя способным влиять на собственную жизнь, в большей степени автором предпочитаемой истории своей жизни и стал бы воплощать ее, привлекая и объединяя «своих» людей в сообщество заботы и поддержки. Цели нарративной практики • Помощьлюдям в определении предпочитаемых способов, или предпочитаемых историй, жизни и взаимодействия с собой и другими; • Созданиепространства для развития (богатого и насыщенного описания) предпочитаемых историй; • Поддержкалюдей в ощущении себя способным влиять на собственную жизнь, стать в большей степени автором предпочитаемой истории своей жизни; • Содействиеее воплощению человеком в отношениях с другими людьми, через объединение людей в сообщества заботы и поддержки. основная форма работы
•–пересочинениеистории, (вос)создание авторской позиции (re-authoring) посредством вопросов, направленных на развитие «хорошей» истории. •хорошая история –это такая история, в которой персонажи и события описаны насыщенно, а не тонко (через описание поступка, а не называние качества); описание с разных точек зрения; отражены не только действия героя, но и его намерения/переживания/ценностии пр.; имеются бреши и пробелы в изложении сюжета –чтобы читатель мог достраивать сам. •«хорошая» история ориентирована на конкретную аудиторию и вызывает у нее резонанс, создавая общее переживание; вовлекает слушателей и влияет на них; помогает хранить знание о важном; реорганизует знакомое и привычное так, что становится возможным знать нечто новое. Основные приемы нарративного подхода •1) экстернализация; •2) деконструкция;
•3) восстановление участия (re-membering); •4) работа с внешними свидетелями (церемония признания самоопределения); •5) написание писем, создание летописей, памяток и грамот; •6) развитие сообществ (в т.ч. виртуальных). Экстернализация: •Экстернализация, или вынесение проблемы вовне, •включает позиционирование проблемы в качестве антагониста в рамках нарративной метафоры. •исследуется влияние проблемы на человека и влияние человека на проблему. •Человек определяет свою позицию по отношению к проблеме и осознает, почему эта позиция такова. •С языковой точки зрения это описание проблемы черезсуществительное(не «одинокий», а тот, чью жизнь пытается захватить одиночество»). •Проблему можно представить как сущность, которая в рамках метафоры нарративавыполняет функцию противника. •У этой сущности свои намерения, отличные от его собственных… •Отделяя проблему от себя, человек более четко осознает свои собственные намерения, отличные от намерений проблемы, это придает большую связность и согласованность его представлениям о себе. •Клиенты приходят в психотерапию с «проблемно-насыщенным повествованием», которое подвергается интернализации как первичное самоописание. •Рассказы о проблемах/идентичности создаются, проживаются и поддерживаются их связью со значимыми другими. •Техника экстернализации разрывает связь проблемы с самоописаниями клиента. Деконструкция. •При проведении деконструкцииосознается, исследуется и опротестовывается попытка других людей и сообществ быть автором истории данного человека; исследуется контекст возникновения дискурсивных предписаний, отношения власти, в т.ч. то, кому выгодно существование подобных предписаний. •нарративнаяпрактика предлагает «распаковать» содержание, дать их более «насыщенное» описание, основанное на личном опыте человека, который ее использует. Восстановление участия •Восстановление участия состоит в том, что к работе (реально или виртуально) привлекаются другие люди и персонажи, дающие дополнительную точку зрения на человека и его историю, чтобы создать сообщество поддержки для предпочитаемой истории. •Исследуется роль человека в их жизни и их миссии. Работа с внешними свидетелями •Работа с внешними свидетелями, церемония признания самоопределения, или соприкосновение жизней общими темами –особый способ продвинуть развитие сюжета предпочитаемой истории. •Слушателей истории расспрашивают о том, что у них отозвалось, какой образ протагониста, его ценностей, намерений и умений создался; почему их привлекли именно эти слова и выражения, какой их личный опыт откликается; чему их учит эта история, на что она их сподвигает. •Нарративный подход –одно из немногих терапевтических направлений, творчески использующих в работе с людьми письменное слово. •написание писем, создание сертификатов, грамот и прочих удостоверений идентичности выделяется в отдельный прием. Работа с сообществами –важное и быстро развивающееся направление нарративного подхода. •часто используются приемы искусства и структурированные упражнения для того, чтобы люди вновь обрели надежду и веру в то, что они способны справиться с тяжелыми жизненными ситуациями. •Организация виртуальных сообществ («лиг») помогает аккумулировать знания и опыт преодоления тяжелых проблем и их последствий, а также освобождает терапевта от бремени экспертного знания. Уникальный эпизод •уникальными эпизодами является все то, что не вписывается в проблемно насыщенную историю и не поддерживает проблему. К уникальным эпизодам могут относиться намерения, планы, действия, заявления / высказывания, убеждения, качества, желания, мечты, мысли, взгляды, способности, решения и пр. •Уникальные эпизоды могут находиться в прошлом, настоящем и будущем. •Уникальные эпизоды это двери, ведущие к новым историям. •Вместе с клиентом терапевт старается проследить историю уникальных эпизодов, оживить их, сделать более наглядными и заметными, вплести в новую нарождающуюся историю. По мере того, как все больше уникальных эпизодов найдено, связано и наделено смыслами, проявляется новый сюжет, и альтернативная история становится все более насыщенной и полно описанной. Привлекая с помощью вопросов внимание к уникальным эпизодам, терапевт помогает клиентам переместить эти события с периферии истории к центру, сделать их осознанными и видимыми. Исследование уникальных эпизодов •Обнаружив какое-то событие, мыль, чувство, выбивающиеся из проблемно-насыщенной истории, терапевт пытается узнать о них как можно больше. •вопросы часто начинаются с "Кто", "Что", "Когда", "Где", и уникальный эпизод, таким образом, насыщается деталями. Терапевт пытается выявить и понять все мельчайшие подробности, касающиеся уникального эпизода. Такого рода вопросы исследуют так называемый ландшафт действия •Ландшафт действия состоит из событий, связанных во времени в соответствии с определенным сюжетом. Он дает нам элементарную структуру историй. Вопросы для исследования ландшафта действия •Где вы были, когда это случилось •Вы были один или с кем-то еще? •Когда это случилось? •Как долго это длилось? •Что происходило непосредственно до события и сразу после него? •Вы как-то готовились к этому? •Что сказал ваш друг, когда вы ему это рассказали? •Вы приняли это решение самостоятельно или тут есть еще чей-то вклад? •Вы когда-нибудь поступали так прежде, или сделали так впервые? •Какие шаги, или что именно, привело к этому поступку? Вопросы направлены на выявление не только деталей самого уникального эпизода, но и на его связи с другими событиями и их детали. Исследование смыслов уникального эпизода •Далее терапевт предлагает клиентам исследовать или приписать смыслы описанным уникальным эпизодам. •В таком исследовании выявляется, что уникальные эпизоды значат в терминах человеческих желаний, намерений, убеждений, надежд, ценностей, качеств, планов, решений, способностей, целей и пр. •Задаваемые при этом вопросы называются вопросами ландшафта идентичности (он же ландшафт смыслов, или ландшафт сознания). •ландшафт идентичности, или смыслов, содержит интерпретации, возникающие в результате рефлексии по поводу событий разворачивающихся на ландшафте действия. Вопросы на исследование ландшафта идентичности •Характеристики отношений: На момент, когда это произошло, как бы вы описали ваши взаимоотношения с ….? •Способности и компетенции: Каким образом вам удалось сделать это/ достичь этого? Какие способности для этого понадобились? Умение быть откровенным, о котором вы сказали, связано с какими-то другими вашими способностями? •Желания и предпочтения: Тот факт, что вы согласились ….., что-нибудь говорит о ваших жизненных предпочтениях? О том, что вы хотите от жизни? То, что вам удавалось поддерживать общение с ……, что-то говорит о ваших ценностях? О том, что вы считаете важным в жизни? То, что вы рассказали, что-то говорит о том, на какие отношения с ….. вы, на самом деле, надеетесь? •Индивидуальные качества: Если бы вы это сделали, то что бы такой поступок говорил о вас как о человеке? Что от вас потребовал этот поступок? Какие ваши личные качества пришлось задействовать, чтобы его совершить? •Намерения, мотивы, планы, цели: Когда вы предприняли этот шаг, каковы были ваши намерения? Что этот эпизод говорит о ваших планах? •Терапевт дрейфует между ландшафтами действия и смысла и переключается с одного на другой. Кроме того, он не забывает постоянно задавать вопросы предпочтения, уточняя, является ли разносторонний опыт уникального эпизода и его смыслы действительно предпочтительными для клиентов. Вопросы предпочтения: •Когда вы решили …., несмотря на то, что чувствовали себя не в своей тарелке, это в результате был хороший опыт? •Вы сказали, что этот поступок говорит, что вы можете быть сильным человеком. Вам нравиться знать о себе, что вы можете быть сильным человеком? •Когда эти события наделены смыслом и связаны во времени –новая история начинает жить. •Эта история "антипроблемна", и в центре или на переднем плане в ней говорится о решениях, приятых людьми, их способностях, компетенциях и умениях –всем том, что раньше было сложно заметить в тени проблемно-насыщенной истории. •Вынесение этих ресурсов на передний план помогает людям восстановить связь с их истинными предпочтениями, надеждами, мечтам и идеями, что, в свою очередь, должно оказать эффект на их поведение в будущем. •В ходе этого процесса терапевт постоянно консультируется с клиентами по поводу того, насколько возникающая история соответствует их жизненным предпочтениям. Этапы работы: •Критерием эффективности в нарративнойпрактике является решение самих людей, что они достигли своих целей.
•Поэтому в конце каждой встречи терапевт спрашивает, нужна ли людям следующая, и через какое время, по их мнению, им было бы полезно ее организовать. Иногда бывает достаточно одной беседы. Чаще это может быть 3-10 встреч раз в неделю по 1-2 часа каждая. Иногда люди считают, что им полезно приходить раз месяц или реже, иногда несколько раз в неделю. •При нарративнойработе значимые изменения должны начинаться довольно быстро, в то же время некоторым людям нужно время, чтобы определится с предпочтениями, проверяя их в обычной жизни, или чтобы достаточно развить и "оживить" новую предпочтительную историю, тогда встреч может быть больше. Есть люди, которые хотят решить несколько задач или заняться самоисследованием, этому также можно посвятить больше времени. •Многие так называемые «психологические проблемы» во многом поддерживаются предрассудками общества, стереотипами, социальной политикой, а также «необходимостью» постоянно сравнивать себя с явно и негласно навязываемыми стандартами. •Возвращение проблем «на место», т.е. в социально-культурное пространство, ведет к тому, что работа часто оказывается краткосрочной. •Специфика нарративнойпрактики открыла не только пространство для новых терапевтических идей, а сделала возможным построение отношений сотрудничества с людьми, традиционно «выпадающим» или «вытесняемым» из общества. Это люди с психиатрическими диагнозами, это дети и подростки, чье поведение вызывает недовольство общества и рассматривается как «девиантное», это члены семей, отнесенных к «неблагополучным» или «дисфункциональным».
•Нарративныеидеи оказались наиболее востребованы специалистами во всем мире, ведущими социальную работу с людьми, в силу разных обстоятельств оказавшимися в ситуации маргинализации. И причины тому –восстановление смысла этой работы, возможность помогать людям в самых трудных ситуациях, сохраняя уважение к ним, изменения в жизни людей, появляющиеся даже в тех случаях, которые уже были признаны «безнадежными» другими специалистами. •Все это выводит нарративнуюпрактику за рамки чисто терапии, превращая в практику социального преобразования. Что же такое нарратив? - это жизненная история, рассказанная самим человеком. Миллер Мэйр формулирует основной принцип конструкционистской психологии — «личностные процессы психологически направляются историями, в которых эти личности живут и историями, которые они рассказывают» Само-нарратив (self-narrative) увязывает все события нашей жизни в единую систему, подобную логично построенной истории, а Я, таким образом, является одновременно и ее героем, и ее рассказчиком. Так человек, создавая нарратив, рассказывает его, прежде всего, самому себе. Психолог Теодор Р. Сабрин квалифицирует нарратив как «способ организации эпизодов, действий и отчетов о действиях; это нечто, что соединяет простые факты и фантастические вымыслы...» человек сам определяет значимость каждого из событий, для внедрения его в конструкцию собственного Я. Я-нарратив представляет собой не одну-единственную историю, а совокупность всех жизненных сюжетов, в которых оказывается Я. Идея изменчивости Я, его конструирования в зависимости от социокультурных факторов не предполагает отрицания Я как устойчивой конструкции.
.постмодернизм рассматривает Я как децентрализованную, диалогическую и полифоническую нарративную конструкцию Голландские психологи Германе, Кемпен и ван Лоон предлагают идею полифонического романа (т.е. романа, в котором не единый автор, но множество голосов автора, высказывающихся с разных точек зрения) в качестве метафоры самости у них Я обладает возможностью воображаемо занимать различные позиции и диалогически общаться с другими своими позициями. Эти различные голоса и рассматриваются как «возможные Я», и формируют сложносоставную структуру самости. Концепцию «возможных Я» («possible selves») предлагают американские психологи Хейзел Маркус и Пола Нуриус, занимающиеся проблемами самости и идентичности. Это набор Я-образов — какими мы хотели бы быть, какими мы боялись бы стать, какими мы можем стать. Идея возможных Я устремлена в будущее — это наше ожидание пути развития нашего Я. Наше настоящее Я называется Я-концепцией — то, какие представление о себе мы имеем на данный момент. Я-концепция является не монолитной сущностью, а набором определенных Я-схем, которые, в свою очередь, являются генерализацией прошлого опыта индивида в различных ситуациях. В разных ситуациях возможно проявление различных рабочих Я-концепций. Создание собственного нарратива является своего рода отстранением от собственного Я и представлением его как Другого Рассказывая историю о своем Я, автор отчуждает его и конструирует историю его жизни как историю Другого. Иным образом создание подобного рассказа невозможно. Возможность рассказа о себе базируется исключительно на умении посмотреть на себя со стороны. Дискурсы всегда определяют конкретные субъектные позиции, занимаемые людьми. Эти позиции занимаются
субъектами, в зависимости от способа, которым к ним обращается Другой. Однако один-единственный дискурс никогда не может стать для человека доминирующим, дискурсы постоянно находятся в конфликте друг с другом. Даже в одно и то же время различные дискурсы могут приписывать одному субъекту различные позиции. Каждый индивид имеет несколько идентификаций (в зависимости от возможных способов обращения к нему), и как следствие является децентрированной сущностью. С точки зрения дискурсивной психологии Поттера и Уэзерел, Я является динамической сущностью, находящейся в постоянном взаимодействии с окружающим миром. Основой для формирования личности являются социальные диалоги. Личность рассматривается состоящей из множества идентичностей, сформированных в различных дискурсах. Мишель Фуко определяет идентичности как временный продукт субъектных позиций в пределах дискурсов. Многие дискурсивные психологи говорят о существовании множества версий Я, из которых мы формируем ощущение своей личности. Иногда нам проще принять навязываемые со стороны идентичности, (предписанные обществом) поскольку человек в дискурсивной практике может выступать исходя из узнаваемой для самого себя и других людей идентичности. Однако мы можем говорить о множестве идентификаций в разных ситуациях, т.е. о моментах определения своей позиции в рамках данного дискурса и в то же время в рамках своей идентичности, которая, хотя и подвержена изменениям и переструктурированию, все же является единой и обладает определенным постоянством. Именно постоянство идентичности (хотя и относительное) является необходимым для моего существования как цельной самости, а не набора различных впечатлений и временных идентификаций. Мы можем понимать Я индивида как «открытое произведение» (по У.Эко), в котором сам индивид является и
автором, и исполнителем, а Другие, также выступая с позиций «читателя» («слушателя») привносят свое понимание самости, дополняя создаваемый человеком Я-нарратив. Под идентичностью в контексте нарратива и дискурса мы можем понимать способ, которым различные жизненные сюжеты конструируются в единую последовательную жизненную историю, автором которой является Я.
- Часть 2. Клиническая психология
- Клиническая психология как научная дисциплина. Современное состояние, содержание, предмет, задачи.
- Основные задачи и общие принципы психологического исследования в клинике.
- Нейропсихология как раздел клинической психологии. Предмет, задачи, области применения.
- Современные представления о системной организации впф и мозговых механизмах познавательной деятельности. Три функциональных блока мозга (по а.Р. Лурия).
- Нейропсихологическая диагностика: основные принципы и методология исследований высших психических функций при очаговых поражениях мозга.
- Агнозии: классификация и общие мозговые механизмы, связанные с морфофункциональной организацией анализаторных систем мозга.
- Нарушения речи: афазии и дизартрии, дифференциальная диагностика. Классификации афазий и принципы их диагностики в зависимости от тяжести поражения мозга.
- Соотношения общемозговых и локальных синдромов в топической диагностике мозговых поражений.
- Патопсихология как раздел клинической психологии. Задачи, проблемы.
- Особенности и задачи патопсихологического исследования.
- Основные концепции возникновения и развития психосоматических расстройств.
- Механизмы возникновения психосоматических расстройств.
- Роль личности в происхождении психосоматических расстройств.
- Психологические особенности семей с детьми, страдающими психосоматическими расстройствами. Роль семьи в профилактике психосоматических расстройств у детей.
- Соматогенные нервно-психические и соматизированные расстройства.
- Внутренняя картина болезни соматического больного. Типы отношения к болезни. Факторы, участвующие в формировании внутренней картины болезни.
- Психосоматические расстройства в младенческом и раннем детском возрасте.
- Психосоматические и соматопсихические соотношения при расстройствах различных органов и систем органов (привести примеры).
- Эмоциональный стресс и механизмы его развития.
- Понятие психогении и ее значение для психологии и медицины. Систематика неврозов.
- Роль преморбидных особенностей личности и условий воспитания для возникновения невротических расстройств.
- Невроз как болезнь личности. Патогенетическая концепция неврозов в.Н. Мясищева.
- Психотерапия: определение, классификации, цели.
- Понятие стратегии и тактики в психотерапии. Патогенетическая и симптоматическая психотерапия.
- Основные направления психотерапии.
- Принципы и методы организации психотерапевтического процесса. Варианты взаимодействия психотерапевта и пациента.
- Качества и навыки, необходимые психотерапевту. Профессиональный этический кодекс терапевта.
- Базовые понятия психоанализа и основные методы психоаналитической терапии.
- Анализ феноменов переноса, контрпереноса и сопротивления в динамике терапевтического процесса.
- Основные теоретические и методологические положения когнитивно-поведенческой терапии.
- Основные положения клиенто-центрированной терапии Роджерса, условия обеспечения личностного роста.
- Принципы и методы гештальттерапии. Экзистенциальный принцип «здесь и сейчас».
- Теоретические основы и механизмы лечебного действия личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии.
- Психологические основы психогигиены и психопрофилактики.
- Роль и задачи психолога в судебно-психологической экспертизе.
- Психологическое консультирование. Определение, цели, задачи, виды. Место психологического консультирования среди видов психологической помощи. Личность консультанта, этика консультирования.
- Психологическая консультация как организационная структура. Требования к оформлению помещения, обязанности консультанта. Взаимодействие психолога со специалистами смежных профессий.
- Эффективность консультативного процесса. Факторы, снижающие и повышающие успешность консультативного процесса.
- Этапы психологического консультирования. Техники и процедуры консультирования. Особенности психодиагностики в процессе консультирования.
- Специфика консультативного процесса в зависимости от возраста, культуральных и эмоциональных особенностей клиента.
- Мотивационное интервью. Цели, этапы. Транстеоретическая модель изменений Прохаски и Ди Клименте.
- Психология влияния. Механизмы влияния, виды. Способы противостояния негативному воздействию.
- Аддиктивное поведение. Определение, виды, этапы развития.
- Модели формирования аддиктивного поведения. Этапы формирования химических зависимостей (алкогольная, наркотическая зависимости).
- Профилактика аддиктивного поведения (первичная, вторичная, третичная). Виды реабилитации. Психологическая помощь созависимым.
- Девиантное поведение. Определение, классификации, критерии девиантного поведения.
- Нарративная психотерапия.
- Постмодернизм и его роль в современных психотерапевтических подходах.
- Описательно-феноменологическая парадигма клинико-психологического исследования.
- Концепция «стресс-диатез» в пограничных психических расстройствах.
- Феноменологический подход в работе психолога с пациентом. Языковая проблематизация и деконструкция.
- Современное понимание идентичности как центра самоорганизации и сохранения психического здоровья.
- Индивидуальный нарратив как источник и воплощение невротического состояния.
- Негативная и позитивная диагностика неврозов, концепция неврозов по в.Н. Мясищеву.
- Этиологические концепции невротических расстройств.
- Понятие о неврозоподобных состояниях различной этиологии.
- Субъективные психологические реальности как возможная основа для срыва психической саморегуляции.
- Пограничный уровень психической патологии. Диагностические критерии.
- Диагностический процесс в работе клинического психолога: подходы и компоненты.
- Роль психологической модели дискурса для понимания пациента, существующих у него проблем и эффективного психокоррекционного воздействия.
- Нехимические аддикции: виды, этапы формирования, клинико-психологические особенности.
- Гэмблинг: особенности вовлечения, развития, психологическая коррекция.
- Компьютерная и интернет зависимости: причины, этапы формирования и клиническая картина.
- Нарушения мышления при эндогенных расстройствах. Методы диагностики.
- Количественные и качественные нарушения памяти и внимания. Методы диагностики.
- Количественные и качественные нарушения эмоционально-волевой сферы. Методы диагностики.
- Нарушения интеллекта: возрастные особенности, методы диагностики.
- Нарушения сознания: классификация, особенности проявлений.
- Судебно-психологическая экспертиза по половым преступлениям.
- Судебно-психологическая экспертиза состояния физиологического аффекта и иных эмоциональных состояний.
- Судебно-психологическая экспертиза о праве на воспитание детей.
- Взаимодействие эксперта-психолога и эксперта-психиатра при проведении комплексных психолого-психиатрических экспертиз.
- Организация проведения психологического исследования и структура написания психологического заключения.