Тема 7. Психическое развитие в подростковом возрасте
1. Дайте ответы на следующие вопросы:
Докажите, что половое созревание – явление не только биологическое, но и социальное.
Почему трудности подростков чаще всего связывают с половым созреванием?
Охарактеризуйте чувство взрослости подростка как стержневую особенность личности?
Охарактеризуйте самосознание в подростковом возрасте. С чем связано появление вопросов перед подростком типа «Что я за человек?», «Что во мне хорошего, а что плохого?». С чем связана завышенность или заниженность самооценки. В какой последовательности подросток осознает свои качества личности?
Охарактеризуйте эмоциональные особенности подростка. С чем связана противоречивость чувств подростка; например, с одной стороны – внимательность, а с другой – грубость?
Постройте логическую схематическую модель социальной ситуации развития подростка. Дайте психологическую характеристику.
Почему общение подростка со сверстниками становится более привлекательным, чем с родителями, взрослыми. Что должен учитывать взрослый при общении с подростком?
У подростков развивается потребность быть признанным, уважаемым товарищами. Приведите примеры самоутверждения подростков среди сверстников.
С чем связана популярность (непопулярность) подростков среди сверстников. Что значит быть хорошим товарищем. Что такое «кодекс товарищества»?
2. Подготовьте доклады (рефераты) по темам:
Становление нового типа взаимоотношений подростка и взрослого.
Изучение мотивов учебной деятельности подростка, как условие совершенствования процесса обучения.
Акцентуации характера в подростковом возрасте
Конфликтные ситуации учителя с подростками и способы преодоления и предупреждения.
Влияние сверстников и друзей на формирование личности подростка.
Самооценка подростка и уровень его притязаний.
Интересы подростков и их формирование.
Волков Б.С. Психология подростка. Учебное пособие. – М.:Педагогическое общество России, 2001.
Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2003.
Гуткина Н.И. Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. – М., 1986.
Кле М. Психология подростка: (Психосексуальное развитие). – М.: Педагогика, 1991.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.,1998
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л., 1983.
Патохарактерологическое исследование у подростков / под ред. Личко А.Е., Иванова Н.Я. – Л.: Изд-во ин-та им. В.М. Бехтерева, 1981.
Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психическая природа и возрастная динамика. – М.: Воронеж, 2000.
Прутченков А.С. Сиялов А.А. Эй, ты, параноик. – М., 1994.
Психология подростка. Учебник / под ред. Реана А.А. – СПб: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003.
Рояк А.А. Психология конфликта и особенности индивидуального развития личности ребенка. – М.: Педагогика, 1988.
Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Аспект Пресс, 2005.
- Содержание
- I. Рабочая программа дисциплины «Возрастная психология»
- 1. Цели и задачи изучения дисциплины
- 2. Требования к уровню освоения дисциплины
- 3.Объем дисциплины Распределение часов по темам и видам учебной работы Форма обучения очная
- 4. Содержание курса
- Раздел 1. Общие вопросы возрастной психологии
- Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии
- Тема 2. Условия, источники и движущие силы психического развития
- Тема 3. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития.
- Тема 5. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте
- Тема 6. Психическое развитие в младшем школьном возрасте
- Тема 7. Психологические особенности развития подростка
- Тема 8. Психологические особенности развития в раннем юношеском возрасте
- Тема 9. Динамика психического развития школьников в онтогенезе
- Тема 10. Психология взрослости и психологические проблемы позднего возраста
- 5.Темы практических и семинарских занятий
- Тема 2. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития
- Список литературы Основной
- Дополнительный
- Раздел 2. Характеристика психического развития в разные периоды онтогенеза
- Тема 4. Психологические особенности развития подростка
- Список литературы Основной
- Дополнительный
- Тема 5. Психология ранней юности
- Список литературы Основной
- Дополнительный
- Тема 6. Динамика психического развития в онтогенезе
- Список литературы Основной
- Дополнительный
- 6. Лабораторные работы (лабораторный практикум)
- 7. Тематика докладов, рефератов
- 8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 8.1. Список литературы Основная
- Дополнительная
- 8.2. Информационное обеспечение дисциплины
- 8.3. Методические указания студентам
- Виды и содержание самостоятельной работы
- Раздел 1. Общие вопросы возрастной психологии
- Тема 1. Предмет, задачи, становление и методы возрастной психологии
- Тема 2. Условия, источники и движущие силы психического развития
- 2. Дайте определения следующих понятий:
- Тема 3. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Основные новообразования возраста
- Раздел 2. Характеристика психического развития в разные периоды онтогенеза
- Тема 4. Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве
- Тема 5. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте
- Тема 6. Психическое развитие в младшем школьном возрасте
- Тема 7. Психическое развитие в подростковом возрасте
- Тема 8. Психическое развитие в раннем юношеском возрасте
- Тема 9.Динамика психического развития школьников в онтогенезе
- Динамика психического развития школьников в онтогенезе
- Тема 10. Психология взрослости и психологические проблемы позднего возраста
- Психология взрослости и старости
- 8.4. Методические рекомендации преподавателю
- II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций
- Вопросы к экзамену и зачёту по курсу «Возрастная психология»
- Возрастная психология
- Возрастная психология
- Возрастная психология
- Изд. Лиц. Ид № 03857 от 30.01.2001
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,