logo
общая педагогика / УМК общеуниверситетских кафедр / Психология / Возрастная психология

Тема 5. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте

1. Подготовить доклад по теме: «Виды игр и их характеристика. Значение игры для развития личности ребенка».

2. Прочесть, законспектировать материал по вопросу: «Психологическая готовность к школе: структура и характеристика основных компонентов».

3. В детском саду наблюдали за развитием фонематического слуха у детей. Исследователи записали характерный говор некоторых детей:

Гриша говорил вместо рыба – “лыба”; Саша говорил вместо шишка – “сишка”; Петя говорил вместо садись – “дись”; Вова говорил вместо сахар – “хасир”. Какие недостатки в речи детей выявились в данном исследовании? Чем это можно объяснить? Что должны делать взрослые, чтобы исправить эти недостатки в речи дошкольника?

4. Детей разного дошкольного возраста спросили, что такое кукла.

Ответы были разные.

Лена: «Кукла – это вот». (Показывает.)

Нина: «Кукла – чтобы играть».

Зина: «Кукла – это голова, руки, наги, волосы».

Оля: «Кукла – это игрушка».

По ответам детей определите примерно их возраст. Назовите основные закономерности формирования понятий у детей.

5. Оцените правильность высказывания о природе самосознания в самооценке ребенка.

  1. Ребенок идет в своем развитии от познания себя к познанию других людей.

  2. Самосознание связано с наличием логического мышления у детей. Самосознание возникает лишь в подростковый период, когда процесс осознания собственных мыслей приобретает систематический характер.

  3. Ребенок познает окружающий мир (в том числе и других людей) и лишь постепенно начинает выделять и себя; как некое насто­ящее существо. Уже к трем годам у него существует определенное представление о самом себе, появляется самооценка, которая в дальнейшем оказывает большое влияние на формирование его личности.

  4. Самосознание возникает в период, когда происходит субъективное выделение ребенком своего действия из всей структуры его предметной деятельности. Это становится возможным лишь благодаря воспитательным воздействиям взрослого.

  5. Представление ребенка о самом себе – важнейшая составная часть самосознания.

  6. Самооценка формируется под влиянием оценки взрослого в и процессе собственной деятельности ребенка.