logo
общая педагогика / УМК общеуниверситетских кафедр / Психология / Возрастная психология

Тема 3. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Основные новообразования возраста

1. Обосновать необходимость различения паспортного (хронологического), биологического, психологического и социального возрастов.

2.Провести сравнительный анализ развития личности по Э.Эриксону и З.Фрейду.

3.Заполните таблицу:

Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже

Период

Новообразования

Возраст


4. Ответить на вопросы:

  1. Каковы критерии ведущей деятельности (по А.Н. Леонтьеву)?

  2. Какие особенности протекания критических периодов развития выделил Л.С. Выготский?

  3. Что такое психологическое новообразование?

  1. Установите соответствие между понятиями и их определениями

  1. Развитие

№______

  1. Возраст

№______

  1. Социальная ситуация развития

№______

  1. Ведущий тип деятельности

№______

  1. Новообразования личности

№______

  1. Сензитивный период развития

№______

  1. Кризис развития

№______

  1. Онтогенез

№______

  1. Зона ближайшего развития

№______

  1. Экстериоризация

№______

  1. Стабильные стадии развития

№______

  1. Биологическое созревание

№______

  1. Филогенез

№______

  1. Интериоризация

№______

  1. Специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой.

  2. Характерные для каждой стадии развития качества, свойства, влияющие на развитие личности.

  3. Последовательные, прогрессирующие, в целом необратимые количественные и качественные изменения психики.

  4. Деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой.

  5. Конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития.

  6. Оптимальный характер развития определенных психологических свойств и процессов, присущий определенному возрастному периоду ребенка.

  7. Плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка, которые составляют большую часть детства.

  8. Краткие, но бурные стадии, сопровождаемые значительными сдвигами в развитии ребенка.

  9. Реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи со стороны окружающих людей.

  1. Психологический механизм перехода из внешнего во внутренний план действий. Постепенное превращение какого-либо процесса или явления из внешнего во внутреннее.

  2. Естественный процесс преобразования анатомических структур и физиологических процессов организма по мере его роста.

  3. Формирование основных структур психики индивида в течение его жизни.

  4. Процесс порождения внешних действий на основе преобразований ряда внутренних структур, сложившихся на основе внешней социальной деятельности человека.

  5. Становление структур психики в ходе биологический эволюции вида или социокультурной истории человечества.