Вопросы к экзамену и зачёту по курсу «Возрастная психология»
Предмет, методы и история психологии развития.
Теории психического развития.
Роль наследственных и социальных факторов в психическом развитии.
Закономерности динамики психического развития (волнообразный характер развития, гетерохронность, сензитивные периоды, критические и литические периоды).
Роль деятельности в психическом развитии. Взаимосвязь обучения и психического развития.
Основные подходы к периодизации психического развития.
Характеристика психического развития младенца.
Психологическая характеристика раннего детства.
Характеристика развития познавательных процессов в дошкольном возрасте.
Развитие личности ребенка в дошкольном возрасте.
Показатели готовности к школе.
Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте.
Особенности познавательных процессов в младшем школьном возрасте.
Развитие личности младшего школьника.
Основные противоречия подросткового возраста. Теоретические подходы к кризису подросткового возраста.
Анатомо-физиологическая характеристика подростка.
«Чувство взрослости» как центральное новообразование в личности подростка. Его источники и направления развития.
Особенности эмоционально-личностных характеристик в подростковом возрасте.
Учебная деятельность и когнитивное развитие подростка.
Взаимоотношения подростка со сверстниками.
Взаимоотношения подростка и взрослого. Причины конфликтов между ними.
Понятие юности и теоретические подходы к юношескому возрасту.
Учебная деятельность и когнитивное развитие в раннем юношеском возрасте.
Проблема профессионального самоопределения в ранней юности.
Личностное самоопределение, формирование самосознания, идеалов и мировоззрения в ранней юности.
Взаимоотношения юношей со взрослыми. Общество сверстников в раннем юношеском возрасте.
Понятие социальной ситуации развития и особенности ее проявления в дошкольном и школьных возрастах.
Динамика когнитивного развития в школьных возрастах.
Этапы развития личности в школьных возрастах.
Особенности общения со сверстниками и взрослыми в школьных возрастах.
Особенности когнитивной сферы взрослых людей.
Особенности личности взрослых людей.
Особенности социального развития и деятельности взрослых людей.
Нормативные кризисы жизни взрослого человека.
Примечание: для факультета физической культуры дополнительный вопрос:
Особенности физического развития в младшем школьном возрасте.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный педагогический университет»
Кафедра психологии
- Содержание
- I. Рабочая программа дисциплины «Возрастная психология»
- 1. Цели и задачи изучения дисциплины
- 2. Требования к уровню освоения дисциплины
- 3.Объем дисциплины Распределение часов по темам и видам учебной работы Форма обучения очная
- 4. Содержание курса
- Раздел 1. Общие вопросы возрастной психологии
- Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии
- Тема 2. Условия, источники и движущие силы психического развития
- Тема 3. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития.
- Тема 5. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте
- Тема 6. Психическое развитие в младшем школьном возрасте
- Тема 7. Психологические особенности развития подростка
- Тема 8. Психологические особенности развития в раннем юношеском возрасте
- Тема 9. Динамика психического развития школьников в онтогенезе
- Тема 10. Психология взрослости и психологические проблемы позднего возраста
- 5.Темы практических и семинарских занятий
- Тема 2. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития
- Список литературы Основной
- Дополнительный
- Раздел 2. Характеристика психического развития в разные периоды онтогенеза
- Тема 4. Психологические особенности развития подростка
- Список литературы Основной
- Дополнительный
- Тема 5. Психология ранней юности
- Список литературы Основной
- Дополнительный
- Тема 6. Динамика психического развития в онтогенезе
- Список литературы Основной
- Дополнительный
- 6. Лабораторные работы (лабораторный практикум)
- 7. Тематика докладов, рефератов
- 8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 8.1. Список литературы Основная
- Дополнительная
- 8.2. Информационное обеспечение дисциплины
- 8.3. Методические указания студентам
- Виды и содержание самостоятельной работы
- Раздел 1. Общие вопросы возрастной психологии
- Тема 1. Предмет, задачи, становление и методы возрастной психологии
- Тема 2. Условия, источники и движущие силы психического развития
- 2. Дайте определения следующих понятий:
- Тема 3. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Основные новообразования возраста
- Раздел 2. Характеристика психического развития в разные периоды онтогенеза
- Тема 4. Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве
- Тема 5. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте
- Тема 6. Психическое развитие в младшем школьном возрасте
- Тема 7. Психическое развитие в подростковом возрасте
- Тема 8. Психическое развитие в раннем юношеском возрасте
- Тема 9.Динамика психического развития школьников в онтогенезе
- Динамика психического развития школьников в онтогенезе
- Тема 10. Психология взрослости и психологические проблемы позднего возраста
- Психология взрослости и старости
- 8.4. Методические рекомендации преподавателю
- II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций
- Вопросы к экзамену и зачёту по курсу «Возрастная психология»
- Возрастная психология
- Возрастная психология
- Возрастная психология
- Изд. Лиц. Ид № 03857 от 30.01.2001
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,