logo
общая педагогика / УМК общеуниверситетских кафедр / Психология / Возрастная психология

Тема 2. Условия, источники и движущие силы психического развития

Понятие развития. Факторы психического развития. Роль наследственных и социальных факторов в психическом развитии.

Анализ различных теорий психического развития. Биогенетическое направление в исследовании детского развития. Теория рекапитуляции (Ст. Холл). Теория трех ступеней детского развития: инстинкт, дрессура, интеллект (К. Бюлер). Социогенетическое направление в исследовании детского развития. Теория социального научения. Теория конвергенции двух факторов (В. Штерн). Психоаналитические теории детского развития. Стадии психосексуального развития ребенка по З. Фрейду. Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона. Когнитивное направление в психологии развития. Учение об интеллектуальном развитии Ж.Пиаже. Стадии интеллектуального развития ребенка. Теория морального развития Л.Колберга.

Культурно - историческая концепция Л.С. Выготского. Теория развития высших психических функций: опосредованность и интериоризация в психическом развитии. Теория развития личности Л.И. Божович. Модель развития личности А.В.Петровского. Модель развития общения М.И.Лисиной.

Проблема условий, источников и движущих сил психического развития человека. Проблема соотношения обучения и развития. Закономерности психического развития (цикличность и волнообразный характер развития, гетерохронность, сензитивные периоды, критические и стабильные периоды). Противоречия и кризисы психического развития. Общие признаки кризисов. Основные кризисы детского развития (Л.С.Выготский). Кризисы взрослости.