1 Вопрос. Родительство, как социокультурный феномен.
Одной из важнейших функций семьи является РЕПРОДУКТИВНАЯ ФУНКЦИЯ.
Реализация данной функции определяется уровнем исполнения социальных ролей, где в качестве ведущей социальной роли выступает РОДИТЕЛЬСТВО.
Проявление родительства определяется :
- с одной стороны социальной средой , в которой представлена данная семья;
- с другой стороны, уровнем развития общества , представителем которого является семья.
- Родительство рассматривается как социокультурный феномен.
Природа родительских чувств , с точки зрения обыденного сознания, проста:
Родители - главные и естественные воспитатели;
Проявление родительских чувств обусловлено инстинктом продолжения рода;
ОТСУТСТВИЕ ИЛИ НЕРАЗВИТОСТЬ РОДИТЕЛЬСКИХ ЧУВСТВ - ИЗВРАЩЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ НОРМЫ.
- Родительство проявляется в отношениях.
В проявлении родительских отношений можно выделить ряд особенностей:
Первая особенность : Родительские отношения изменяются в зависимости от возраста и пола ребенка. Основные линии изменения отношений: - мера опеки; -мера контроля; - содержание отношений; - характер отношений.
Вторая особенность: Одним из важнейших компонентов родительства является РОДИТЕЛЬСКАЯ ЗАБОТА О ПОТОМСТВЕ. Проявление родительской заботы обусловлено ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИ (история развития человека) . Общий образец родительской заботы о потомстве ЗАПРОГРАММИРОВАН.
Содержание и степень проявления родительской заботы о потомстве определяется условиями развития:
1-е условие – если рождается малое число потомков – шансов на выживание больше, так как на ранних стадиях развития выше уровень проявления заботы, больше внимания; - Освоение новой среды ребенком имеет больший уровень защиты. Ребенок чувствует защищенность. Значит - родительская забота делает ребенка социально защищенным. - Родительская забота имеет чувственную окраску. НО : Нельзя считать , что родительская любовь и забота обусловлены только биологически
2-е условие – Родительская любовь и забота продукт исторического развития
Например: - Подготовка к условиям жизни;
- Физическое развитие;
- Интеллектуальное развитие (образование)
- Культура, языки
Решение представленных задач осуществляется при проявлении ЛЮБВИ и ЗАБОТЫ, но исторически это представлено по-разному.
Что стимулирует рождение и взращивание детей?
Рационально-экономические соображения ( больше рабочих рук)
Проявление психологических мотивов ( а). потребность в детях - социально-психологическое свойство индивида. Если нет детей человек испытывает чувство одиночества и заводят животных ; б) удовлетворение альтруистической заботы опеки- как потребности в собственной полезности. Например, забота о животных)
Проявление потребности родительства в настоящее время несколько ослабевает.
- показателями выступает снижение рождаемости; прерывание беременности . Данное проявление обусловлено рядом причин: и прежде всего экономических, проявлением эгоцентризма, духовным падением.
- 1 Вопрос. Создание семьи: Добрачный период.
- 1.В период ухаживания сексуальность часто носит экспериментальный характер
- 2 Вопрос. Любовь и влюбленность.
- 3 Вопрос. Ревность.
- 4 Вопрос. Супружеские измены.
- Тема 1. Семья как объект психологического
- 1.Психологическое содержание понятия « семья».
- 2 Вопрос. Соотношение понятий «семья» и «брак»
- 3 Вопрос Социально-демографические проблемы семьи.
- Тема 2. Типология современной семьи.
- 1 Вопрос.- Классификация типов семейно-брачных отношений.
- По количеству детей в семье
- 2 Вопрос. Этнические и конфессиональные особенности современной семьи.
- 3 Вопрос. Правовые семейно-брачные отношения.
- Раздел 1
- Раздел 5 Алиментные обязательства членов семьи
- Раздел 6 Формы воспитания детей, оставшихся без попечительства родителей.
- 1 Вопрос. Определение понятия «жизненный цикл семьи»
- 2 Вопрос. Стадии жизненного цикла семьи и их храктеристика
- 3 Вопрос . Стадии родительства.
- Место учебной дисциплины в общей системе подготовки специалиста
- Принципы отбора содержания и организации учебного материала
- Тема 9. Основы семейного консультирования.
- Тема 10. Диагностика определения проблемного поля семьи.
- Тема 1. Семья как объект психологического
- 1.Психологическое содержание понятия « семья».
- 2 Вопрос. Соотношение понятий «семья» и «брак»
- 3 Вопрос Социально-демографические проблемы семьи.
- Тема 1 Семья как объект психологического исследования
- Тема 2. Типология современной семьи.
- Тема 3. Жизненный цикл семьи
- Тема 4. Психология эмоциональных отношений.
- Тема 5 Проблема отношения полов.
- Тема 6 . Влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие ребенка.
- Тема 7. Основы семейного консультирования.
- Тема 8 Диагностика определения проблемного поля семьи.
- Подготовка реферативных сообщений.
- Примерные темы рефератов.
- 1. Основные требования к зачету:
- 2. Вопросы и задания к зачету.
- 020400 (030301.65) «Психология»
- Принципы отбора содержания и организации учебного материала
- Тема 9. Основы семейного консультирования.
- Тема 10. Диагностика определения проблемного поля семьи.
- 1. Основные требования к зачету:
- 2. Вопросы и задания к зачету.
- Товарищеские роли:
- 1 Вопрос. Родительство, как социокультурный феномен.
- 2 Вопрос: Материнство и его роль в формировании личности ребенка.
- 3 Вопрос. Отцовство и его роль в формировании личности ребенка
- 1 Тип отцовства – «Папа – мама»
- 2 Тип отцовства - «Мама - папа»
- 4 Вопрос - Социальные роли бабушки и дедушки и их влияние на воспитание ребенка в семье.
- 2 Тип «Бабушка – соперница»
- Тема 1 : Общие основы семейного психологического
- 1 Вопрос. Цели и задачи семейного психологического консультирования.
- 2 Вопрос. Стадии семейного консультирования.
- Главное в кризисной ситуации:
- В процессе семейного консультирования консультант должен:
- Цель , решаемая консультантом: максимально учитывать особенности клиента и его жизненной ситуации.
- 3 . Этап анализа промежуточных и конечных результатов.
- Выявит « место , куда хочет прийти путник»
- 3 Вопрос: Современные подходы к семейному консультированию.
- Границы семейных подсистем:
- 1 Тип нарушения границ подсистемы:
- 2 Тип нарушения границ подсистемы:
- Задача психолога:
- 7 Категорий действий психолога:
- 4 Вопрос: Принципы семейного психологического
- Этика семейного консультирования.
- Семейное консультирование предполагает решение следующих задач:
- 5 Вопрос. Технология консультативной беседы.
- Тема 1. Основы семейного психологического консультирования.
- Тема 2. Основные методики и технологии семейного психологического консультирования.
- Тема 3. Направления и виды семейного психологического консультирования.
- Тема 2. Семейно-брачное консультирование.
- 1 Вопрос. Основная стратегия консультирования по вопросам супружеских отношений.
- 2 Вопрос. Способы организации процесса семейного консультирования.
- 3 Этап – Принятие компромиссных решений.
- Тема 3. Консультирование детско-родительских отношений.
- 1 Вопрос. Проблемы детско-родительского консультирования..
- Психолого-педагогическая поддержка семьи.