Тема 3. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Основные новообразования возраста
1. Обосновать необходимость различения паспортного (хронологического), биологического, психологического и социального возрастов.
Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Аспект Пресс, 2005.
Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2000.
2.Провести сравнительный анализ развития личности по Э.Эриксону и З.Фрейду.
Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Аспект Пресс, 2005.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
3.Заполните таблицу:
Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже
Период | Новообразования | Возраст |
|
|
|
Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер. 2000.
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1994.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
4. Ответить на вопросы:
Каковы критерии ведущей деятельности (по А.Н. Леонтьеву)?
Какие особенности протекания критических периодов развития выделил Л.С. Выготский?
Что такое психологическое новообразование?
Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Сост. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В.. – М., 2003.
Гамезо, М.В., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М., МГОПУ, 1994.
Установите соответствие между понятиями и их определениями
| №______ |
| №______ |
| №______ |
| №______ |
| №______ |
| №______ |
| №______ |
| №______ |
| №______ |
| №______ |
| №______ |
| №______ |
| №______ |
| №______ |
Специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой.
Характерные для каждой стадии развития качества, свойства, влияющие на развитие личности.
Последовательные, прогрессирующие, в целом необратимые количественные и качественные изменения психики.
Деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой.
Конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития.
Оптимальный характер развития определенных психологических свойств и процессов, присущий определенному возрастному периоду ребенка.
Плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка, которые составляют большую часть детства.
Краткие, но бурные стадии, сопровождаемые значительными сдвигами в развитии ребенка.
Реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи со стороны окружающих людей.
Психологический механизм перехода из внешнего во внутренний план действий. Постепенное превращение какого-либо процесса или явления из внешнего во внутреннее.
Естественный процесс преобразования анатомических структур и физиологических процессов организма по мере его роста.
Формирование основных структур психики индивида в течение его жизни.
Процесс порождения внешних действий на основе преобразований ряда внутренних структур, сложившихся на основе внешней социальной деятельности человека.
Становление структур психики в ходе биологический эволюции вида или социокультурной истории человечества.
- Содержание
- I. Рабочая программа дисциплины «Возрастная психология»
- 1. Цели и задачи изучения дисциплины
- 2. Требования к уровню освоения дисциплины
- 3.Объем дисциплины Распределение часов по темам и видам учебной работы Форма обучения очная
- 4. Содержание курса
- Раздел 1. Общие вопросы возрастной психологии
- Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии
- Тема 2. Условия, источники и движущие силы психического развития
- Тема 3. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития.
- Тема 5. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте
- Тема 6. Психическое развитие в младшем школьном возрасте
- Тема 7. Психологические особенности развития подростка
- Тема 8. Психологические особенности развития в раннем юношеском возрасте
- Тема 9. Динамика психического развития школьников в онтогенезе
- Тема 10. Психология взрослости и психологические проблемы позднего возраста
- 5.Темы практических и семинарских занятий
- Тема 2. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития
- Список литературы Основной
- Дополнительный
- Раздел 2. Характеристика психического развития в разные периоды онтогенеза
- Тема 4. Психологические особенности развития подростка
- Список литературы Основной
- Дополнительный
- Тема 5. Психология ранней юности
- Список литературы Основной
- Дополнительный
- Тема 6. Динамика психического развития в онтогенезе
- Список литературы Основной
- Дополнительный
- 6. Лабораторные работы (лабораторный практикум)
- 7. Тематика докладов, рефератов
- 8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 8.1. Список литературы Основная
- Дополнительная
- 8.2. Информационное обеспечение дисциплины
- 8.3. Методические указания студентам
- Виды и содержание самостоятельной работы
- Раздел 1. Общие вопросы возрастной психологии
- Тема 1. Предмет, задачи, становление и методы возрастной психологии
- Тема 2. Условия, источники и движущие силы психического развития
- 2. Дайте определения следующих понятий:
- Тема 3. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Основные новообразования возраста
- Раздел 2. Характеристика психического развития в разные периоды онтогенеза
- Тема 4. Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве
- Тема 5. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте
- Тема 6. Психическое развитие в младшем школьном возрасте
- Тема 7. Психическое развитие в подростковом возрасте
- Тема 8. Психическое развитие в раннем юношеском возрасте
- Тема 9.Динамика психического развития школьников в онтогенезе
- Динамика психического развития школьников в онтогенезе
- Тема 10. Психология взрослости и психологические проблемы позднего возраста
- Психология взрослости и старости
- 8.4. Методические рекомендации преподавателю
- II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций
- Вопросы к экзамену и зачёту по курсу «Возрастная психология»
- Возрастная психология
- Возрастная психология
- Возрастная психология
- Изд. Лиц. Ид № 03857 от 30.01.2001
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,