Тема 5. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте
1. Подготовить доклад по теме: «Виды игр и их характеристика. Значение игры для развития личности ребенка».
Смирнова Е. О. Психология ребенка. М., 1997.
Мухина В.С. Детская психология. М.,1997
Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999
2. Прочесть, законспектировать материал по вопросу: «Психологическая готовность к школе: структура и характеристика основных компонентов».
Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Аспект Пресс, 2005. С.292-299.
Кравцова Б.Б. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.
3. В детском саду наблюдали за развитием фонематического слуха у детей. Исследователи записали характерный говор некоторых детей:
Гриша говорил вместо рыба – “лыба”; Саша говорил вместо шишка – “сишка”; Петя говорил вместо садись – “дись”; Вова говорил вместо сахар – “хасир”. Какие недостатки в речи детей выявились в данном исследовании? Чем это можно объяснить? Что должны делать взрослые, чтобы исправить эти недостатки в речи дошкольника?
Карпова С.Н., Труве Э.Н. Психология речевого развития ребенка / под ред. Боярчук В. К. – Ростов, 1987.
Коломинский Л.Я., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика. Профилактика и коррекция. – СПб.: Питер,2004
Мухина В.С. Детская психология. – М., 1997
4. Детей разного дошкольного возраста спросили, что такое кукла.
Ответы были разные.
Лена: «Кукла – это вот». (Показывает.)
Нина: «Кукла – чтобы играть».
Зина: «Кукла – это голова, руки, наги, волосы».
Оля: «Кукла – это игрушка».
По ответам детей определите примерно их возраст. Назовите основные закономерности формирования понятий у детей.
Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. – М.,1984
Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Серия «Психология развития». – М. 2002.
Катаева Л.А. и др. К генезису развития мышления в дошкольном возраст //Вопросы психологии. – 1991. – № 3.
Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1996.
5. Оцените правильность высказывания о природе самосознания в самооценке ребенка.
Ребенок идет в своем развитии от познания себя к познанию других людей.
Самосознание связано с наличием логического мышления у детей. Самосознание возникает лишь в подростковый период, когда процесс осознания собственных мыслей приобретает систематический характер.
Ребенок познает окружающий мир (в том числе и других людей) и лишь постепенно начинает выделять и себя; как некое настоящее существо. Уже к трем годам у него существует определенное представление о самом себе, появляется самооценка, которая в дальнейшем оказывает большое влияние на формирование его личности.
Самосознание возникает в период, когда происходит субъективное выделение ребенком своего действия из всей структуры его предметной деятельности. Это становится возможным лишь благодаря воспитательным воздействиям взрослого.
Представление ребенка о самом себе – важнейшая составная часть самосознания.
Самооценка формируется под влиянием оценки взрослого в и процессе собственной деятельности ребенка.
Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. – М., 1984.
Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. – М., 1989
- Содержание
- I. Рабочая программа дисциплины «Возрастная психология»
- 1. Цели и задачи изучения дисциплины
- 2. Требования к уровню освоения дисциплины
- 3.Объем дисциплины Распределение часов по темам и видам учебной работы Форма обучения очная
- 4. Содержание курса
- Раздел 1. Общие вопросы возрастной психологии
- Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии
- Тема 2. Условия, источники и движущие силы психического развития
- Тема 3. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития.
- Тема 5. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте
- Тема 6. Психическое развитие в младшем школьном возрасте
- Тема 7. Психологические особенности развития подростка
- Тема 8. Психологические особенности развития в раннем юношеском возрасте
- Тема 9. Динамика психического развития школьников в онтогенезе
- Тема 10. Психология взрослости и психологические проблемы позднего возраста
- 5.Темы практических и семинарских занятий
- Тема 2. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития
- Список литературы Основной
- Дополнительный
- Раздел 2. Характеристика психического развития в разные периоды онтогенеза
- Тема 4. Психологические особенности развития подростка
- Список литературы Основной
- Дополнительный
- Тема 5. Психология ранней юности
- Список литературы Основной
- Дополнительный
- Тема 6. Динамика психического развития в онтогенезе
- Список литературы Основной
- Дополнительный
- 6. Лабораторные работы (лабораторный практикум)
- 7. Тематика докладов, рефератов
- 8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 8.1. Список литературы Основная
- Дополнительная
- 8.2. Информационное обеспечение дисциплины
- 8.3. Методические указания студентам
- Виды и содержание самостоятельной работы
- Раздел 1. Общие вопросы возрастной психологии
- Тема 1. Предмет, задачи, становление и методы возрастной психологии
- Тема 2. Условия, источники и движущие силы психического развития
- 2. Дайте определения следующих понятий:
- Тема 3. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Основные новообразования возраста
- Раздел 2. Характеристика психического развития в разные периоды онтогенеза
- Тема 4. Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве
- Тема 5. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте
- Тема 6. Психическое развитие в младшем школьном возрасте
- Тема 7. Психическое развитие в подростковом возрасте
- Тема 8. Психическое развитие в раннем юношеском возрасте
- Тема 9.Динамика психического развития школьников в онтогенезе
- Динамика психического развития школьников в онтогенезе
- Тема 10. Психология взрослости и психологические проблемы позднего возраста
- Психология взрослости и старости
- 8.4. Методические рекомендации преподавателю
- II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций
- Вопросы к экзамену и зачёту по курсу «Возрастная психология»
- Возрастная психология
- Возрастная психология
- Возрастная психология
- Изд. Лиц. Ид № 03857 от 30.01.2001
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,