Аддиктивное поведение. Определение, виды, этапы развития.
Биологические, социальные и психологические факторы возникновения аддикции. В этиологии и генезе зависимостей от ПАВ учитывают комплекс биологических, психологических и социальных факторов. Биол: - это наличие или отсутствие в организме человека эндогенных психоактивных субстратов, тождественных или подобных ПАВ (энкефалинов и эндорфинов), а также способность организма к их выработке. Их характеризуют: опиатные и бензодиазепиновые рецепторы; количество и активность рецепторов, вступающих во взаимодействие с ПАВ; способность организма к продукции ферментов, регулирующих процессы метаболизма ПАВ на ЦНС; способность организма к продукции ферментов, регулирующих процессы метаболизма ПАВ на тканевом уровне. В основе патогенеза болезней патологической зависимости лежит способность ПАВ оказывать специфическое воздействие на ЦНС и вызывать эйфорию – сумму позитивно окрашенных эмоций и других изменений психического состояния, напрямую связанных с эмоциональным фоном. Пробуют наркотики многие, но продолжают употреблять только те, у кого они дают эффект положительного подкрепления, у кого есть биологический радикал предрасположенности. Наследственная предрасположенность, преморбидные механизмы. Псих: а) личностные особенности, способствующие началу употребления ПАВ и развитию болезней патологической зависимости - различные психопатии и акцентуации личности. Так, формирование раннего алкоголизма и его злокачественное течение наблюдается при психопатиях и акцентуациях эпилептоидного, неустойчивого и психастенического типа. Употребление ПАВ рассматривается как один из непродуктивных механизмов преодоления острого или хронического стресса. б) факторы, влияющие на вероятность развития злоупотребления или заболевания в процессе развития и формирования личности. Процесс формирования личности связан с периодами взросления и дальнейшей жизни человека, на каждом из этих периодов можно выделить основные моменты, предрасполагающие к началу употребления ПАВ. 1 этап) совпадает с этапом раннего детства – от 1-3х лет. На этом этапе основным способом познания окружающих человека социальных отношений является подражание. Если ребенок наблюдает у окружающих его взрослых людей явную связь между употреблением алкоголя и появлением состояния радости, счастья, удовлетворенности, то у него неосмысленно формируется эта же самая связь. 2 этап) совпадает с возрастным этапом младшего школьного возраста. В этом возрасте ребенок активно изучает мир, познает его через свой чувственный опыт. На этом этапе наблюдается в основном потребление веществ, дающих наиболее интересные чувственные переживания (летучие ПАВ - бензин, растворители), активный переход с одних ПАВ к другим и, как правило, групповое их потребление. 3 этап) начало самоактуализации, индивидуализации человека в подростковом возрасте. Бурные физиологические изменения, осознание своей индивидуальности, появление собственных, отличных от групповых интересов, стремлений, планов в этот период сопровождается появлением тревоги, опасений, стеснительности в общении и может стать причиной ситуационного употребления ПАВ с целью облегчения своего состояния. С другой стороны, эти же процессы приводят к идентификации подростками себя с «взрослыми» и к потребности признания обществом своей взрослости. в) особые психологические состояния, способствующие началу наркотизации и развитию болезней патологической зависимости, включают в себя реакции на стресс, состояния дистресса и фрустрации, при которых человек прибегает к приему ПАВ для облегчения своих переживаний. Социальные подразделяются на макросоциальные и микросоциальные. Макро- факторы включают в себя официальную политику государства в отношении потребления тех или иных ПАВ: правовые отношения к обороту ПАВ, религиозные, культурные, исторические, пищевые традиции, воспитательные, образовательные, социальные государственные программы. Микро- на начало злоупотребления и формирования болезней патологической зависимости большое влияние оказывает семья, её социальная структура (неполная семья), экономическое положение, отношение к употреблению ПАВ, позиции членов семьи, культурные, морально-этические, нравственные традиции, проводимый воспитательный процесс, патологические формы воспитания – гипоопека, гиперопека, гиперпротекция, приводящие к «интоксикации свободой» после ухода из семьи. На формирование отношения к употреблению ПАВ влияют различные социальные группы: школа, училище, ВУЗ, армия, дворовая компания, «тусовка» по интересам – фаны, панки, хиппи, байкеры, реперы и др.
Роль семьи в возникновении зависимостей. На начало злоупотребления и формирования болезней патологической зависимости большое влияние оказывает семья, её социальная структура (неполная семья), экономическое положение, отношение к употреблению ПАВ, позиции членов семьи, патологические формы воспитания. Если в семье есть больные с наркотической или алкогольной зависимостью. Родители-алкоголики мощный фактор в формировании зависимости детей. Следует уделять внимание не только фактору отягощающему, но и числу больных родствеников, а также учитывать в скольких поколениях. Факторами риска развития зависимости от ПАВ, обнаруживаемыми в семьях, являются:
- алкоголизм либо наркомания отца или матери; - алкоголизм либо наркомания других родственников; - отсутствие эмоциональной привязанности и сплоченности между членами семьи, постоянная конфликтность взаимоотношений; - терпимое отношение родителей к употреблению ПАВ детьми или к девиантному поведению; - хаотичный уклад жизни семьи без соблюдения ритуалов и традиций.
Синдром зависимости от ПАВ. И.Н. Пятницкая под наркоманией подразумевает состояние, определяемое: 1) синдромом изменённой реактивности к действию данного наркотика (защитные реакции, толерантность, форма потребления, форма опьянения); 2) синдромом психической зависимости (обсессивное влечение, психический комфорт в интоксикации); 3) синдромом физической зависимости (компульсивное влечение, потеря контроля над дозой, абстинентный синдром, физический комфорт в интоксикации). Эти три синдрома в совокупности с синдромом психосоматического снижения и с синдромом последствий хронической интоксикации составляют Большой наркоманический синдром, отличающий наркомана от здорового человека. Изменение формы потребления — переход от эпизодического к регулярному приёму наркотика. С течением времени развивается привыкание к наркотику и систематический его приём уже вынужденный, так как обеспечивается формированием синдромов психической и физической зависимостей, абстинентным синдромом. При некоторых формах наркоманий (алкоголизм, злоупотребление стимуляторами) форма потребления наркотика приобретает циклический характер. Условием изменения формы потребления наркотика является исчезновение защитных реакций и изменившаяся толерантность к наркотику. Исчезновение защитных реакций — показатель перехода организма на новый уровень функционирования, когда прежние дозы наркотика уже нетоксичны, не требуют защиты. Изменение толерантности — осевой симптом зависимости. Для всех без исключения форм зависимости характерно вначале возрастание толерантности, её стабилизация на высоком уровне, а затем её снижение. Изменение формы опьянения — симптом, появляющийся последним в структуре синдрома изменённой реактивности. После того, как сформировался систематический приём наркотика, исчезли защитные реакции, установилась высокая толерантность. Психическое (обсессивное) влечение выражается в постоянных мыслях о наркотике, подавленности, неудовлетворённости в отсутствие наркотика, подъёме настроения в предвкушении приёма наркотика. Обсессивное влечение определяет эмоциональный фон, но не способно (в отличие от физического, компульсивного влечения) полностью занимать всё содержание сознания, диктовать поведение. Физическое (компульсивное) влечение: выражается в неодолимом стремлении к употреблению наркотика В отличие в от обсессивного влечения: - обладает интенсивностью, достигающей интенсивности витальных влечений. Порой компульсивное влечение вытесняет голод и жажду (сексуальное влечение на этом этапе болезни уже практически отсутствует). - способно представлять все содержание сознания в настоящий момент, не оставляя места другим, не связанным с наркотизацией представлениям. - не только определяет умонастроение и аффективный фон, но и диктует поведение, подавляет и устраняет противоречащие мотивы и контроль. Компульсивное влечение определяет поступки больных, мотивацию их действий. - сопровождается вегетативной стигматизацией: расширением зрачков, гипергидрозом, сухостью во рту, гиперрефлексией, тремором. Абстинентный синдром: это - «болезненное состояние, возникающее вследствие прекращение поступлении привычной дозы» ПАВ. АС характеризуется жизненной необходимостью в постоянном присутствии наркотика для относительно нормального функционирования opганизма. Абстиненция является показателем сформировавшейся физической зависимости от ПАВ. Формируется постепенно, в разные при разных формах химической зависимости сроки и возникает спустя некоторое время (которое тоже зависит от вида наркотика) после обрыва наркотизации.
Стадии развития зависимости от ПАВ. В МКБ-10 Синдром зависимости от ПАВ (F1) определяется как «комплекс поведенческих, познавательных и физиологических симптомов, который возникает после повторных употреблений вещества и обычно включает сильное влечение к нему; трудности в контролировании его употребления; упорное продолжение его использования, несмотря на пагубные последствия; предпочтение употребления ПАВ в ущерб другим видам деятельности и выполнению обязанностей; возрастание допустимых пределов употребления и иногда состояние абстиненции». В класс F1 входят понятия алкоголизма, наркомании, токсикомания. 1) Этап злоупотребления наркотиком - опьянения чередуются с состоянием трезвости различной длительности. Клиническая симптоматика наркоманий отсутствует. Выраженных расстройств соматической сферы вне интоксикации не наблюдаются. Основные звенья этапа злоупотребления наркотиком: 1) эйфория как субъективное чувство удовольствия, наслаждения, благоприятного сдвига в физического или психическом самочувствии; 2) формирование предпочтения определённого наркотика; 3) регулярность приёма; 4) угасание первоначального эффекта наркотика; 2) Продром болезни - увеличивается суточная толерантность. Возможно многократное введение наркотического вещества в течение дня. Возникают явления дисхроноза, проявляющегося высоким жизненным тонусом, коротким беспорядочным сном, невыраженностью суточных спадов активности. Продромальные явления трудно дифференцируемы; 3) Стадия I наркомани-ческой зависимости – приём наркотика регулярен. Толерантность растёт, защитные реакции ослабевают, вероятность токсических реакций снижается, изменяется форма потребления (синдром изменённой реактивности). Появляется психическое (обсессивное) влечение к опьянению, способность достижения психического комфорта в интоксикации (синдром психической зависимости); 4) Стадия II наркоманической зависимости - представлена тремя наркоманическими синдромами: 1) синдромом изменённой реактивности (изменённая форма потребления, высокая устойчивая толерантность, отсутствие защитных и токсических реакций, изменённая форма опьянения); 2) синдромом психической зависимости (обсессивное влечение к опьянению, способность к психическому комфорту в интоксикации); 3) синдромом физической зависимости (компульсивное влечение к опьянению, маскирующее влечение обсессивное, способность к физическому комфорту в интоксикации, абстинентный синдром); 5) Стадия III наркоманической зависимости - как и вторая стадия, представлена тремя наркоманическими синдромами: 1) синдромом изменённой реактивности (изменённая форма потребления, снижающаяся толерантность, отсутствие защитных и токсических реакций, изменённая форма опьянения); 2) синдромом психической зависимости (обсессивное влечение к опьянению, способность к психическому комфорту в интоксикации); 3) синдромом физической зависимости (компульсивное влечение, физический комфорт в интоксикации, трансформированный абстинентный синдром). Синдромы наркотической зависимости изменены из-за истощённости организма наркомана, и наркотик выполняет роль тонизирующего, подстёгивающего организм средства.
Модели аддиктивного поведения. Моральная модель, объясняющая аддиктивное поведение бездуховности и морального несовершенства. Эта модель восходит к религиозным воззрениям, в соответствии с которыми пагубные привычки являются одним из проявлений греховности человека. С этических позиций человек полностью несет ответственность за свое поведение. В настоящее время моральная модель если и имеет место, то скорее применяется к наркозависимым в основном из-за тесной связи между употреблением наркотиков и совершением правонарушений. Другой концептуальной парадигмой аддиктивного поведения является модель болезни. Данная модель завоевала популярность среди специалистов и получила широкое общественное признание (например, в рамках программы "Двенадцать шагов"). В соответствии с рассматриваемой моделью зависимость представляет собой заболевание, требующее получения специальной помощи. При этом аддикт частично освобождается от ответственности за происхождение своей болезни. Поскольку зависимость признается трудноизлечимой, человек, страдающий ею, должен сопротивляться болезненному влечению всю жизнь. И именно за это он несет личную ответственность. Другая, симптоматическая модель, предполагает изучение аддиктивного поведения как отдельных поведенческих "симптомов" или привычек. Например, подросток может приобщиться к курению в значимой для него компании, получая одобрение сверстников и ощущение взрослости. Следовательно, медико-психологическое воздействие должно быть преимущественно направлено на конкретный симптом – привычку. Меньшее распространение получила психоаналитическая модель зависимого поведения. Вероятно, это связано с тем, что психоаналитическая терапия аддиктивных расстройств пока еще не имеет высокой эффективности. В то же время психодинамические механизмы формирования зависимого поведения признаются чрезвычайно важными для понимания его природы. В соответствии с психоаналитической моделью аддиктивное поведение является одним из проявлений нарушенной личностной динамики. Индивидуальная склонность к зависимому поведению определяется в первые годы жизни. Далее оно вызывается и поддерживается как бессознательными мотивами, так и особенностями характера человека (например, оральным характером). В рамках системно-личностной модели зависимое поведение рассматривается как дисфункциональное, связанное со сбоем в жизненно важных функциях и в системе значимых отношений личности. Перечисленные концептуальные модели зависимого поведения отражают его сложность и многообразие. Следует отметить, что на современном этапе развития науки приоритет отдается комплексной - биопсихосоциальной модели аддиктивного поведения, рассматривающей зависимость как следствие нарушений в функционировании сложной многоуровневой системы "социум - личность - организм". Это значит, что аддиктивное поведение должно одновременно рассматриваться в нескольких планах: культурологическом, социальном, правовом, психологическом, медико-биологическом.
Стадии развития наркомании. 1 стадия - прием наркотика регулярен. Толерантность растет, защитные реакции ослабевают, вероятность токсических реакций снижается, изменяется форма потребления (синдром измененной реактивности). Появляется психическое (обсессивное) влече-ние к опьянению, способность достижения психического комфорта в интоксикации (синдром психической зависимости). 2 стадия - представлена тремя наркоманическими синдромами: 1) син-дромом измененной реактивности (измененная форма потребления, высокая устойчивая толерантность, отсутствие защитных и токсических реакций, измененная форма опьянения); 2) синдромом психической зависимости (обсессивное влечение к опьянению, способность к психическому комфорту в интоксикации); 3) синдромом физической зависимости (компульсивное влечение к опьянению, маскирующее влечение обсессивное, способность к физическому комфорту в интоксикации, абстинентный синдром). 3 стадия - как и вторая стадия, представлена тремя наркоманическими синдромами: 1) синдромом измененной реактивности (измененная форма потребления, снижающаяся толерантность, отсутствие защитных и токсических реакций, измененная форма опьянения); 2) синдромом психической зависимости (обсессивное влечение к опьянению, способность к психическому комфорту в интоксикации); 3) синдромом физической зависимости (компульсивное влечение, физический комфорт в интоксикации, трансформированный абстинентный синдром). Синдромы наркотической зависимости изменены из-за истощенности организма наркомана, и наркотик выполняет роль тонизирующего, подстегивающего организм средства.
- Часть 2. Клиническая психология
- Клиническая психология как научная дисциплина. Современное состояние, содержание, предмет, задачи.
- Основные задачи и общие принципы психологического исследования в клинике.
- Нейропсихология как раздел клинической психологии. Предмет, задачи, области применения.
- Современные представления о системной организации впф и мозговых механизмах познавательной деятельности. Три функциональных блока мозга (по а.Р. Лурия).
- Нейропсихологическая диагностика: основные принципы и методология исследований высших психических функций при очаговых поражениях мозга.
- Агнозии: классификация и общие мозговые механизмы, связанные с морфофункциональной организацией анализаторных систем мозга.
- Нарушения речи: афазии и дизартрии, дифференциальная диагностика. Классификации афазий и принципы их диагностики в зависимости от тяжести поражения мозга.
- Соотношения общемозговых и локальных синдромов в топической диагностике мозговых поражений.
- Патопсихология как раздел клинической психологии. Задачи, проблемы.
- Особенности и задачи патопсихологического исследования.
- Основные концепции возникновения и развития психосоматических расстройств.
- Механизмы возникновения психосоматических расстройств.
- Роль личности в происхождении психосоматических расстройств.
- Психологические особенности семей с детьми, страдающими психосоматическими расстройствами. Роль семьи в профилактике психосоматических расстройств у детей.
- Соматогенные нервно-психические и соматизированные расстройства.
- Внутренняя картина болезни соматического больного. Типы отношения к болезни. Факторы, участвующие в формировании внутренней картины болезни.
- Психосоматические расстройства в младенческом и раннем детском возрасте.
- Психосоматические и соматопсихические соотношения при расстройствах различных органов и систем органов (привести примеры).
- Эмоциональный стресс и механизмы его развития.
- Понятие психогении и ее значение для психологии и медицины. Систематика неврозов.
- Роль преморбидных особенностей личности и условий воспитания для возникновения невротических расстройств.
- Невроз как болезнь личности. Патогенетическая концепция неврозов в.Н. Мясищева.
- Психотерапия: определение, классификации, цели.
- Понятие стратегии и тактики в психотерапии. Патогенетическая и симптоматическая психотерапия.
- Основные направления психотерапии.
- Принципы и методы организации психотерапевтического процесса. Варианты взаимодействия психотерапевта и пациента.
- Качества и навыки, необходимые психотерапевту. Профессиональный этический кодекс терапевта.
- Базовые понятия психоанализа и основные методы психоаналитической терапии.
- Анализ феноменов переноса, контрпереноса и сопротивления в динамике терапевтического процесса.
- Основные теоретические и методологические положения когнитивно-поведенческой терапии.
- Основные положения клиенто-центрированной терапии Роджерса, условия обеспечения личностного роста.
- Принципы и методы гештальттерапии. Экзистенциальный принцип «здесь и сейчас».
- Теоретические основы и механизмы лечебного действия личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии.
- Психологические основы психогигиены и психопрофилактики.
- Роль и задачи психолога в судебно-психологической экспертизе.
- Психологическое консультирование. Определение, цели, задачи, виды. Место психологического консультирования среди видов психологической помощи. Личность консультанта, этика консультирования.
- Психологическая консультация как организационная структура. Требования к оформлению помещения, обязанности консультанта. Взаимодействие психолога со специалистами смежных профессий.
- Эффективность консультативного процесса. Факторы, снижающие и повышающие успешность консультативного процесса.
- Этапы психологического консультирования. Техники и процедуры консультирования. Особенности психодиагностики в процессе консультирования.
- Специфика консультативного процесса в зависимости от возраста, культуральных и эмоциональных особенностей клиента.
- Мотивационное интервью. Цели, этапы. Транстеоретическая модель изменений Прохаски и Ди Клименте.
- Психология влияния. Механизмы влияния, виды. Способы противостояния негативному воздействию.
- Аддиктивное поведение. Определение, виды, этапы развития.
- Модели формирования аддиктивного поведения. Этапы формирования химических зависимостей (алкогольная, наркотическая зависимости).
- Профилактика аддиктивного поведения (первичная, вторичная, третичная). Виды реабилитации. Психологическая помощь созависимым.
- Девиантное поведение. Определение, классификации, критерии девиантного поведения.
- Нарративная психотерапия.
- Постмодернизм и его роль в современных психотерапевтических подходах.
- Описательно-феноменологическая парадигма клинико-психологического исследования.
- Концепция «стресс-диатез» в пограничных психических расстройствах.
- Феноменологический подход в работе психолога с пациентом. Языковая проблематизация и деконструкция.
- Современное понимание идентичности как центра самоорганизации и сохранения психического здоровья.
- Индивидуальный нарратив как источник и воплощение невротического состояния.
- Негативная и позитивная диагностика неврозов, концепция неврозов по в.Н. Мясищеву.
- Этиологические концепции невротических расстройств.
- Понятие о неврозоподобных состояниях различной этиологии.
- Субъективные психологические реальности как возможная основа для срыва психической саморегуляции.
- Пограничный уровень психической патологии. Диагностические критерии.
- Диагностический процесс в работе клинического психолога: подходы и компоненты.
- Роль психологической модели дискурса для понимания пациента, существующих у него проблем и эффективного психокоррекционного воздействия.
- Нехимические аддикции: виды, этапы формирования, клинико-психологические особенности.
- Гэмблинг: особенности вовлечения, развития, психологическая коррекция.
- Компьютерная и интернет зависимости: причины, этапы формирования и клиническая картина.
- Нарушения мышления при эндогенных расстройствах. Методы диагностики.
- Количественные и качественные нарушения памяти и внимания. Методы диагностики.
- Количественные и качественные нарушения эмоционально-волевой сферы. Методы диагностики.
- Нарушения интеллекта: возрастные особенности, методы диагностики.
- Нарушения сознания: классификация, особенности проявлений.
- Судебно-психологическая экспертиза по половым преступлениям.
- Судебно-психологическая экспертиза состояния физиологического аффекта и иных эмоциональных состояний.
- Судебно-психологическая экспертиза о праве на воспитание детей.
- Взаимодействие эксперта-психолога и эксперта-психиатра при проведении комплексных психолого-психиатрических экспертиз.
- Организация проведения психологического исследования и структура написания психологического заключения.