Барьеры делового общения.
а) Специфические: политические, социальные, религиозные, языковые, профессиональные отличия, которые определены разным мировоззрением, не знание иностранного языка (идет речь, например, о принадлежности к разным партиям, верующим - неверующих, бедных - богатых; иностранцев и тому подобное).
б) Психологические: разные индивидуально - психологические особенности тех, кто общается (например, скрытность одного, стыдливость второго, антипатия, недоверие и тому подобное); случаи, когда настойчиво обращают внимание на те стороны личности партнера, которые он не осознает и которые находятся в противоречии с его представлением о себе.
в) Психофизиологические: речь идет о встрече с глухонемыми, слепыми, умственное отсталыми, сектантами, фанатиками, алкоголиками, наркоманами и др.
Подавляющее количество конфликтных ситуаций требуют для своего решения обязательного учета темпераментного фактора, который вызывает или сопровождает конфликт.
Знание характерных черт темперамента, в частности в критических ситуациях, особенностей эмоциональных и поведенческих реакций помогает предупреждать возникновение конфликтов и находить пути их правильного разрешения.
В случае возникновения между собеседниками недоразумений, они могут обратиться за помощью посредников, то есть третьих лиц. Наилучший выход из конфликта - конструктивный. Общение нуждается в постоянной коррекции, а за этим стоит: саморегуляция (самоубеждение, самоприказ).
В случае необходимости можно воспользоваться сеткой Томаса-Килменна, в которой, задействовано пять стилей поведения в конфликте: стиль конкуренции, сотрудничества, компромисса, уклонения и приспособления.
Конкуренция (соперничество) - стремление добиться удовлетворения собственных интересов за счет потерь другой стороны.
Уклонение как отсутствие стремления к кооперации, в то же время и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.
Сотрудничество - участники ситуации находят альтернативное решение, которое полностью удовлетворяет интересам обеих сторон.
Приспособление - принесение в жертву собственных интересов.
Компромисс - согласие, достигнутое путем взаимных уступок.
Относительно тактики деловых взаимоотношений, то, как доводят наблюдения, следует:
- обнаруживать толерантность - терпеливе реагирование на любой негативный фактор (выдержку, самообладание, тактичность, чувство меры);
- советоваться с арбитром, консультантом (в сложных случаях);
- не оставлять вопрос без ответа;
- искать компромиссы, альтернативные варианты решения проблемы;
- придерживаться установки «ты — хороший», «я — хороший»;
- проявлять интеллектуальные эмоции (заинтересованность, удивление, интерес);
- моделировать, прогнозировать ситуацию (например, в общении с «тяжелыми» людьми: агрессивными, жалобщиками, молчунами, всезнайками, максималистами, скрытными и др.);
- не давать советы партнеру, если он об этом Вас не просит;
- не задавать излишне вопросы;
- относиться к людям так, как бы вам хотелось, чтобы они относились к вам;
- учитывать возрастные, половые и индивидуальные особенности собеседника;
Помним:
- избыточная принципиальность ведет к изоляции;
- храните чужие тайны, не разглашайте собственные;
- не вмешивайтесь в дела, которые Вас не касаются;
- не забывайте об искренности комплименту;
- чем громче, тем ниже интеллект;
- критикуйте мысль, а не человека;
- не творите себе кумира;
- успехи свидетельствуют о том, на что Вы в состоянии, а неудачи - чего Вы стоите;
- человека определяет то, как она мыслит. Учимся хорошо мыслить.
- Донбасский институт техники и менеджмента
- Суть делового общения
- 2. Стратегия, тактика и фазы делового общения.
- 3. Этика делового общения
- Виды этикета
- Об умении держать себя в обществе. План.
- Рекомендации для осуществления самопознания.
- Требование к внешнему виду
- Тема №3.Стили делового общения. Классификация трудностей делового общения. Переговоры. План.
- Этапы общения.
- Барьеры делового общения.
- Переговоры
- Тема № 4. Особенности вербального (языкового) и невербального (несловесного) средства общения. Деловое письмо.
- Умение говорить – необходимое условие для успеха делового человека.
- Умение слушать.
- Деловое письмо
- Типы деловых писем
- Тема №5. Об этикете на официальных мероприятиях.
- Визитная карточка
- Основные требования предъявляемые к телефонным деловым разговорам
- Литература