logo
3 курс / Этикет деловых отношений

3. Этика делового общения

Любое человеческое действие или поступок приобретают собственное моральное значение лишь в контексте определенных отношений между людьми. Говоря об этических принципах общения, выделяют: мораль, нравственность и этические принципы определенного вида деятельности.

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми, как в общественной, так и в семейной жизни. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные и семейные отношения, ибо мы не можем существовать, не считаясь, друг с другом, не налагая на себя определенных ограничений. И здесь очень важная роль придается этикету.

Этикет - слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.

Деловое общение результативным будет лишь тогда, когда кроме реализации четко поставленной цели, выбора правильной стратегии и тактики взаимоотношений, средств общения, партнеры по бизнесу будут придерживаться определенных этических принципов. А именно:

- поскольку законопослушность является атрибутом цивилизованных человеческих отношений, то поведение партнеров по деловому общению не должно противоречить установленному в стране правопорядку;

- к партнеру по деловому общению следует относиться как к нерядовому существу - субъекту, способному раскрыться перед нами какими-то новыми, неожиданными гранями, а не как к объекту («мыслящей вещи», неспособной к принципиальным изменениям, ответственным решениям, реакцию которой на тех или другие действия всегда возможно предусмотреть);

- гарантом нормальных деловых взаимоотношений служат общечеловеческие моральные критерии: честность, порядочность, соблюдение договоренностей;

- соблюдение «золотого правила нравственности»: «совершай с людьми так, как хочешь, чтобы они совершали относительно тебя, и не делай того, чего не хочешь, чтобы делали тебе»;

Иисус Христос «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Матвей 7.12) «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лука 6.31)

- общение должно строиться на принципах толерантности: обе стороны должны дать возможность друг другу высказать свое мнение, быть способными воспринимать, учитывать правомерность, внутреннюю обоснованность мнения партнера;

- выявление к партнеру уважения как минимально необходимой моральной предпосылки общения. Уважение не должно пронизывать собой всю целостную моральную атмосферу взаимоотношений. Уважение как практическая реализация признания человеческого достоинства находит дополнение в почете и реализуется в первую очередь через признание личных добродетелей индивида;

- налаживание деловых отношений невозможно без проникновения в заботы и проблемы партнера, то есть без сочувствия и сопереживания ему (по крайней мере, в пределах деловой сферы). Моральный импульс сочувствия, создает необходимую атмосферу взаимоотношений.В целом деловые отношения должны быть пронизанные гуманизмом (выходить из установок на человека, группу людей как субъект общения), быть представленными в сознании переживанием сочувствия, реализоваться в общении и деятельности сочувствием, помощи и взаимодействия, направленного на решение общего дела.

Современные западные теоретики и практики бизнеса сегодня на первые места ставят этические принципы бизнеса. Американский теоретик этики Е.Хьюм определяет, что современному предпринимателю, менеджеру должны быть присущи такие черты: деловитость, человечность, способность сомневаться, но не с атеистическими убеждениями, открытость как для мира, так и для конкурента. Немецкий социолог, экономист В. Зомбарт отмечает, что современный предприниматель должен владеть моралью в деле (коммерческая солидность, верность договорам) и моралью для дела (мещанская добропорядочность, моральный образ жизни).

В целом, в основе этики делового общения должна быть координация, а, по возможности, и гармонизация интересов. При этом важно, чтобы общение осуществлялось этическими средствами и во имя морально оправданных целей.

Несмотря на всю проблематичность и сложность выбора моральной позиции, в общении следует придерживаться таких положений, которые позволяют значительно облегчить взаимоотношения, избежать ошибок:

- в морали нет абсолютной истины и наивысшего судьи среди людей;

- когда речь идет об этических промахах других людей, их не следует «раздувать», не следует делать «из мухи слона». Если же речь идет о собственных промахах, то здесь следует действовать наоборот;

- лучше хвалить других, а претензии предъявлять себе;

- моральное отношение окружающих к нам людей, в конце концов, зависит лишь от нас самих;

- когда идет речь о практическом утверждении норм морали, то основным императивом поведения, должно быть - «начни с себя».

Практика деловых отношений свидетельствует, что эффективности взаимодействия в общении способствуют не только обоюдная попытка партнеров достичь общности во взглядах и понимания, искренность в изложении своих взглядов на обсуждаемую проблему, стремление придерживаться принципа равноправия сторон, но и соблюдение моральных принципов в общении.