logo
3 курс / Этикет деловых отношений

Тема № 4. Особенности вербального (языкового) и невербального (несловесного) средства общения. Деловое письмо.

План.

  1. Понятие вербального общения. Умение говорить. Умение слушать.

  2. Невербальные средства общения.

3. Жесты регуляторы

4. Жесты - адаптаторы.

5. Формы деловых писем.

6. Виды деловых писем.

Известно, что почти 80 % рабочего времени деловые люди теряют на общение, в ходе которого обмениваются информацией, ее передача может осуществляться двумя каналами связи: языковым (вербальным - слово, язык) и неязыковым (невербальным: облик, поза, мимика, жесты, дистанция, взгляд). Обмен информацией предусматривает использование определенных знаковых систем, с помощью которых осуществляется кодировка и декодирование информации. Социологи выделяют больше 50-ти знаковых систем, которые являются носителями информации и опосредствуют общение (язык, слово, музыка, живопись, обряд, скульптура, архитектура, костюм, математика, ритуал, грим, парфумерия, татуировка, прически, личные знаки, клеймо, регалии и другие).

Наиболее универсальным средством общения является язык. При передаче информации с помощью языка менее всего теряется, искажается сообщение (при условии, что партнеры общения заинтересованы в сообщении и одинаково понимают ситуацию).

Вербальное общение - это общение с использованием человеческого языка в качестве знаковой системы, то есть системы фонетических знаков, которая включает три принципа: лексический (словарный запас) и синтаксический (структура слов в предложении) и интонация.

Вербальное общение (риторика) – теория красноречия, понимается, как словесное осмысленное общение (язык, интонация). Это словесные формы выражения в отношениях между людьми в процессе делового общения.

Язык- главное средство общения в человеческом обществе.

Интонация – эмоциональная выразительность, которая способна придавать различные оттенки и смысл одной и той же фразе.

Вербальным путем передача информации может осуществляться в виде монолога или диалога. Диалогическая вербальная коммуникация является эффективнее, чем монологическая, поскольку в ходе диалога в процесс общения включается аспект отношений людей между собой, а информация уточняется, дополняется, наращивается. Вербальное общение является лишь тогда эффективным, когда партнеры владеют практическими навыками передачи и восприятия информации. При передаче информации целесообразно пытаться формулировать наиболее точно, полно, качественно фактические данные, идеи, предложения, знания, сообщения, указания и тому подобное. При восприятии информации следует сосредоточиваться на полноте усвоения, запоминания полученной информации.