logo
3 курс / Этикет деловых отношений

Этапы общения.

Межличностное пространство - важный фактор делового общения. Конечно, чем больше партнеры заинтересованы друг в друге, тем ближе они сидят или стоят относительно друг друга. Однако существует определенный предел допустимого расстояния между партнерами. Он зависит от вида взаимодействия, принадлежности делового партнера к определенной культуре. Американские психолог Е.Холл выделяет пять зон, которые имеют место в разных ситуациях общения, которые можно представить в таблице:

Дистанция

Расстояние

Собеседники

Ситуация

Интимная

менее 40-50 см

родители, дети, влюбленные

духовная близость, полное доверие

Личная

от 40 50см до 1,2-1,5 м

друзья, единомышленники

доверие, обсуждение личных проблем, совместимая деятельность

Социальная (общественная)

от 1,2-1,5 м к 2м

приятели, коллеги по работе

обмен новостями, дружественная беседа, анекдоты, слухи

Формальная

от 2 м до 3,7 4 м

начальник-подчиненный, деловой партнер

прием у начальника, деловые переговоры, визит к чиновнику

Публичная (открытая)

свыше 3,7-4 м

позволяет воздерживаться от общения или просто поздороваться

Величина каждой зоны зависит не только от ситуации, но и от национально-культурного поля личности, от статуса партнера, с которым ведется общение, от собственного настроения. В ходе делового общения выработаны наиболее приемлемые правила дистанционирования:

* следует придерживаться меры в дистанционировании (излишне не отдаляться и не слишком приближаться. Дистанция должна отвечать ситуации);

* не стоит начинать общение с расстояния более чем 4 м. Здесь наиболее приемлемой является улыбка, кивок в знак приветствия;

* первые фразы лучше говорить на социальном расстоянии (в зависимости от близости отношений с партнером);

* наиболее главными, важными идеями, информацией с партнером обмениваются на личном расстоянии;

* следует учиться программировать пространство (информацию разного оттенка лучше говорить в разных частях комнаты);

* нарушение пространственной зоны, особенно интимной, в деловых отношениях является неприемлемым .