Этапы общения.
установление контакта;
ориентация в ситуации;
обсуждение вопроса, проблемы; принятие решения;
выход контакта.
Межличностное пространство - важный фактор делового общения. Конечно, чем больше партнеры заинтересованы друг в друге, тем ближе они сидят или стоят относительно друг друга. Однако существует определенный предел допустимого расстояния между партнерами. Он зависит от вида взаимодействия, принадлежности делового партнера к определенной культуре. Американские психолог Е.Холл выделяет пять зон, которые имеют место в разных ситуациях общения, которые можно представить в таблице:
Дистанция | Расстояние | Собеседники | Ситуация |
Интимная | менее 40-50 см | родители, дети, влюбленные | духовная близость, полное доверие |
Личная | от 40 50см до 1,2-1,5 м | друзья, единомышленники | доверие, обсуждение личных проблем, совместимая деятельность |
Социальная (общественная) | от 1,2-1,5 м к 2м | приятели, коллеги по работе | обмен новостями, дружественная беседа, анекдоты, слухи |
Формальная | от 2 м до 3,7 4 м | начальник-подчиненный, деловой партнер | прием у начальника, деловые переговоры, визит к чиновнику |
Публичная (открытая) | свыше 3,7-4 м |
| позволяет воздерживаться от общения или просто поздороваться |
Величина каждой зоны зависит не только от ситуации, но и от национально-культурного поля личности, от статуса партнера, с которым ведется общение, от собственного настроения. В ходе делового общения выработаны наиболее приемлемые правила дистанционирования:
* следует придерживаться меры в дистанционировании (излишне не отдаляться и не слишком приближаться. Дистанция должна отвечать ситуации);
* не стоит начинать общение с расстояния более чем 4 м. Здесь наиболее приемлемой является улыбка, кивок в знак приветствия;
* первые фразы лучше говорить на социальном расстоянии (в зависимости от близости отношений с партнером);
* наиболее главными, важными идеями, информацией с партнером обмениваются на личном расстоянии;
* следует учиться программировать пространство (информацию разного оттенка лучше говорить в разных частях комнаты);
* нарушение пространственной зоны, особенно интимной, в деловых отношениях является неприемлемым .
- Донбасский институт техники и менеджмента
- Суть делового общения
- 2. Стратегия, тактика и фазы делового общения.
- 3. Этика делового общения
- Виды этикета
- Об умении держать себя в обществе. План.
- Рекомендации для осуществления самопознания.
- Требование к внешнему виду
- Тема №3.Стили делового общения. Классификация трудностей делового общения. Переговоры. План.
- Этапы общения.
- Барьеры делового общения.
- Переговоры
- Тема № 4. Особенности вербального (языкового) и невербального (несловесного) средства общения. Деловое письмо.
- Умение говорить – необходимое условие для успеха делового человека.
- Умение слушать.
- Деловое письмо
- Типы деловых писем
- Тема №5. Об этикете на официальных мероприятиях.
- Визитная карточка
- Основные требования предъявляемые к телефонным деловым разговорам
- Литература