Показатели психического развития детей 2 -6 лет
Составитель Лобаскова М.М.
Возраст ребенка | Моторная сфера | Речь | Восприятие | Память | Мышление | Общение, игра | Личностное развитие, поведение |
2 – 2,5 года | Пинает ногой большой мяч, легко наклоняется, чтобы поднять предмет. Недолго стоит и балансирует на одной ноге без посторонней помощи. Стоит на цыпочках. Чередует ноги, поднимаясь и спускаясь по лестнице. Ездит на трехколесном велосипеде, крутя педали. Переворачивает страницы книги по одной за раз. Правильно держит пальцами карандаш. | «телеграфная речь» - преобладает использование существительных и глаголов, редко – другие части речи. Словарный запас около 200 слов. Пассивный словарь значительно преобладает над активным. Многочисленны неологизмы. Может повторять короткие детские стихи и считалки. Внимательно слушает ритмичное и рифмованное. | Подбирает по названию разнообразные предметы 4 цветов (красный, синий, зеленый, желтый). Подбирает по названию следующие формы: шар (круг), куб (квадрат), кирпичик (прямоугольник), крыша (треугольник). Соединяет разрезную картинку из двух частей. | Может удержать инструкцию, состоящую из 3 - 4 действий (встань, открой дверь, сядь за столик, открой коробку, возьми карандаш). Запоминает 3 картинки. | Наглядно – действенное. Способен к классификации по цвету, форме, величине, подбирает парную картинку на основе данных критериев. Подбирает фигуру, соответствующую прорези, возможно силовое усилие и «метод проб и ошибок». | Преобладает игра в одиночку или рядом. Часто игра представляет собой предметную деятельность: ребенок качает куклу, катает машинку, коляску и т.д. | Говорит о себе в третьем лице, не использует местоимение «Я». Формируется внешний контроль деятельности, понимает слово «нельзя» и следует инструкции. Преобладает нецеленаправленная деятельность, поведение полевое. |
3 года | Подпрыгивает на двух ногах без поддержки, стоит на одной ноге с открытыми глазами в течение 10 сек. Рисует прямые линии и круги по показу, может нарисовать человека – «головонога». Обеими руками одновременно берет монеты и складывает в коробку. | Переход от «телеграфной» к полноценной речи.3х -4х словные предложения включают все части речи. Возможны повторы слов в предложении, запинки, грамматические ошибки. Речь не всегда плавная. Внимательно слушает рассказы, сказки. Прислушивается к тому, что говорят взрослые между собой. Словарный запас 1200-1300 слов. | Называет основные цвета: красный, синий, зеленый, желтый. и формы: шар (круг), куб (квадрат), кирпичик (прямоугольник), крыша (треугольник). Соединяет разрезную картинку из трех частей. | Может удержать инструкцию, состоящую из 5 действий (встань, открой дверь, сядь за столик, открой коробку, возьми карандаш). Запоминает 4 картинки.
| Наглядно – образное мышление. В пассивном словаре сформированы некоторые обобщающие понятия: игрушки, одежда, мебель, обувь. Абстрагирует и выделяет форму и цвет предмета. Классифицирует по размеру, цвету, форме. Подбирает фигуру, соответствующую прорези, на основе целенаправленной пробы с элементами зрительного соотнесения. | Символическое использование предметов, могут их использовать не по прямому назначению, а в соответствии с замыслом игры. Появляется сюжетная игра, количество ролей 1 -2. Отражение трудовых действий взрослых. | Использует местоимение «Я», говорит о себе в первом лице. Формируется внутренний мотив деятельности (вместо полевого поведения), импульсивность |
4 года | Умеет подпрыгивать на двух ногах, продвигаясь вперед. Застегивает пуговицы, кнопки, молнии. | Эгоцентрическая речь. Характерны неологизмы. Пересказывают небольшие рассказы, сказки. Могут составить рассказ по сюжетной картине.
| Преобладает зрительное над слуховым. Восприятие целостное, активное, предметное. | Объем непосредственного воспроизведения не менее 5 элементов. Эффективность выше в зрительной модальности, чем в слухоречевой. Формируется долговременная память. | Наглядно – образное. Классификация по конкретно – ситуационному и функциональному принципам, возможна на основе обобщающих понятий (мебель, одежда, животные и т. д.). Может сложить из кубиков простые узоры по образцу. Эгоцентризм мышления. | Ролевая игра. 2 -3 роли. Контактен с окружающими, дружелюбен. | Не умеет управлять своими переживаниями. |
5 лет | Умеет прыгать на одной ноге, продвигаясь вперед. Одевается и раздевается полностью самостоятельно всегда или почти всегда. | Умеет составлять по картинке рассказ из нескольких предложений. Правильно отвечает на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. | То же | Запоминает прочно, возможно замедленно после нескольких повторений. Преобладает механическое запоминание. Эффективность выше в зрительной модальности, чем в слухоречевой. Начинает развиваться произвольное запоминание. | Наглядно – образное. Классифицирует на основе обобщающих понятий, возможна классификация по конкретно – ситуационному и функциональному принципам. Сформированы пространственные представления (право, лево, верх, низ). | Ролевая игра. Контактен с окружающими, есть друзья в детском саду или во дворе. Отражение трудовых действий взрослых и отношений между ними. Любят рисовать, конструировать, лепить. | Возможна нравственная оценка себя и окружающих («Я хороший, потому что…») |
6 лет | Прыгает в длину с места на 70 см. Аккуратно закрашивает круг 2,5 см. за 70 сек. | Умеет составить по картинке рассказ с развитием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего и будущего. Правильное звукопроизношение. Словарный запас 2500 – 3000слов. | То же | Высокая эффективность механического запоминания. Начинает развиваться ассоциативное запоминание. | Преобладает наглядно – образное, начинает формироваться словесно логическое. | Творческая игра. Умеет строить сюжет, согласовывая индивидуальные и групповые игровые замыслы. | Формирование самооценки и потребности в социально – значимой и социально – оцениваемой деятельности. Полоролевая идентификация. |
- Содержание
- Введение.
- Предлагаемый комплекс методик для проведения психодиагностического обследования в разных возрастных группах .
- Организация психодиагностического исследования.
- Методы психологического исследования.
- Этические нормы психодиагностики.
- Этапы психодиагностического обследования.
- I. Подготовительный этап.
- II. Проведение объективного психологического обследования ребенка.
- III. Обработка результатов.
- IV. Постановка психологического диагноза и составление заключения.
- Рекомендации к составлению психологического заключения.
- Примеры заключений.
- Определение психической нормы в детском возрасте.
- Показатели психического развития детей 2 -6 лет
- Аномальное развитие.
- Психологическая диагностика в период раннего детства (от 1 года до 3 лет).
- Краткая характеристика периода раннего детства - от 1 года до 3 лет.
- Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора к.Л.)
- Исследование психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.
- Диагностика уровня психического развития детей раннего возраста (1,5-3 года). (По н.А. Рычковой, 2001)
- Исследование восприятия.
- 2. Восприятие формы.
- 3. Предметное восприятие.
- 4. Пространственное восприятие.
- Исследование памяти.
- 5. Исследование памяти
- Исследование внимания.
- Исследование мышления.
- Исследование конструктивной деятельности.
- 12. Конструирование по подражанию.
- 13. Диагностика конструктивной деятельности.
- Исследование двигательной сферы.
- 15. Диагностика развития двигательной сферы
- 16. Тонкие движения пальцев рук
- 17. Оральный праксис:
- Исследование эмоционально – волевой сферы и поведения.
- 19. Диагностика развития игры.
- Психологическая диагностика в дошкольном возрасте (3 – 7 лет).
- Краткая характеристика дошкольного возраста.
- Исследование когнитивной сферы дошкольников. Изучение свойств внимания по методике «Корректурная проба».
- Методика изучения активного словаря ребёнка с помощью сюжетных картинок.
- Нелепицы.
- Методика «Исключение лишнего».
- Кубики Коса.
- Методика «Полянки».
- Шкала оценок по каждой задаче (в баллах).
- Типы выполнения задач.
- Тест «Дорисовка фигур».
- Диагностика психологической готовности к обучению в школе. Готовность к школе.
- Методика «Домик».
- Стандартизированная беседа для изучения мотивационной готовности к школе.
- Ориентировочный тест школьной зрелости а.Керна-я.Йирасека.
- Графический диктант.
- Изучение индивидуально-типологических особенностей дошкольников
- Анкета для родителей
- Изучение эмоционально-волевой сферы дошкольников. Программа наблюдения за эмоциональными проявлениями детей
- Методика изучения развитости самоконтроля.
- Методика «Лестница».
- Тест тревожности.
- Со взрослыми и сверстниками.
- Цветовой тест отношений.
- Тест «Рисунок семьи»
- 1.Процедура исследования
- 2. Интерпретация рисунка семьи
- Пример анализа проективного рисунка « Моя семья »
- Тест сказок ж.Руайе.
- Птенец. (анализ семейных отношений)
- (Особенности мотивации)
- Щенок Том. (особенности восприятия ребёнком его отношений с взрослыми)
- Цирк. (отношение к обучению)
- Подарок. (удовлетворённость половой идентификацией)
- Львы. (конфликты в семье)
- Методика изучения фрустрационных реакций с.Розенцвейга.
- Анализ тенденций.
- Интерпретация.
- Детский апперцептивный тест.
- Общие рекомендации к проведению.
- Описание стимульного материала и типичных ответов. Картинка 1
- Картинка 2
- Картинка 3
- Картинка 4
- Картинка 5
- Картинка 6
- Картинка 7
- Картинка 8
- Картинка 9
- Картинка 10
- Интерпретация.
- 1. Основная тема
- 2. Главный герой
- 3. Главные потребности и побуждения героя
- 4. Представление об окружающем мире
- 5. Лица рассматриваются как ...
- 6. Важнейшие конфликты
- 7. Природа беспокойства и тревоги
- 8. Основные средства защиты против конфликтов и страхов
- 9. Адекватность Супер-Эго как проявление "наказания" за "преступление"
- 10. Интеграция Эго
- 3. Аналитический.
- Методика «Дом –Дерево-Человек»
- Литература.
- Перечень приложений.