Аномальное развитие.
Одним из походов определения нормы считается исключение патологических симптомов. Для этого необходимо иметь представление об особенностях аномального развития – дизонтогенеза, и знать в общих чертах признаки основных видов дизонтогенеза.
В отечественной психологии выделяются следующие виды дизоногенеза (В.В. Лебединский, 1985):
психическое недоразвитие
задержанное психическое развитие
поврежденное психическое развитие
дефицитарное психическое развитие
дисгармоническое психическое развитие
искаженное психическое развитие
Наиболее типичной моделью психического недоразвития является олигофрения, которая характеризуется выраженной интеллектуальной недостаточностью.
Задержка психического развития встречается значительно чаще, чем олигофрения. Здесь речь идет не о стойком, необратимом недоразвитии, а о замедлении темпа психического развития.
Характерной моделью поврежденного психического развития является органическая деменция, для которой также характерно снижение уровня интеллектуальной деятельности, однако отмечается период в развитии соответствующий возрастной норме. Изменения психической деятельности возникает на фоне какого-либо заболевания (эпилепсия) или после тяжелой болезни (энцефалит).
Дефицитарное психическое развитие связано с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной. Этот вид дизонтогенеза диагностируется достаточно рано и дети, имеющие нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата посещают специализированные образовательные учреждения, поэтому в данном контексте психологическая характеристика дефицитарного развития не рассматривается.
Закономерности искажения психического развития ярко проявляются на примере раннего детского аутизма (РДА) и ранней детской шизофрении (РДШ), которые отличаются сложной структурой психических нарушений
Показательными моделями дисгармонического психического развития являются психопатии и патологическое развитие личности – аномалии психического развития, в основе которых лежит дизонтогенез эмоционально- волевой сферы.
Таблица 1. Виды дизонтогенеза и их психологическая характеристика.
| недоразвитие | задержанное | поврежденное | искаженное | дисгармоническое |
общая характерис- тика | Тотальное недоразвитие функций, иерархичность | Парциальное недоразвитие функций, недостаток общей нейродинамики и речевой регуляции действий | Парциальность нарушений, тугоподвижность, вязкость психических процессов | Неадекватность психических реакций | Парциальный дефект эмоционально- волевой сферы |
память | Сниженная невозможность опосредованного запоминания, смысловая организация не эффективна | Непосредственное запоминание может быть резко снижено, эффективна смысловая организация материала | Нарушено непосредственное запоминание, опосредованное запоминание может быть затруднено, персеверации | Чаще всего без особенностей | Чаще всего без особенностей |
внимание | Трудности концентрации и переключения, сужение объема, преобладает непроизвольное | Могут быть трудности концентрации и переключения | Резко нарушена концентрация, выраженные трудности переключения в связи с инертностью психических процессов | Чаще всего без особенностей | Чаще всего без особенностей |
мышление | Первичный интеллектуальный дефект; мышление конкретно, невозможно образование понятий, практически невозможно обучение в интеллектуальной сфере, нет переноса навыков, обобщение и абстракция практически недоступны | Замедленное интеллектуальное развитие, вторичный интеллектуальный дефект, недостаточность общего запаса знаний, снижение уровня обобщения, снижение целенаправленности интеллектуальной деятельности, возможны обучение, перенос навыков, использование помощи | Нарушена активность и целенаправленность мышления, снижена способность к абстрагированию, обобщению и образованию понятий | Искажение процесса обобщения, алогичность, символизм, опора на латентные признаки, своеобразие смысловой сферы возможна склонность к бредообразованию | Аффективно обусловленные интеллектуальные искажения иногда по типу бредообразования и формирования сверхценных идей |
речь | Недоразвитие, бедный словарный запас, резко ограничен активный словарный по сравнению с пассивным, грамматический строй упрощен и часто неверен, затруднено понимание смысла слов, часто наблюдаются дефекты произношения, косноязычие | речь обедненная, словарный запас средний, понимание смысла слов доступно, но иногда затруднен процесс объяснения понятий. Сложные грамматические структуры в активной речи не используются, часто употребляются местоимения и слова паразиты, обычно имеют место дефекты произношения, письменная речь аграмматична, навык чтения не всегда автоматизирован в связи с затруднениям звуко-буквенного нализа слов и нарушениями фонематического слуха | Речь замедленная, возможно заикание, может оставаться сохранной | Иногда имеет место мутизм, вычурность фраз, неологизмы, нередко отмечаются скандирования с вычурными интонациями, нередко отказ от употребления местоимения «Я» и разговор о себе в третьем лице | Часто без особенностей |
Эмоционально-волевая сфера | Вторичный дефект, недоразвитие личности, уплощение эмоциональной сферы, неспособность к обощению аффективных переживаний, безволие, внушаемость, примитивные реакции, часто раздражительность и агрессивность | Психический или органический инфатилизм, неспособность к волевому усилию и систематической деятельности, часто сниженный фон настроения, неуспех часто травматичен в силу сохранной критичности | Отсутствие критики, отсутствие волевых задержек, конфликтность, агрессивность, раздражительность, брутальность эмоций, расторможенность влечений | Дисгармоничность, ранимость, холодность к близким, гипобулия, искажение влечений, часто выражена тенденция к аутизации | При психопатии: повышенная возбудимость, патологическая лабильность либо инертность, вязкозть или вялость эмоций, недостаточность высших эмоций, сохранный интеллект не регулирует эмоциональную сферу; При неврозах: парциальность эмоционально–волевых нарушений, сензитивность, эмоциональная лабильность или инертность, проявляющаяся в психотравмирующей ситуации |
движения | Грубое недоразвитие двигательной сферы в виде общей моторной неловкости, недоразвитие мелкой моторики | Может быть недоразвитие мелкой моторики | Обычно нарушение тонкой моторики, явления тремора, тики и пр. | Могут быть двигательные стереотипии, кататонические расстройства, часто отмечаются вычурность поз, отдельных движений, манерность амимия | Часто без особенностей |
- Содержание
- Введение.
- Предлагаемый комплекс методик для проведения психодиагностического обследования в разных возрастных группах .
- Организация психодиагностического исследования.
- Методы психологического исследования.
- Этические нормы психодиагностики.
- Этапы психодиагностического обследования.
- I. Подготовительный этап.
- II. Проведение объективного психологического обследования ребенка.
- III. Обработка результатов.
- IV. Постановка психологического диагноза и составление заключения.
- Рекомендации к составлению психологического заключения.
- Примеры заключений.
- Определение психической нормы в детском возрасте.
- Показатели психического развития детей 2 -6 лет
- Аномальное развитие.
- Психологическая диагностика в период раннего детства (от 1 года до 3 лет).
- Краткая характеристика периода раннего детства - от 1 года до 3 лет.
- Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора к.Л.)
- Исследование психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.
- Диагностика уровня психического развития детей раннего возраста (1,5-3 года). (По н.А. Рычковой, 2001)
- Исследование восприятия.
- 2. Восприятие формы.
- 3. Предметное восприятие.
- 4. Пространственное восприятие.
- Исследование памяти.
- 5. Исследование памяти
- Исследование внимания.
- Исследование мышления.
- Исследование конструктивной деятельности.
- 12. Конструирование по подражанию.
- 13. Диагностика конструктивной деятельности.
- Исследование двигательной сферы.
- 15. Диагностика развития двигательной сферы
- 16. Тонкие движения пальцев рук
- 17. Оральный праксис:
- Исследование эмоционально – волевой сферы и поведения.
- 19. Диагностика развития игры.
- Психологическая диагностика в дошкольном возрасте (3 – 7 лет).
- Краткая характеристика дошкольного возраста.
- Исследование когнитивной сферы дошкольников. Изучение свойств внимания по методике «Корректурная проба».
- Методика изучения активного словаря ребёнка с помощью сюжетных картинок.
- Нелепицы.
- Методика «Исключение лишнего».
- Кубики Коса.
- Методика «Полянки».
- Шкала оценок по каждой задаче (в баллах).
- Типы выполнения задач.
- Тест «Дорисовка фигур».
- Диагностика психологической готовности к обучению в школе. Готовность к школе.
- Методика «Домик».
- Стандартизированная беседа для изучения мотивационной готовности к школе.
- Ориентировочный тест школьной зрелости а.Керна-я.Йирасека.
- Графический диктант.
- Изучение индивидуально-типологических особенностей дошкольников
- Анкета для родителей
- Изучение эмоционально-волевой сферы дошкольников. Программа наблюдения за эмоциональными проявлениями детей
- Методика изучения развитости самоконтроля.
- Методика «Лестница».
- Тест тревожности.
- Со взрослыми и сверстниками.
- Цветовой тест отношений.
- Тест «Рисунок семьи»
- 1.Процедура исследования
- 2. Интерпретация рисунка семьи
- Пример анализа проективного рисунка « Моя семья »
- Тест сказок ж.Руайе.
- Птенец. (анализ семейных отношений)
- (Особенности мотивации)
- Щенок Том. (особенности восприятия ребёнком его отношений с взрослыми)
- Цирк. (отношение к обучению)
- Подарок. (удовлетворённость половой идентификацией)
- Львы. (конфликты в семье)
- Методика изучения фрустрационных реакций с.Розенцвейга.
- Анализ тенденций.
- Интерпретация.
- Детский апперцептивный тест.
- Общие рекомендации к проведению.
- Описание стимульного материала и типичных ответов. Картинка 1
- Картинка 2
- Картинка 3
- Картинка 4
- Картинка 5
- Картинка 6
- Картинка 7
- Картинка 8
- Картинка 9
- Картинка 10
- Интерпретация.
- 1. Основная тема
- 2. Главный герой
- 3. Главные потребности и побуждения героя
- 4. Представление об окружающем мире
- 5. Лица рассматриваются как ...
- 6. Важнейшие конфликты
- 7. Природа беспокойства и тревоги
- 8. Основные средства защиты против конфликтов и страхов
- 9. Адекватность Супер-Эго как проявление "наказания" за "преступление"
- 10. Интеграция Эго
- 3. Аналитический.
- Методика «Дом –Дерево-Человек»
- Литература.
- Перечень приложений.