Содержание
Введение 3
Организация психодиагностического исследования 5
Рекомендации к составлению психологического заключения 13
Психологическая диагностика в период раннего детства (от 1 года до 3 лет)
Краткая характеристика периода раннего детства 27
Психолого-педагогические параметры готовности поступления ребёнка в
дошкольное учреждение (К.Л.Печора) 28
Исследование психофизиологической адаптации детей к условиям ДОУ 29
Диагностика уровня психического развития детей раннего
возраста (по Рычковой Н.А.) 30
Схема наблюдения за различными сторонами поведения маленького
ребёнка (Бейли Н.) 36
Психологическая диагностика в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет)
Краткая характеристика дошкольного возраста 43
Исследование когнитивной сферы
Корректурная проба 45
Методика изучения непроизвольного и произвольного запоминания 46
Методика изучения активного словаря с помощью сюжетных картинок 47
Методика «Нелепицы» 47
Методика «Исключение лишнего» 48
Кубики Коса 48
Методика «Полянки» (Бардина Р.И.) 49
Тест «Дорисовка фигур» (Дьяченко О.М., Кириллова А.И.) 51
Диагностика психологической готовности к обучению в школе
Методика «Домик» 52
Стандартизированная беседа для изучения мотивационнной готовности к школе 53
Ориентировочный тест школьной зрелости А.Керна-Я.Йирасека 54
Графический диктант (Эльконин Д.Б.) 57
Изучение индивидуально-типологических особенностей дошкольников
Схема изучения темперамента по жизненным показателям свойств нервной
системы (Ильина А.И., Палей И.М.) 58
Изучение эмоционально-волевой сферы дошкольников
Программа наблюдения за эмоциональными проявлениями детей (Шванцара Й.) 60
Методика изучения развитости самоконтроля 61
Методика «Лестница» 61
Тест тревожности (Тэммл Р., Дорки М., Амен В.) 62
Диагностика межличностных отношений дошкольников со взрослыми и сверстниками
Социометрия 63
Цветовой тест отношений 64
Тест «Рисунок семьи» 65
Тест сказок Ж.Руайе 75
Методика изучения фрустрационных реакций С.Розенцвейга 77
Детский апперцептивный тест 82
Методика «Дом-Дерево-Человек» 91
Литература 103
Приложения 105
- Содержание
- Введение.
- Предлагаемый комплекс методик для проведения психодиагностического обследования в разных возрастных группах .
- Организация психодиагностического исследования.
- Методы психологического исследования.
- Этические нормы психодиагностики.
- Этапы психодиагностического обследования.
- I. Подготовительный этап.
- II. Проведение объективного психологического обследования ребенка.
- III. Обработка результатов.
- IV. Постановка психологического диагноза и составление заключения.
- Рекомендации к составлению психологического заключения.
- Примеры заключений.
- Определение психической нормы в детском возрасте.
- Показатели психического развития детей 2 -6 лет
- Аномальное развитие.
- Психологическая диагностика в период раннего детства (от 1 года до 3 лет).
- Краткая характеристика периода раннего детства - от 1 года до 3 лет.
- Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора к.Л.)
- Исследование психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.
- Диагностика уровня психического развития детей раннего возраста (1,5-3 года). (По н.А. Рычковой, 2001)
- Исследование восприятия.
- 2. Восприятие формы.
- 3. Предметное восприятие.
- 4. Пространственное восприятие.
- Исследование памяти.
- 5. Исследование памяти
- Исследование внимания.
- Исследование мышления.
- Исследование конструктивной деятельности.
- 12. Конструирование по подражанию.
- 13. Диагностика конструктивной деятельности.
- Исследование двигательной сферы.
- 15. Диагностика развития двигательной сферы
- 16. Тонкие движения пальцев рук
- 17. Оральный праксис:
- Исследование эмоционально – волевой сферы и поведения.
- 19. Диагностика развития игры.
- Психологическая диагностика в дошкольном возрасте (3 – 7 лет).
- Краткая характеристика дошкольного возраста.
- Исследование когнитивной сферы дошкольников. Изучение свойств внимания по методике «Корректурная проба».
- Методика изучения активного словаря ребёнка с помощью сюжетных картинок.
- Нелепицы.
- Методика «Исключение лишнего».
- Кубики Коса.
- Методика «Полянки».
- Шкала оценок по каждой задаче (в баллах).
- Типы выполнения задач.
- Тест «Дорисовка фигур».
- Диагностика психологической готовности к обучению в школе. Готовность к школе.
- Методика «Домик».
- Стандартизированная беседа для изучения мотивационной готовности к школе.
- Ориентировочный тест школьной зрелости а.Керна-я.Йирасека.
- Графический диктант.
- Изучение индивидуально-типологических особенностей дошкольников
- Анкета для родителей
- Изучение эмоционально-волевой сферы дошкольников. Программа наблюдения за эмоциональными проявлениями детей
- Методика изучения развитости самоконтроля.
- Методика «Лестница».
- Тест тревожности.
- Со взрослыми и сверстниками.
- Цветовой тест отношений.
- Тест «Рисунок семьи»
- 1.Процедура исследования
- 2. Интерпретация рисунка семьи
- Пример анализа проективного рисунка « Моя семья »
- Тест сказок ж.Руайе.
- Птенец. (анализ семейных отношений)
- (Особенности мотивации)
- Щенок Том. (особенности восприятия ребёнком его отношений с взрослыми)
- Цирк. (отношение к обучению)
- Подарок. (удовлетворённость половой идентификацией)
- Львы. (конфликты в семье)
- Методика изучения фрустрационных реакций с.Розенцвейга.
- Анализ тенденций.
- Интерпретация.
- Детский апперцептивный тест.
- Общие рекомендации к проведению.
- Описание стимульного материала и типичных ответов. Картинка 1
- Картинка 2
- Картинка 3
- Картинка 4
- Картинка 5
- Картинка 6
- Картинка 7
- Картинка 8
- Картинка 9
- Картинка 10
- Интерпретация.
- 1. Основная тема
- 2. Главный герой
- 3. Главные потребности и побуждения героя
- 4. Представление об окружающем мире
- 5. Лица рассматриваются как ...
- 6. Важнейшие конфликты
- 7. Природа беспокойства и тревоги
- 8. Основные средства защиты против конфликтов и страхов
- 9. Адекватность Супер-Эго как проявление "наказания" за "преступление"
- 10. Интеграция Эго
- 3. Аналитический.
- Методика «Дом –Дерево-Человек»
- Литература.
- Перечень приложений.