3. Главные потребности и побуждения героя
Поведенческие потребности героя, как они проявляются в рассказе, могут иметь одно из следующих отношений к рассказчику: выраженные потребности могут непосредственно соответствовать потребностям испытуемого; эти потребности могут, по крайней мере, частично проявляться в поведении, в реальной жизни; они могут быть прямо противоположными реальным жизненным проявлениям и относиться к фантастическим выдумкам. Иными словами, очень агрессивные истории иногда рассказываются очень агрессивным ребенком, а иногда - довольно кротким, пассивным, который лишь фантазирует относительно агрессивности. Потребности героя не могут так хорошо отражать потребности рассказчика, как они отражают побудительные мотивы, которые он воспринимает в других лицах. Другими словами, он может описывать агрессивные проявления, исходящие от разных объектов, или же выражать свое отношение к предположениям и ожиданиям, которые составляют его идеальный мир, например, к красоте, мужеству, приписываемым важнейшим лицам, с которыми он сталкивался в жизни, и только частично имеющимися у него самого. Таким образом, поведенческие потребности героя, выраженные в рассказе, должны рассматриваться как в свете всего многообразия побудительных модификаций, гак и должны быть подведены под более широкие понятия проекции или апперцептивного нарушения.
Трудной задачей интерпретатора является определение того, до какой степени проявленные потребности героя соответствуют различным образованиям личности рассказчика и каково отношение этих образований к его реальному поведению. Если ребенка просят быть особенно скромным, пассивным и замкнутым, а истории переполнены агрессивными проявлениями, то замещающая природа фантазии очевидна. С другой стороны, целью психологической науки должно оставаться развитие новых критериев для обоснованных предсказаний на основе отношений между материалом фантазирования и действительным поведением. В этой связи особенно важно изучение функции Эго.
Отношение между выраженными потребностями, место их в рассказе, их многообразие часто могут служить ключами к пониманию личности испытуемого. Если последовательность событий в рассказе позволяет судить, какова была первоначальная агрессивная реакция и как эта агрессия контролировалась на протяжении всего рассказа, то можно сделать вывод, что это - личность, не проводящая фантазии или скрытые потребности в действительность. Это предположение может быть сопоставлено с фактическими данными о поведении испытуемого.
Высокая степень детализации и реализма в описании потребности может указывать на возможность ее выражения в
действительности. Неопределенно структурированные потребности героя, вероятно, в меньшей степени относятся к действительности.
Дополнительно введенные в рассказ лица, объекты и обстоятельства. Ребенок, который вводит в рассказ оружие того или иного вида в нескольких историях (даже если оружие не используется) или пищу (даже если он ее не употребляет), может быть рассмотрен как имеющий потребность или побуждение к агрессивным действиям или оральному удовлетворению. Такие внешние обстоятельства, как несправедливость, строгость, безразличие, ограничение, обмен (со стороны лиц или объектов, введенных в рассказ), помогают раскрыть природу мира, в котором, по убеждению самого ребенка, он живет.
Пропущенные лица, объекты и обстоятельства. Если одно или более лиц на картинке пропущены или игнорируются в рассказе испытуемого, следует рассмотреть динамику, причину этого обстоятельства. Самое простое значение - это обычно выражение желания того, чтобы данного лица или предмета на картинке не было. Это может означать прямую враждебность или то, что лицо или предмет вызывают сильный конфликт.
Следует отметить, что данный уровень заключений может быть только экспериментальным. В настоящее время не имеется достаточно большого количества примеров-норм, чтобы обеспечить достоверность интерпретации включенных или исключенных объектов.
- Содержание
- Введение.
- Предлагаемый комплекс методик для проведения психодиагностического обследования в разных возрастных группах .
- Организация психодиагностического исследования.
- Методы психологического исследования.
- Этические нормы психодиагностики.
- Этапы психодиагностического обследования.
- I. Подготовительный этап.
- II. Проведение объективного психологического обследования ребенка.
- III. Обработка результатов.
- IV. Постановка психологического диагноза и составление заключения.
- Рекомендации к составлению психологического заключения.
- Примеры заключений.
- Определение психической нормы в детском возрасте.
- Показатели психического развития детей 2 -6 лет
- Аномальное развитие.
- Психологическая диагностика в период раннего детства (от 1 года до 3 лет).
- Краткая характеристика периода раннего детства - от 1 года до 3 лет.
- Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора к.Л.)
- Исследование психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.
- Диагностика уровня психического развития детей раннего возраста (1,5-3 года). (По н.А. Рычковой, 2001)
- Исследование восприятия.
- 2. Восприятие формы.
- 3. Предметное восприятие.
- 4. Пространственное восприятие.
- Исследование памяти.
- 5. Исследование памяти
- Исследование внимания.
- Исследование мышления.
- Исследование конструктивной деятельности.
- 12. Конструирование по подражанию.
- 13. Диагностика конструктивной деятельности.
- Исследование двигательной сферы.
- 15. Диагностика развития двигательной сферы
- 16. Тонкие движения пальцев рук
- 17. Оральный праксис:
- Исследование эмоционально – волевой сферы и поведения.
- 19. Диагностика развития игры.
- Психологическая диагностика в дошкольном возрасте (3 – 7 лет).
- Краткая характеристика дошкольного возраста.
- Исследование когнитивной сферы дошкольников. Изучение свойств внимания по методике «Корректурная проба».
- Методика изучения активного словаря ребёнка с помощью сюжетных картинок.
- Нелепицы.
- Методика «Исключение лишнего».
- Кубики Коса.
- Методика «Полянки».
- Шкала оценок по каждой задаче (в баллах).
- Типы выполнения задач.
- Тест «Дорисовка фигур».
- Диагностика психологической готовности к обучению в школе. Готовность к школе.
- Методика «Домик».
- Стандартизированная беседа для изучения мотивационной готовности к школе.
- Ориентировочный тест школьной зрелости а.Керна-я.Йирасека.
- Графический диктант.
- Изучение индивидуально-типологических особенностей дошкольников
- Анкета для родителей
- Изучение эмоционально-волевой сферы дошкольников. Программа наблюдения за эмоциональными проявлениями детей
- Методика изучения развитости самоконтроля.
- Методика «Лестница».
- Тест тревожности.
- Со взрослыми и сверстниками.
- Цветовой тест отношений.
- Тест «Рисунок семьи»
- 1.Процедура исследования
- 2. Интерпретация рисунка семьи
- Пример анализа проективного рисунка « Моя семья »
- Тест сказок ж.Руайе.
- Птенец. (анализ семейных отношений)
- (Особенности мотивации)
- Щенок Том. (особенности восприятия ребёнком его отношений с взрослыми)
- Цирк. (отношение к обучению)
- Подарок. (удовлетворённость половой идентификацией)
- Львы. (конфликты в семье)
- Методика изучения фрустрационных реакций с.Розенцвейга.
- Анализ тенденций.
- Интерпретация.
- Детский апперцептивный тест.
- Общие рекомендации к проведению.
- Описание стимульного материала и типичных ответов. Картинка 1
- Картинка 2
- Картинка 3
- Картинка 4
- Картинка 5
- Картинка 6
- Картинка 7
- Картинка 8
- Картинка 9
- Картинка 10
- Интерпретация.
- 1. Основная тема
- 2. Главный герой
- 3. Главные потребности и побуждения героя
- 4. Представление об окружающем мире
- 5. Лица рассматриваются как ...
- 6. Важнейшие конфликты
- 7. Природа беспокойства и тревоги
- 8. Основные средства защиты против конфликтов и страхов
- 9. Адекватность Супер-Эго как проявление "наказания" за "преступление"
- 10. Интеграция Эго
- 3. Аналитический.
- Методика «Дом –Дерево-Человек»
- Литература.
- Перечень приложений.