logo
Диагностика в ДОУ

2. Главный герой

Основное допущение, стоящее за рассказами - это то, что история, которую рассказывает испытуемый, в сущности, о самом себе. Поскольку в истории может участвовать несколько людей, то появляется необходимость выявить, с каким лицом испытуемый в основном идентифицирует себя. С этой целью следует установить несколько объективных крите­риев для дифференциации героя от других фигур: герой - это лицо, о котором в основном составлен рассказ. Он близок к испытуемому по возрасту и полу, события рассказа рассмат­риваются с точки зрения героя. В том случае, если в рассказе присутствует больше одного героя, испытуемый может иден­тифицировать себя или с обоими, или сначала с одним, а потом с другим.

Встречаются и отклонения, заключающиеся в том, что субъект может идентифицироваться с героем проти­воположного пола. Такие идентификации очень важно заме­тить. Иногда фигура, с которой испытуемый идентифицирует себя, вторична по важности в рассказе, что может являться отражением глубоко подавленных подсознательных установок испытуемого. По-видимому, интересы, желания, недостатки, наклонности и способности, которые имеются у героя - это все то, что имеет испытуемый или чем он хочет обладать, а воз­можно, и страх перед вероятностью обладания чем-то.

Важно оценить адекватность поведения героя, то есть его способность реагировать на различные обстоятельства адекватным (для общества, в котором он живет) способом. Адекватность героя служит лучшей мерой силы Эго - показателем собственной адекватности испытуемого в различных ситуациях. Исключе­ния составляют истории, в которых происходит замещение желаемого действия. В таких случаях тщательное исследование обычно выявляет реальные противоречия в рассказах ребенка, где неадекватность очевидна. Например, когда герой - могу­щественный лев, но ему не нравится его собственное тело, и в конце концов он может быть счастлив только отказавшись от своего всемогущества.

Представление о себе. Здесь имеется ввиду представле­ние испытуемого о своем теле, о своем внешнем виде и соци­альной роли. Шильдер впервые описал телесный образ как картину собственного тела в уме. Например, рассказывая о своем теле, испытуемый говорит: "У него было некрасивое тело", а затем продолжает рассказ, говоря, каким бы он хотел видеть свое тело, на какой воображаемый образ он хотел бы походить, а именно: быть "большим", "сильным", "все­могущим".