logo search
УМК Доп

Тема 2. Психология познавательных процессов

Цель: познакомиться и раскрыть чувственные формы контакта с окружающим миром: ощущения, внимание, восприятие; рациональные – память, мышление; структуру интеллекта: внимание, восприятие, мышление.

Отношения с окружающим миром определяют состояние сознания, главными характеристиками которого являются процесс и результат, процесс и результат наполнения сознания информацией об окружающем мире, человеке и его месте в этом мире (знания-чувства, знания-мышление, знания-воля).

Ощущения – продукт работы органов чувств – анализаторов, приспособленных для восприятия и переработки раздражителей (механических, физических, химических и др. воздействий) и как отражение отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих на органы чувств.

Свойства ощущений:

Виды ощущений: зрительные, слуховые, осязание, обоняние, вкусовые, органические.

Внимание имеет индивидуальные особенности и характеризуется:

Восприятие, синтезируя разнообразные ощущения, является осмысленным (процесс производства мысли в поисках связей разнообразных ощущений), означенным (выявление значимости и обозначение в речи).

Свойства восприятия: константность, категориальность, целостность, зависимость от прошлого опыта.

Память – функция сознания, система хранения информации о собственном опыте, форма психического отражения прошлого опыта, процесс организации и сохранения прошлого опыта.

Виды памяти классифицируются по:

Мышление характеризуется как:

Как всякий процесс мышление имеет цель (мотивацию), содержание, методы (способы мыслительной деятельности) и результат.

Виды мышления: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное, теоретическое и практическое, теоретическое и эмпирическое, логическое и интуитивное, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное, непроизвольное и произвольное, «линейное» и «планетарное», критическое, дискурсивное, творческое и др.

Воображение создает образы на основе имеющихся представлений и сочетает в себе процессы: репродуктивный, продуктивный.

В воображении проявляются творческие способности переработки представлений:

Структурные элементы: впечатления, преобразование представлений, дополнение усвоенной информации.

Интеллект (лат. – разумение, понимание, постижение) – способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами:

Интеллект, как высшая форма психической деятельности, содержит в своей структуре психические механизмы взаимодействия с окружающим миром: внимание, восприятие, память, мышление.