logo search
Этнопсихология_УМК

4.5.Понятие диаспоры. Социальное, культурное, экономическое, демографическое и психологическое описание этнических социальных групп.

Диаспора – часть населения города, проживающая вне страны своего происхождения. В ходе исторического процесса формирования этноса развитие переживания своей этнической идентичности также проходит через ряд стадий. Первоначально возникает осознание единства близких людей, живущих в настоящее время на данной территории. Формируется горизонтальное родство. На второй стадии возникает осознание общности происхождения отдельных этнических групп и членов этих групп. Формируется вертикальное родство. У казахов, например, человек обязан знать историю жизни не менее восьми своих предков, однако отдельные казахи знают по 30 -35 предков. Представители европейских народов, в том числе и русские, сохраняют информацию в письменном, а не в устном виде, поэтому обычно помнят историю только трёх – четырёх предшествующих поколений. На третьей стадии возникает осознание территориальной общности, часто сопровождаемое этнической эндогамией – запретом вступать в брак с представителями иноэтносов. Так, выделившийся из состава эстонцев в 19-ом веке, этнос сету, живущий преимущественно в Пыталовском районе Псковской области, допускает брачные отношения только внутри этноса. В случае отсутствия подходящей кандидатуры разрешается брачный союз с сосланными на Урал ингерманладскими финнами. На четвёртой стадии появляются общие язык и культура, а на пятой стадии – осознание общности исторической судьбы.

Значимым фактором процесса формирования этнической идентичности является государство и его политика. Исследования В. Ядова показывают, что для русских этническая идентичность занимает в списке идентичностей пятую – седьмую позицию. Для сравнения, поляки, описывая себя, используют, прежде всего, этническую и религиозную идентичность. Следовательно, поляк скажет либо: «Я – поляк и католик», либо «Я – католик и поляк». Таким образом, все материалы современных российских СМИ, рассуждающие об «угрозе русского фашизма (экстремизма)», не имеют под собой реальной фактической базы и являются клеветой и голым политиканством.