logo
Этнопсихология_УМК

Раздел 5. База контрольно-измерительных материалов (ким)

Тест итогового тестирования по дисциплине

«Этнопсихология»

Количество вопросов — 40

Продолжительность тестирования – 45 минут

Уважаемый студент!

Тестирование – это:

Желаю Вам успешного прохождения тестирования!

1. Этнопсихология-это:

+а) наука, изучающая психологические особенности индивида или группы людей, связанные с этнической или культурной принадлежностью н проявляющиеся на сознательном и бессознательном уровнях:

б) наука, изучающая психологические особенности духовной культуры народов:

в) наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека:

г) наука о взаимодействии людей друг с другом:

2. Структура этнической психологии включает, за исключением:

а) национальный характер:

б) национальное самосознание:

в) национальные чувства и настроения:

+г) личный опыт:

3. Одним из основных понятий этнической психологии является:

а) народность:

б) дух:

+в) этнос:

г) традиции:

4. Для измерения культур используются следующие синдромы, за исключением:

а) индивидуализм- коллективизм:

б) открытость-закрытость:

в) маскулинность-феминность :

+г) духовность-бездуховность.

5.Концепция выявления типических коллективных переживаний в рамках этнической психологии принадлежит:

+а) Г.Г. Шпету:

б) М. Лацарусу:

в) В.О. Ключевскому:

г) Н.Г. Чернышевскому:

6.В кросскультурной психологии выделяют 4 измерения стилей вербальной коммуникации (исключите лишнее):

а) прямой и непрямой:

б) искусный (вычурный и краткий (сжатый):

в) инструментальный и аффективный:

+г) глобальный и местный.

7.Случаи массовых перемещении, когда представители того или другого этноса добровольно или вынужденно покидают территорию места формирования этноса, переселяются в иные географические или культурные пространства, называется:

а) культурным шоком:

+б) миграцией:

в) аккультурацией:

г) геноцидом:

8. Автором теории психологии нардов является:

а) Барцнни:

б) Бенедикт:

+в) Штейнталь:

г) Фромм.

9. Принцип совместимости, когда разные группы сохраняют свои, присущие им культурные индивидуальности, хотя в тоже время объединяются в единое общество на другом, равно значимом для них основании, называется:

а) сегрегацией:

+б) интеграцией:

в) сепарацией:

г) маргинализацией:

10.В психологии причины этнических конфликтов обычно рассматриваются в рамках более общих теорий (исключить один неверный ответ):

а) межгрупповые конфликты как продукт универсальных психологических характеристик:

б) индивидуальные различия как основа межгрупповых конфликтов:

в) теория реального конфликта:

+г) теория научения.

11.Вставьте пропущенное слово, чтобы получилось целостное

представление. Для формирования и поддержания этнической

необходимо искать пути взаимопонимания и тождественности культур на основе обшнх для всего человечества нравственных ценностей.

Слова для выбора: а) идентичность

+б) толерантность:

в) самооценка:

г) совместимость.

12. Обратной стороной внутригруппового фаворитизма считается:

а) этноцентризм:

б) этническая идентичность:

в) этнический автостереотип:

+г) межгрупповая враждебность.

13. Вставьте слово и закончите определения понятия:

-восприятие и интерпретация поведения других через призму своей культуры

Слова для выбора:

а) этнос:

б) плюрализм:

в) мультнкультурализм:

+г) этноцентризм:

14. Эриксон считал, что теория «тугого пеленания» получила усиление в:

а) США:

б) Индонезии:

в) Китае:

+г) России:

15. При подготовке индивидов к взаимодействию в пнокультурной среде психологи обычно рекомендуют во избежание недоразумений использовать как можно меньше:

+а) жесты:

б) паузу:

в) подручные средства:

г) шпаргалки:

16. Приписывание причин поведения или результатов деятельности при восприятии людьми друг друга называют:

а) рефлексией:

б) сознание:

+в) каузальной атрибуцией:

г) перцепцией:

17. В структуре этнической идентичности обычно выделяют два основных компонента: +а) когнитивный и аффективный;

б) индивидуалистический и коллективистический:

в) категориальный и образный:

г) вербальный и невербальный:

18. Упрошенными образами этнических групп являются:

+а) этнические стереотипы:

б) этнические отношения:

в) этническая идентичность:

г) этническая эндогамия:

19. Обычно выделяются три основные стратегии разрешения этнических конфликтов на макроуровне (исключить неверное):

а) правовые механизмы:

+б) боевые действия:

в) переговоры:

г) информационный путь.

20. Основными характеристиками взаимодействующих культур являются (исключите неверный ответ):

а) степень сходства между культурами;

б) степень различия между культурами;

в) особенности культуры, к которой принадлежат переселенцы и визитеры:

+г) степень каузальной атрибуции.

21. Классификация методов исследования положенная в основу практической этнопсихологии была разработана:

а) Б.М.Тепловым;

б) С.Л.Рубинштейном;

+в) Б.Г.Ананьевым;

г) А.В.Петровским.

22) Сравнение результатов исследования двух и более этнических групп называется:

а) межкультурным;

+б) кросскультурным;

в) поликультурным;

г) культурно-свободным.

23) Концепция допускающая сравнение результатов исследования двух и более этнических групп называется:

+а) etic;

б) enic;

в) emic;

г) eric.

24) По признаку организации исследования во времени НЕ выделяют:

а) лонгитюдные методы;

б) сравнительные методы;

в) комплексные методы;

г) биографические методы.

25) Наблюдение относится к группе методов исследования:

а) диагностические методы;

б) экспериментальные методы;

+в) обсервационные методы;

г) праксиметрические методы.

26) Тестирование относится к группе методов исследования:

+а) диагностические методы;

б) экспериментальные методы;

в) обсервационные методы;

г) праксиметрические методы.

27) Анализ продуктов деятельности относится к группе методов исследования:

а) диагностические методы;

б) экспериментальные методы;

в) обсервационные методы;

+г) праксиметрические методы.

28) Метод свободных ассоциаций, семантический дифференциал, анализ цветовых предпочтений и др. относятся к группе методов исследования:

а) диагностические методы;

+б) экспериментальные методы;

в) обсервационные методы;

г) праксиметрические методы.

29) В ходе наблюдения текущие результаты исследования фиксируются в:

а) отчете;

+б) протоколе;

в) докладе;

г) записке.

30) В стандартизованном наблюдении, в отличие от свободного, в основе лежит жесткая:

а) концепция;

б) задача;

в) цель;

+г) программа.

31) При невключенном наблюдении в отличие от включенного исследователь не должен :

а) показываться перед членами изучаемой этнической группы;

+б) лично активно участвовать в жизни изучаемой этнической группы;

в) знакомиться и общаться с членами изучаемой этнической группы;

г) показывать свою принадлежность к другой этнической группе.

32) К методам устного опроса НЕ относятся:

а) беседа;

б) интервью;

+в) анкета;

г) фокус-группа.

33) К видам тестов не относятся:

+а) анкетирование;

б) опросник;

в) выполнение задания;

г) проективное исследование.

34) Степень свободы испытуемых при ответах на вопросы НЕ называется:

а) открытый опрос;

б) закрытый опрос;

+в) полуоткрытый опрос;

г) полузакрытый опрос.

35) Метод экспериментального выявления осмысления и оценки заданного стимула (в виде социально-психологического феномена) в своей основе опирается на психологический механизм:

а) рефлексия;

+б) атрибуция;

в) ассоциация;

г) проекция.

36) Метод экспериментальной оценки этнических ассоциаций НЕ называется:

+а) условно-ассоциативный;

б) направленно-ассоциативный;

в) свободно-ассоциативный;

г) свободный с множеством различных ассоциаций.

37) Метод семантического дифференциала НЕ позволяет:

а) исследовать этнические стереотипы;

б) обеспечить идентичность факторных структур в сравнительных исследованиях представителей разных языковых групп;

в) работать с любым контингентом испытуемых по социальным, демографическим и другим показателям;

+г) исследовать интеллектуальные и творческие этнические особенности.

38) Биографический метод НЕ использует в качестве материала для исследования:

а) документы;

б) свидетельства очевидцев;

в) автобиографические записи;

+г) экспертные заключения.

39) Праксиметрические методы исследования были модифицированы в отечественной психологии на основании теории Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева путем добавления в схему исследования между элементом «Результаты деятельности» и «Этнопсихологические характеристики» нового элемента, без которого интерпретация считается неполной и необоснованной:

а) «Историческая эпоха»;

б) «Классовая формация»;

+в) «Жизнедеятельность народа»;

г) «Уровень технического развития».

40) Предметы материальной культуры, анализируемые в ходе праксиметрического исследования, НЕ называются:

а) орудия труда;

б) артефакты;

+в) ископаемые останки;

г) архитектура и транспорт.

Тест итогового тестирования по дисциплине (второй вариант)

«Этнопсихология»

Количество вопросов — 30

Продолжительность тестирования – 30 минут

1. Феномен этноцентризма в древности был присущ:

а) грекам;

б) римлянам;

в) китайцам;

г) всем этносам

д) всем славянам.

2. Географический детерминизм объясняет этнические особенности поведения человека, исходя:

а) из географической долготы;

б) из географической широты;

в) из сочетания географической широты и долготы;

г) из особенностей солнечного режима на территории возникновения этноса;

д) из особенностей климата на территории возникновения этноса.

3. Ключевой точкой, от которой принято вести отсчет существования этнопсихологии как самостоятельной науки, являются работы:

а) Г.Шпета и Г.Челпанова;

б) Г.Лацаруса и М.Штейнталя;

в) В.Бехтерева и И.Павлова;

г) М.Вебера и Г.Зиммеля;

д) Г.Гегеля и К.Маркса.

4.Термины, предложенные русским ученым Л.Н.Гумилевым, раскрываются следующим образом:

Суперэтнос

Совокупность ряда групп, возникающих одновременно в одном регионе и функционирующая в истории как мозаичная целостность

Этнос

Устойчивая, естественно сложившаяся группа людей, противопоставляющая себя прочим аналогичным группам и отличающаяся своеобразным стереотипом поведения

Субэтнос

Элемент структуры группы, взаимодействующий с прочими

Консорция

Группа людей, объединенных одной исторической судьбой

Конвиксия

Группа людей, объединенных однохарактерным бытом и семейными связями

5. С точки зрения Л.Н. Гумилева психологическое единство членов этноса формируется под влиянием:

а) этнической специфики обучения;

б) ритма этнического поля;

в) этнических обычаев и ритуалов;

г) ритма этнического танца;

д) этнического вокального ритма.

6.С точки зрения теории Л.Н. Гумилева, термины, характеризующие отдельные этносы, раскрываются следующим образом:

Гомеостатические этносы

Находятся в состоянии гармонии с природой

Динамические этносы

Развиваются за счет разрушения природы

Комплиментарные этносы

Совместимы с другими этносами, симпатизируют им

Некомплиментарные этносы

Преобладают страхи и негативные оценки в отношении других этносов

Креативные этносы

Способны создавать новые идеи

Аккомодативные этносы

Перерабатывают существующие идеи и приспосабливают их к своей культуре и традициям

7. Швейцарский психолог Ж.Пиаже известен своими многочисленными исследованиями в различных областях науки. В этнопсихологии же он:

а) мало известен, так как его работы в этом направлении были незначительны;

б) совсем не известен, так как не интересовался этнопсихологией;

в) известен своими исследованиями этностереотипов;

г) известен своими исследованиями этнических диспозиций;

д) известен своими исследованиями этнической идентичности.

8. Процесс формирования этнической идентичности в онтогенезе проходит через ряд этапов. Их общее количество соответствует цифре:

а) два;

б) три;

в) четыре;

г) пять;

д) шесть.

9. Процесс формирования групповой этнической идентичности начинается с этапа:

а) осознания единства людей, живущих в настоящее время;

б) осознания общности происхождения;

в) возникновения языка;

г) появления социальной иерархии;

д) осознания единства экономической деятельности.

10. Английский этнический психолог У. Риверс первым в науке начал изучать:

а) этнические особенности мышления;

б) этнические особенности воображения;

в) этнические особенности волевых процессов;

г) этнические особенности восприятия;

д) этнические особенности стыда.

11. Существуют культуры, в которых от этнофора ожидается подробное запоминание нескольких десятков своих предков. К числу таковых культур, относятся:

а) этнокультуры высокого уровня развития;

б) этнокультуры, примитивные по своему развитию;

в) этнокультуры индивидуалистского типа;

г) этнокультуры, лишенные письменности;

д) этнокультуры, лишенные исторической родины.

12. Согласно компенсаторной гипотезе у примитивных племен чрезмерное развитие перцептивных процессов приводит:

а) к симметричному усилению волевых качеств;

б) к симметричному ослаблению волевых качеств;

в) к симметричному усилению умственных способностей;

г) к симметричному ослаблению умственных способностей;

д) к ускорению процессов кратковременного запоминания.

13. Американский этнопсихолог Р. Бенедикт в своей работе «Конфигурации культур» использовала такие термины как:

а) аполлонический, дионисическом, параноидальной типы культур;

б) параноидальный, шизофренический, астенический типы культур;

в) аполлонический, венерианский, прометеевский типы культур;

г) дионисический, шизофренический, дистимический типы культур;

д) традиционный, модернизирующиеся, современный типы культур.

14. Основная личностная структура, формируемая данной этнической культурой, именовалась американским этнопсихологом А. Кардинером:

а) ядро личности;

б) фундамент личности;

в) базовой личностью;

г) модальной личностью;

д) стандартной личностью.

15. Американский этнопсихолог Р. Линтон называл наиболее распространенный в конкретной этнической культуре тип личности:

а) ядерной личностью;

б) фундаментальной личностью;

в) базовой личностью;

г) модальной личностью;

д) стандартной личностью.

16. Линейная модель времени характерна для представителей:

а) сложных культур;

б) маскулинных культур;

в) простых культур;

г) средних по сложности культур;

д) феминных культур.

17. Взятка чиновнику считается предосудительной в культурах:

а) маскулинного типа;

б) простого типа;

в) индивидуалистского типа;

г) коллективистского типа;

д) феминного типа.

18. Установлено, что на вопрос: «Сколько Вы будете ждать друга, если это не деловая встреча?» представители разных типов культур дают различные ответы. При этом ответ в часах дают представители:

а) индивидуалистских культур;

б) коллективистских культур;

в) простых культур;

г) сложных культур;

д) средних по сложности культур.

19. Этнические стереотипы выполняют несколько функций в обыденной жизни индивида. К их числу относятся такие функции как:

а) экономия усилий;

б) защита групповых ценностей;

в) способ отделения своих от чужих;

г) экономия усилий и защита групповых ценностей;

д) защита групповых ценностей и отделение своих от чужих.

20. В случае межэтнических контактов процесс стереотипизации может принимать две формы:

а) изоляции и сепарации;

б) противопоставления и выделения;

в) сопоставления и изоляции;

г) противопоставления и сопоставления;

д) сепарации и выделения.

21. Этнические стереотипы начинают использоваться индивидом:

а) только на основе ясных представлений о стереотипизируемой группе;

б) задолго до возникновения ясных представлений о стереотипизируемой группе;

в) в период начальных контактов со стереотипизируемой группой;

г) только на основе ясных представлений о своей группе;

д) задолго до возникновения ясных представлений о своей группе.

22. При распределении наград и поощрений разные этносы используют различные нормы. В русской культуре, например, традиционно используют норму:

а) справедливости: всем по вкладу;

б) стимулирования богатства: богатые получают больше;

в) стимулирования бедных: бедняки получают больше;

г) равенства: всем поровну;

д) силы: кто делит выигрыш, тот получает больше.

23. Исследование дистанции общения у различных этносов, проведенное Г. Розенфельдом и Н. Сассманом, установило, что:

а) пожилые люди ближе сидят друг к другу, чем молодежь;

б) молодежь сидит ближе друг к другу, чем молодежь;

в) мужчины всегда сидят ближе друг к другу;

г) лица среднего возраста всегда сидят ближе друг к другу;

д) женщины всегда сидят ближе друг к другу.

24. Одной из характерных черт невербального общения в Аргентине является следующее:

а) женщины стараются сесть ближе к мужу, чем к отцу;

б) позитивная информация передается на более близкой дистанции, чем негативная;

в) личная информация передается на более близкой дистанции, чем общественная;

г) общение с начальством происходит на более близкой дистанции;

д) общение с белыми людьми строится на более близкой дистанции.

25. Для борьбы с этническими предрассудками часто используют отдельные положения «гипотезы контакта». Она предполагает, что при определенных условиях межэтнические контакты будут противодействовать развитию этнических предрассудков. Такими условиями является идея о том, что:

а) контактирующие этносы должны иметь примерно одинаковый статус;

б) у этих этносов должны быть общие цели;

в) этносы должны вступать в контакт добровольно;

г) контакт должен иметь социальную поддержку и одобрение;

д) все вышесказанное вместе.

26. Наибольшее влияние на снижение уровня этнических предрассудков оказывает межэтнический контакт:

а) на отдыхе;

б) на спортивных состязаниях;

в) во время путешествия;

г) на работе;

д) при молитве в церкви/мечети/синагоге.

27. Наибольшую приверженность этническим предрассудкам оказывают:

а) подростки;

б) молодые люди;

в) женщины;

г) лица старшего возраста;

д) лица среднего возраста.

28. Большинство американских тестов на интеллект, используемых в этнопсихологических исследованиях, неявно базируются на концепции:

а) протестантизма;

б) шаманизма;

в) политкорректности;

г) справедливого мира

д) несправедливого мира.

29. В этнопсихологических исследованиях часто используют «Шкалу социальной дистанции», предложенную Э. Богардусом (США). При этом в расчетах используют два параметра, характеризующих межэтнические отношения между оценивающим и оцениваемым группами. Название этих параметров следующее:

а) социальная приемлемость и социальная экспансивность;

б) этническая приемлемость и этническая экспансивность;

в) социометрическая приемлемость и социометрическая переменчивость;

г) социальная притягательность и этническая восприимчивость;

д) социальная податливость и этническая притягательность.

30. Российские этнические психологи в своих исследованиях достаточно часто используют «Тест культурно-ценностных ориентаций». В этом тесте предполагается наличие у современного человечества нескольких типов культур. Общее число этих типов соответствует цифре:

а) два;

б) три;

в) четыре;

г) пять;

д) шесть.

205