Изучение эмоционально-волевой сферы дошкольников. Программа наблюдения за эмоциональными проявлениями детей
(Й. Шванцара).
Автор рекомендует подвергнуть особому вниманию такие эмоциональные проявления детей, как сверхчувствительность, возбуждаемость, капризность, боязливость, плаксивость, злобность, весёлость, завистливость, ревность, обидчивость, упрямство, жестокость, ласковость, сочувствие, самомнение, агрессивность, нетерпеливость. С помощью систематически, регулярно проводимых наблюдений можно своевременно выявить также признаки психического напряжения и невротические тенденции.
Признаки психического напряжения и невротических тенденций.
Грызёт ногти.
Сосёт палец.
Отсутствие аппетита.
Разборчив в еде.
Засыпает медленно и с трудом.
Спит неспокойно
Встаёт в плохом настроении и неохотно.
Жалуется на головные боли.
Жалуется на боли в животе.
Часто бывает рвота.
Часто бывают головокружения.
Заикается.
Чрезмерно потеет.
Краснеет, бледнеет.
Легко пугается.
Часто дрожит от возбуждения или волнения.
Часто плачет.
Часто моргает.
Дёргает рукой, плечом и т.п.
Недержание мочи (днём или ночью).
Недержание стула (днём или ночью).
Припадки злости.
Играет с какой-либо частью тела.
Боится за своё здоровье.
Бывает, что замечтается и мысли его где-то далеко.
Не умеет сосредоточиться на чём-то.
Озабоченность (чем?).
Очень тревожен.
Старается всегда быть тихим.
Боится темноты.
Часто видит во сне фантастические предметы.
Боится одиночества.
Боится животных (каких?).
Боится чужих людей.
Боится шума.
Боится неудачи (в чём?).
Часто испытывает чувство стыда, позора или вины.
Испытывает чувство неполноценности.
Результаты наблюдений целесообразно представить в виде оценочной шкалы. По вертикали перечисляют эмоциональные проявления ребёнка, а по горизонтали отмечается степень выраженности каждого из них (0 – отсутствие эмоционального проявления; 1 – минимальное проявление; 2 – среднее; 3 – значительное проявление; 4 – крайне яркое проявление). В итоге создаётся профиль чувственных проявлений конкретного ребёнка.
- Содержание
- Введение.
- Предлагаемый комплекс методик для проведения психодиагностического обследования в разных возрастных группах .
- Организация психодиагностического исследования.
- Методы психологического исследования.
- Этические нормы психодиагностики.
- Этапы психодиагностического обследования.
- I. Подготовительный этап.
- II. Проведение объективного психологического обследования ребенка.
- III. Обработка результатов.
- IV. Постановка психологического диагноза и составление заключения.
- Рекомендации к составлению психологического заключения.
- Примеры заключений.
- Определение психической нормы в детском возрасте.
- Показатели психического развития детей 2 -6 лет
- Аномальное развитие.
- Психологическая диагностика в период раннего детства (от 1 года до 3 лет).
- Краткая характеристика периода раннего детства - от 1 года до 3 лет.
- Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора к.Л.)
- Исследование психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.
- Диагностика уровня психического развития детей раннего возраста (1,5-3 года). (По н.А. Рычковой, 2001)
- Исследование восприятия.
- 2. Восприятие формы.
- 3. Предметное восприятие.
- 4. Пространственное восприятие.
- Исследование памяти.
- 5. Исследование памяти
- Исследование внимания.
- Исследование мышления.
- Исследование конструктивной деятельности.
- 12. Конструирование по подражанию.
- 13. Диагностика конструктивной деятельности.
- Исследование двигательной сферы.
- 15. Диагностика развития двигательной сферы
- 16. Тонкие движения пальцев рук
- 17. Оральный праксис:
- Исследование эмоционально – волевой сферы и поведения.
- 19. Диагностика развития игры.
- Психологическая диагностика в дошкольном возрасте (3 – 7 лет).
- Краткая характеристика дошкольного возраста.
- Исследование когнитивной сферы дошкольников. Изучение свойств внимания по методике «Корректурная проба».
- Методика изучения активного словаря ребёнка с помощью сюжетных картинок.
- Нелепицы.
- Методика «Исключение лишнего».
- Кубики Коса.
- Методика «Полянки».
- Шкала оценок по каждой задаче (в баллах).
- Типы выполнения задач.
- Тест «Дорисовка фигур».
- Диагностика психологической готовности к обучению в школе. Готовность к школе.
- Методика «Домик».
- Стандартизированная беседа для изучения мотивационной готовности к школе.
- Ориентировочный тест школьной зрелости а.Керна-я.Йирасека.
- Графический диктант.
- Изучение индивидуально-типологических особенностей дошкольников
- Анкета для родителей
- Изучение эмоционально-волевой сферы дошкольников. Программа наблюдения за эмоциональными проявлениями детей
- Методика изучения развитости самоконтроля.
- Методика «Лестница».
- Тест тревожности.
- Со взрослыми и сверстниками.
- Цветовой тест отношений.
- Тест «Рисунок семьи»
- 1.Процедура исследования
- 2. Интерпретация рисунка семьи
- Пример анализа проективного рисунка « Моя семья »
- Тест сказок ж.Руайе.
- Птенец. (анализ семейных отношений)
- (Особенности мотивации)
- Щенок Том. (особенности восприятия ребёнком его отношений с взрослыми)
- Цирк. (отношение к обучению)
- Подарок. (удовлетворённость половой идентификацией)
- Львы. (конфликты в семье)
- Методика изучения фрустрационных реакций с.Розенцвейга.
- Анализ тенденций.
- Интерпретация.
- Детский апперцептивный тест.
- Общие рекомендации к проведению.
- Описание стимульного материала и типичных ответов. Картинка 1
- Картинка 2
- Картинка 3
- Картинка 4
- Картинка 5
- Картинка 6
- Картинка 7
- Картинка 8
- Картинка 9
- Картинка 10
- Интерпретация.
- 1. Основная тема
- 2. Главный герой
- 3. Главные потребности и побуждения героя
- 4. Представление об окружающем мире
- 5. Лица рассматриваются как ...
- 6. Важнейшие конфликты
- 7. Природа беспокойства и тревоги
- 8. Основные средства защиты против конфликтов и страхов
- 9. Адекватность Супер-Эго как проявление "наказания" за "преступление"
- 10. Интеграция Эго
- 3. Аналитический.
- Методика «Дом –Дерево-Человек»
- Литература.
- Перечень приложений.