logo search
УМК Доп

Тест № 4 Оценка профессиональной направленности личности учителя.

Нередко школьные психологи сталкиваются с проблемой оценки степени включенности учителя в профессию, определения механиз­мов, через которые профессиональная деятельность воздействует на личность, выявления типических педагогических деформаций личности. Однако существование огромного количества критериев и оснований типизации педагогов нередко затрудняет эти поиски. При этом учителя добиваются успеха, находя для себя совершенно различные области деятельности: один — как друг и советчик моло­дежи, другой — способствуя развитию независимого и смелого мышления у выдающихся учащихся, а еще кто-то — устраняя при­чины недостатков у слабых учащихся. Нельзя сказать, что один из этих типов лучше, чем другой: все они необходимы.

В предлагаемом тесте заложена идея оценки и сравнения раз­личных типов педагогов.

Инструкция: в данном тесте перечислены свойства, которые мо­гут быть присущи Вам в большей или меньшей степени. При этом, соответственно, возможны два варианта ответов:

а) верно, описываемое свойство типично для моего поведения или присуще мне в большей степени;

б) неверно, описываемое свойство не типично для моего поведения или присуще мне в минимальной степени.

Прочитав утверждение и выбрав один из вариантов ответа, сле­дует отметить его на листе, зачеркнув нужную букву.

  1. Я вполне могу жить один, вдали от людей.

  2. Я часто побеждаю других своей самоуверенностью.

  1. Твердые знания по моему предмету могут существенно облег­чить жизнь человека.

  1. Люди должны больше, чем сейчас, придерживаться законов морали.

  2. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.

  3. Мой идеал рабочей обстановки — тихая комната с рабочим сто­лом.

  4. Люди говорят, что мне нравится делать все своим, оригиналь­ным способом.

  5. Среди моих идеалов видное место занимают личности ученых, внесших большой вклад в мой предмет.

  6. Окружающие считают, что на грубость я просто не способен.

  1. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.

  2. Бывает, что все утро я ни с кем не хочу разговаривать.

12. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было, беспо­рядка.

  1. Большинство моих друзей — люди, интересы которых имеют много общего с моей профессией.

  2. Я подолгу анализирую свое поведение.

  3. Дома я веду себя за столом так же, как в ресторане.

  4. В компании я представляю другим возможность шутить и рассказывать всякие истории.

  5. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения.

  6. Если у меня есть немного свободного времени, то я предпочи­таю почитать что-нибудь по моей дисциплине.

  7. Мне неудобно дурачиться в компании, даже если другие это делают.

  8. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.

  9. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их.

  10. Я редко выступаю вразрез с мнением коллектива.

  11. Мне больше нравятся люди, хорошо знающие свою профессию, независимо от их личностных особенностей.

  12. Я не могу быть равнодушным к проблемам других.

  13. Я всегда охотно признаю свои ошибки.

  14. Худшее наказание для меня — быть в одиночестве.

  15. Усилия, затраченные на составление планов, не стоят этого.

  16. В школьные годы я пополнял свои знания, читая специальную литературу.

  17. Я не осуждаю человека за обман тех, кто позволяет себя обма­нывать.

  18. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.

  19. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю.

  20. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответствен­ности.

  21. Наука— это то, что больше всего интересует меня в жизни.

  22. Окружающие считают мою семью интеллектуальной.

  1. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять.

  1. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди.

  1. Если есть выбор, то я предпочитаю организовать внеклассное мероприятие, а не рассказывать ученикам что-нибудь по пред­мету.

  2. Основная задача учителя — передать ученику знания по предмету.

  3. Я люблю читать книги и статьи на темы нравственности, мора­ли, этики.

  4. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами.

  5. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно, рады меня видеть.

  6. Думаю, мне понравилась бы работа, связанная с ответственной административно-хозяйственной деятельностью.

  7. Я вряд ли расстроюсь, если придется провести отпуск, обучаясь на курсах повышения квалификации.

  8. Моя любезность часто не нравится другим.

  9. Были случаи, когда я завидовал удаче других.

  10. Если мне кто-нибудь нагрубит, то я могу быстро забыть об этом.

  11. Как правило, окружающие прислушиваются к моим предложе­ниям.

  12. Если бы мне удалось перенестись в будущее на короткое время, то я, в первую очередь, набрал бы книг по моему предмету.

  13. Я проявляю большой интерес к судьбе других.

  14. Я никогда с улыбкой не говорю неприятных вещей.

Ключ к тесту № 4

Обработка результатов. Для обработки результатов опроса необходимо использовать ключ ответов, который сравнивается с ответами испытуемого. Каждый ответ оценивается по двухбалльной шкале:

Каждый личностный параметр оценивается через общую оценку по группе вопросов. Суммарная оценка по фактору не превышает 10 баллов. Зона нормы находится в пределах 3—7 баллов.

Обработку результатов обычно начинают со шкалы мотивации одобрения, так как в том случае, если ответ выходит за рамки нормы по этому фактору, следует признать, что испытуемый стремился исказить результаты.

Код теста

Общительность - 1б, 6б, 11 б, 16б, 21а, 26а, 31а, З6а, 41а, 46а.

Организованность - 2а, 7а, 12а, 17а, 22б, 27б, 32б, 37а, 42а, 47а.

Направленность на предмет - За, 8а, 13а, 18а, 23а, 28а, 33а, 38а, 43а, 48а.

Интеллигентность - 4а, 9а, 14а, 19а, 24а, 29б, 34а, 39а, 44а, 49а.

Мотивация одобрения - 5а, 10а, 15а, 20б, 25а, 30а, 35а, 40б, 45б, 50а.

Каждый из элементов профессиональной направленности счи­тается недостаточно развитым, если по данной шкале получено ме­нее трех баллов, и ярко выраженным — при количестве баллов бо­лее семи.