logo search
Диагностика в ДОУ

Методика «Лестница».

Данная методика относится к проективным методам и позволяет выявить такой немаловажный фактор, влияющий на поведение и взаимоотношения детей, как самооценка и самопринятие ребёнка.

Экспериментатор кладёт перед ребёнком рисунок лестницы (обычно из семи ступенек) и объясняет, что на самой верхней ступеньке находятся люди, которые больше всего нравятся ребёнку (показывает верхнюю ступеньку), на ступеньке пониже – те, что меньше нравятся, на самой нижней – люди, которые ему совсем не нравятся. Объяснение сопровождается показом соответствующих ступенек. Информация о том, что на нижней ступеньке находятся люди, которые ребёнку совсем не нравятся, экспериментатор сообщает спокойно, поскольку не следует вызывать у него подчёркнуто эмоциональное отношение к ним.

Затем ребёнку предлагают показать, на какую ступеньку и почему поставят его друзья, братья, сёстры, он сам, мама, папа, воспитательница и др. Не следует начинать с наиболее эмоционально значимых людей (мама, папа, сам ребёнок). Иногда дети формально выполняют задание методики (на вопрос о том, почему он думает, что тот или иной человек поставит его на эту ступеньку, отвечает: «А здесь пусто» и т.п.). В этом случае можно через несколько дней дать задание повторно, объясняя, что не обязательно разные люди должны ставить его на разные ступеньки, могут на одну и ту же. Однако такое выполнение задания тоже диагностично – оно может свидетельствовать о несформированности самооценки ребёнка.

Так как методика относится к проективным методам, следует помнить при интерпретации результатов, что она не даёт прямого соответствия полученных результатов самооценке ребёнка. Необходимо помнить, что дети могут заменять имеющуюся реальность на желаемую. Выбор детьми дошкольного возраста верхней ступеньки может отражать и специфику возраста, а не быть показателем некритичности ребёнка, его завышенной самооценки.

Методика позволяет определить не только адекватность и уровень самооценки (высокий-низкий), но и выявить её устойчивость, противоречия (например, высокая дома, но низкая в детском саду). Отказ выполнить задание или длительные колебания характерны для детей с низкой или неустойчивой самооценкой.

В модификации методики (С.Г.Якобсон, В.Г.Щур) ребёнок должен поставить себя на одну из ступенек лесенки, но при этом задаются разные качества для оценки (например, нижняя ступенька – самые глупые дети, верхняя ступенька – самые умные и т.п.). Обсуждаются три ситуации: «Я сейчас», «Я, когда был маленьким», «Я, когда вырасту большой».

Аналогичным образом можно выявить самооценку и притязания ребёнка в конкретных видах деятельности (художественной, игровой, музыкальной).