logo search
Диагностика в ДОУ

Диагностика психологической готовности к обучению в школе. Готовность к школе.

Развиваемые в отечественной психологии положения о структуре психологической готовности детей к обучению в школе позволяют выделить некоторые параметры этой готовности.

Личностная готовность выражается в отношении ребёнка к школе, учебной деятельности как социально значимой, к учителям и самому себе как человеку, занимающему особое положение среди людей и имеющему определённые обязанности и права. Ребёнок не готовый к принятию социальной позиции школьника, даже при наличии у него интеллектуальной готовности, с большой долей вероятности будет испытывать трудности в обучении, а его успехи скорее всего будут носить крайне неустойчивый характер.

Интеллектуальная готовность ребёнка к школе является не только и не столько объём знаний, кругозор ребёнка, сколько умения сравнивать, анализировать, обобщать, рассуждать, делать самостоятельные выводы. Важнейшим показателем интеллектуальной готовности ребёнка к обучению в школе является овладение им связной, грамматически и фонетически правильной речью, наличие умений понимать речь другого и самостоятельно строить предложения для обозначения своих мыслей.

Принято следующим образом классифици­ровать признаки школьной зрелости:

- в интеллектуальной сфере — дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), направленная кон­центрация внимания, аналитическое мышление (способ­ность достижения основных признаков и связей между яв­лениями, способность воспроизводства образца), рацио­нальный подход к действительности (относительное ослаб­ление роли фантазии), логическое запоминание, интерес к занятиям, где результат может быть достигнут только ценой усилия, интерес к новым знаниям, овладение на слух разговорной речью и способность понимания и примене­ния символов вообще, развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательной координации;

- в эмоциональной сфере — достижение сравнитель­но хорошей эмоциональной устойчивости (меньше импуль­сивных реакций) и развитие учебной мотивации;

- в сфере социальных отношений — потребность ре­бенка общаться с другими и умение подчиняться интере­сам и обычаям детских групп, способность исполнять со­циальную роль ученика в ситуации школьного обучения.