Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования:
ГСЭ. Ф.07
Психология и педагогика
Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии.
Индивид, личность, субъект, индивидуальность.
Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Мнемические процессы.
Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности.
Общение и речь.
Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.
Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики.
Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение,
педагогическая деятельность, педагогическая технология, педагогическая
задача.
Образование как общечеловеческая ценность. Образование как
социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная
система России: цели, содержание, структура непрерывного образования,
единство образования и самообразования.
Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая
функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе.
Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция,
семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция,
зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация. Методы, приемы,
средства организации и управления педагогическим процессом.
Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда
воспитания и развития личности.
Учебно-методические материалы
ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»
Межвузовская кафедра общей и вузовской педагогики
Т. К. Градусова
Психология и педагогика профессиональной деятельности
Учебно-методическое пособие
Кемерово 2005
ББК
Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»
Рецензенты:
Л. А .Араева, доктор филолог. наук, профессор,
зав. кафедрой стилистики и риторики КемГУ;
А. В. Кандаурова, кандидат педагогич. наук, доцент,
зав. кафедрой педагогики филиала ОмГПУ в г. Тара.
Градусова Т. К. Психология и педагогика профессиональной деятельности: учеб.-метод. пособие. Кемерово: Кемеровский госуниверситет, 2005. - 84 с.
Учебно-методическое пособие разработано по курсу «Педагогика и психология» для специальностей 080502 экономика и управление на предприятии, 080105 финансы и кредит, 080107 налоги и налогообложение,
010501 прикладная математика и информатика, 010101 математика, юрислингвистика в соответствии с требованиями ГОС ВПО.
В пособии содержатся краткая теория, описание форм, приемов и методов организации учебной и практической деятельности студентов на занятии. Главным критерием в выборе методов, предложенных в пособии, является их результативность в развитии способностей каждого студента.
Учебно-методическое пособие предназначено студентам, может быть использовано непосредственно на занятиях по дисциплине «Педагогика и психология» и на педагогической практике.
Утверждено:
на заседании кафедры
зав. каф. профессор Н. Э. Касаткина
_______________________________
« » сентября 2005г.
- Федеральное агентство по образованию гоу впо (кемеровский государственный университет)
- 010501 Прикладная математика и информатика)
- Объяснительная записка
- Содержание курса
- Распределение часов курса по темам и видам работ
- Литература
- Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов
- Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования:
- Введение
- Тема 1. Психологическая компетентность специалиста как элемент его профессиональной компетентности
- План семинарского занятия.
- Тест на самоопределение
- Тема 2. Психология познавательных процессов
- Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 2
- Литература
- План семинарского занятия.
- Тема 3. Сущность сознания и его взаимоотношения с бессознательным. Действие. Поведение. Деятельность.
- Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 3
- Литература
- Темы рефератов
- План семинарского занятия
- Тема 4. Физиологические основы психики и здоровья человека. Темперамент и его психологические особенности. Акцентуации характера
- Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 4
- Темы рефератов
- Литература
- План семинарского занятия.
- Тема 5. Понятие общения. Стиль общения, взаимодействие. Взаимосвязь стиля мышления и стиля деятельности
- Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 5
- Темы рефератов
- Литература
- План семинарского занятия.
- Ход занятия:
- Тема 6. Агрессия. Объект и субъект конфликта. Границы эффективности конфликтного поведения. Типы и виды конфликтов
- Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 6
- Темы рефератов.
- Литература
- План семинарского занятия
- Тема 7. Психология семейных отношений
- Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 7
- Литература
- Тема 8. Рефлексия в профессиональной деятельности.
- Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 8 (учебной конференции)
- Литература
- План семинарского занятия.
- Словарь терминов и персоналий
- Оценочные и диагностические средства итоговой государственной аттестации и учебно-методическое обеспечение их проведения
- Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
- Приложения
- Тест № 1. Тест Айзенка.
- Тест № 2 Способны ли Вы стать руководителем?
- Тест № 3 Умеете ли вы вести деловые беседы?
- Тест № 4 Оценка профессиональной направленности личности учителя.
- Тест № 5 Оценка способов реагирования в конфликте.
- Тест № 6 Тест на оценку самоконтроля в общении.
- Тест № 7 Умеете ли Вы слушать?
- Тест № 8 Способность педагога к эмпатии.
- Тест № 9 Оценка агрессивности руководителя.
- Использованная литература и тексты