Тема 6. Агрессия. Объект и субъект конфликта. Границы эффективности конфликтного поведения. Типы и виды конфликтов
Цель: Познакомиться с основными теориями агрессии. Выявить приемы и методы формирования неагрессивного, неконфликтного взаимодействия людей.
Существуют три основные теории агрессии. Теория агрессии, целенаправленной как инстинкт, наиболее часто ассоциируется с именами Зигмунда Фрейда и Конрада Лоренца. Согласно этой теории, агрессивная энергия аккумулируется внутри, как вода в запруде. Однако аргументы, которые приводятся в доказательство этой теории, весьма слабы, все же нельзя не признать, что на агрессию влияют определенные биологические факторы, такие как наследственность, биохимия крови и устройство центральной нервной системы.
Согласно второй точке зрения, причиной гнева и враждебности является фрустрация. При наличии агрессивных стимулов гнев может провоцировать агрессию. Фрустрация не является следствием депривации как таковой, но возникает в результате глубокого расхождения между уровнем запросов и уровнем реальных достижений личности.
Теория социального научения представляет агрессию как поведение, приобретенное посредством научения. И наш собственный опыт, и наблюдение за успехами других порой убедительно демонстрируют нам, что агрессия приносит определенную выгоду.
Типологическая «схема» конфликта американского психолога М. Дойча. По типу участников он выделил личность, группу и нацию. По видам отношений – внутри- и межсистемный уровни. Типы конфликтов: внутри - и межличностный (индивидуально-психологический уровень); внутри- и межгрупповой (социально - психологический уровень); внутринациональный и международный (социальный уровень).
Специалист в области планирования развития корпорации Р. Акофф считает, что конфликт возникает в том случае, когда два или более желаний взаимодействуют таким образом, что шаг вперед в удовлетворении одного из них означает шаг назад в удовлетворении другого или других. С точки зрения характеристики субъектов конфликтных отношений корпорация, по мнению Р. Акоффа, может подвергаться следующим конфликтам:
конфликт личности, являющейся элементом корпорации;
конфликт между такими личностями;
конфликт между индивидом и корпорацией или ее частью (подразделением);
конфликт внутри подразделений;
конфликты между подразделениями одного уровня;
конфликты между подразделениями разных уровней или между подразделением и корпорацией;
конфликты внутри корпорации как целого;
конфликты между корпорацией и внешними силами: группами, организациями, институтами, обществом.
Приведенная схема классификации конфликтных отношений вполне может быть использована для определения субъектов и участников конфликтного процесса, поскольку любой коллектив в определенном смысле представляет собой не что иное, как корпорацию или ее структурные элементы.
Этапы оценки конфликтных отношений:
анализ причин конфликтного процесса;
анализ тенденций и возможных вариантов развития конфликтов;
анализ возможностей коррекции поведения участников конфликта для каждого варианта его возможного развития.
Предупреждение конфликтных отношений:
формирование условий жизнедеятельности коллектива, исключающих возможность складывания и развития конфликтного взаимодействия его членов;
выработка руководителем у самого себя и у своих подчиненных устойчивых навыков неконфликтного поведения.
Общение является основным инструментом разрешения конфликтов. Правила неконфликтного общения:
уделять внимание неречевым свидетельствам (жестам, мимике, взглядам и др.) того, что слова говорящего не расходятся с его мыслями;
следить за тем, чтобы у вас или у других людей (участвующих в общении) не оставалось скрытых ложных предположений или установок;
стараться делать общение открытым;
избегать неясностей, выяснять все, что мешает дальнейшему нормальному общению;
научиться правильно слушать, проявляя заинтересованность и уважение к собеседнику;
выражать свои чувства в вежливой форме, чтобы не вызвать отрицательных эмоций у оппонента.
- Федеральное агентство по образованию гоу впо (кемеровский государственный университет)
- 010501 Прикладная математика и информатика)
- Объяснительная записка
- Содержание курса
- Распределение часов курса по темам и видам работ
- Литература
- Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов
- Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования:
- Введение
- Тема 1. Психологическая компетентность специалиста как элемент его профессиональной компетентности
- План семинарского занятия.
- Тест на самоопределение
- Тема 2. Психология познавательных процессов
- Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 2
- Литература
- План семинарского занятия.
- Тема 3. Сущность сознания и его взаимоотношения с бессознательным. Действие. Поведение. Деятельность.
- Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 3
- Литература
- Темы рефератов
- План семинарского занятия
- Тема 4. Физиологические основы психики и здоровья человека. Темперамент и его психологические особенности. Акцентуации характера
- Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 4
- Темы рефератов
- Литература
- План семинарского занятия.
- Тема 5. Понятие общения. Стиль общения, взаимодействие. Взаимосвязь стиля мышления и стиля деятельности
- Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 5
- Темы рефератов
- Литература
- План семинарского занятия.
- Ход занятия:
- Тема 6. Агрессия. Объект и субъект конфликта. Границы эффективности конфликтного поведения. Типы и виды конфликтов
- Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 6
- Темы рефератов.
- Литература
- План семинарского занятия
- Тема 7. Психология семейных отношений
- Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 7
- Литература
- Тема 8. Рефлексия в профессиональной деятельности.
- Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 8 (учебной конференции)
- Литература
- План семинарского занятия.
- Словарь терминов и персоналий
- Оценочные и диагностические средства итоговой государственной аттестации и учебно-методическое обеспечение их проведения
- Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
- Приложения
- Тест № 1. Тест Айзенка.
- Тест № 2 Способны ли Вы стать руководителем?
- Тест № 3 Умеете ли вы вести деловые беседы?
- Тест № 4 Оценка профессиональной направленности личности учителя.
- Тест № 5 Оценка способов реагирования в конфликте.
- Тест № 6 Тест на оценку самоконтроля в общении.
- Тест № 7 Умеете ли Вы слушать?
- Тест № 8 Способность педагога к эмпатии.
- Тест № 9 Оценка агрессивности руководителя.
- Использованная литература и тексты