2. Главный герой
Основное допущение, стоящее за рассказами - это то, что история, которую рассказывает испытуемый, в сущности, о самом себе. Поскольку в истории может участвовать несколько людей, то появляется необходимость выявить, с каким лицом испытуемый в основном идентифицирует себя. С этой целью следует установить несколько объективных критериев для дифференциации героя от других фигур: герой - это лицо, о котором в основном составлен рассказ. Он близок к испытуемому по возрасту и полу, события рассказа рассматриваются с точки зрения героя. В том случае, если в рассказе присутствует больше одного героя, испытуемый может идентифицировать себя или с обоими, или сначала с одним, а потом с другим.
Встречаются и отклонения, заключающиеся в том, что субъект может идентифицироваться с героем противоположного пола. Такие идентификации очень важно заметить. Иногда фигура, с которой испытуемый идентифицирует себя, вторична по важности в рассказе, что может являться отражением глубоко подавленных подсознательных установок испытуемого. По-видимому, интересы, желания, недостатки, наклонности и способности, которые имеются у героя - это все то, что имеет испытуемый или чем он хочет обладать, а возможно, и страх перед вероятностью обладания чем-то.
Важно оценить адекватность поведения героя, то есть его способность реагировать на различные обстоятельства адекватным (для общества, в котором он живет) способом. Адекватность героя служит лучшей мерой силы Эго - показателем собственной адекватности испытуемого в различных ситуациях. Исключения составляют истории, в которых происходит замещение желаемого действия. В таких случаях тщательное исследование обычно выявляет реальные противоречия в рассказах ребенка, где неадекватность очевидна. Например, когда герой - могущественный лев, но ему не нравится его собственное тело, и в конце концов он может быть счастлив только отказавшись от своего всемогущества.
Представление о себе. Здесь имеется ввиду представление испытуемого о своем теле, о своем внешнем виде и социальной роли. Шильдер впервые описал телесный образ как картину собственного тела в уме. Например, рассказывая о своем теле, испытуемый говорит: "У него было некрасивое тело", а затем продолжает рассказ, говоря, каким бы он хотел видеть свое тело, на какой воображаемый образ он хотел бы походить, а именно: быть "большим", "сильным", "всемогущим".
- Содержание
- Введение.
- Предлагаемый комплекс методик для проведения психодиагностического обследования в разных возрастных группах .
- Организация психодиагностического исследования.
- Методы психологического исследования.
- Этические нормы психодиагностики.
- Этапы психодиагностического обследования.
- I. Подготовительный этап.
- II. Проведение объективного психологического обследования ребенка.
- III. Обработка результатов.
- IV. Постановка психологического диагноза и составление заключения.
- Рекомендации к составлению психологического заключения.
- Примеры заключений.
- Определение психической нормы в детском возрасте.
- Показатели психического развития детей 2 -6 лет
- Аномальное развитие.
- Психологическая диагностика в период раннего детства (от 1 года до 3 лет).
- Краткая характеристика периода раннего детства - от 1 года до 3 лет.
- Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора к.Л.)
- Исследование психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.
- Диагностика уровня психического развития детей раннего возраста (1,5-3 года). (По н.А. Рычковой, 2001)
- Исследование восприятия.
- 2. Восприятие формы.
- 3. Предметное восприятие.
- 4. Пространственное восприятие.
- Исследование памяти.
- 5. Исследование памяти
- Исследование внимания.
- Исследование мышления.
- Исследование конструктивной деятельности.
- 12. Конструирование по подражанию.
- 13. Диагностика конструктивной деятельности.
- Исследование двигательной сферы.
- 15. Диагностика развития двигательной сферы
- 16. Тонкие движения пальцев рук
- 17. Оральный праксис:
- Исследование эмоционально – волевой сферы и поведения.
- 19. Диагностика развития игры.
- Психологическая диагностика в дошкольном возрасте (3 – 7 лет).
- Краткая характеристика дошкольного возраста.
- Исследование когнитивной сферы дошкольников. Изучение свойств внимания по методике «Корректурная проба».
- Методика изучения активного словаря ребёнка с помощью сюжетных картинок.
- Нелепицы.
- Методика «Исключение лишнего».
- Кубики Коса.
- Методика «Полянки».
- Шкала оценок по каждой задаче (в баллах).
- Типы выполнения задач.
- Тест «Дорисовка фигур».
- Диагностика психологической готовности к обучению в школе. Готовность к школе.
- Методика «Домик».
- Стандартизированная беседа для изучения мотивационной готовности к школе.
- Ориентировочный тест школьной зрелости а.Керна-я.Йирасека.
- Графический диктант.
- Изучение индивидуально-типологических особенностей дошкольников
- Анкета для родителей
- Изучение эмоционально-волевой сферы дошкольников. Программа наблюдения за эмоциональными проявлениями детей
- Методика изучения развитости самоконтроля.
- Методика «Лестница».
- Тест тревожности.
- Со взрослыми и сверстниками.
- Цветовой тест отношений.
- Тест «Рисунок семьи»
- 1.Процедура исследования
- 2. Интерпретация рисунка семьи
- Пример анализа проективного рисунка « Моя семья »
- Тест сказок ж.Руайе.
- Птенец. (анализ семейных отношений)
- (Особенности мотивации)
- Щенок Том. (особенности восприятия ребёнком его отношений с взрослыми)
- Цирк. (отношение к обучению)
- Подарок. (удовлетворённость половой идентификацией)
- Львы. (конфликты в семье)
- Методика изучения фрустрационных реакций с.Розенцвейга.
- Анализ тенденций.
- Интерпретация.
- Детский апперцептивный тест.
- Общие рекомендации к проведению.
- Описание стимульного материала и типичных ответов. Картинка 1
- Картинка 2
- Картинка 3
- Картинка 4
- Картинка 5
- Картинка 6
- Картинка 7
- Картинка 8
- Картинка 9
- Картинка 10
- Интерпретация.
- 1. Основная тема
- 2. Главный герой
- 3. Главные потребности и побуждения героя
- 4. Представление об окружающем мире
- 5. Лица рассматриваются как ...
- 6. Важнейшие конфликты
- 7. Природа беспокойства и тревоги
- 8. Основные средства защиты против конфликтов и страхов
- 9. Адекватность Супер-Эго как проявление "наказания" за "преступление"
- 10. Интеграция Эго
- 3. Аналитический.
- Методика «Дом –Дерево-Человек»
- Литература.
- Перечень приложений.