logo search
Этнопсихология_УМК

4.1. Этническая идентичность, этнически обусловленные черты характера.

Этническая идентичность – это психологическая категория, относящаяся к осознанию своей принадлежности к определённой этнической общности. Может не совпадать с декларируемой, то есть публичной идентичностью Последнее утверждение означает, что вслух человек, например, может относить себя к узбекам, но в глубине души понимать, что он - карачаевец. Этническая идентичность является, прежде всего, переживанием, с точки зрения Г. Шпета, своей близости к одному этносу и отделение себя от других.

В свою очередь, этничность – это социологическая категория, определяющая этническую принадлежность по ряду объективных признаков: этническая принадлежность родителей, место рождения, язык, культура.

Было бы преувеличением считать, что в жизни человека вопросы, связанные с принадлежностью к этнической общно­сти, как и к другим социальным группам, являются централь­ными. Для большинства людей более важными оказываются проблемы повседневной жизни – работа, зарплата, воспита­ние детей, проведение свободного времени. Но не следует иг­норировать и психологические проблемы, связанные с групповым членством. В жизни человека – и целой общности – возможны ситуации, когда ответ на простой вопрос «Кто я?» («Кто мы?») становится существенной проблемой.

Нередко подобные проблемы возникают уже в детстве, в процессе формирования этнической идентичности. И чаще всего с ними сталкиваются члены групп меньшинств .

В процессе своего становления этническая идентичность проходит ряд этапов, соотносимых с этапами психического развития ребенка. Одним из первых концепцию развития у ребенка осознания принадлежности к национальной группе предложил Ж.Пиаже (1896–1980). В исследовании 1951 г. он проанализировал – как две стороны одного процесса – формирование понятия «родина» и образов «других стран» и «иностранцев». Развитие этнической идентичности швейцар­ский ученый рассматривает как создание когнитивных моде­лей, связанных с понятием «родина», а этнические чувства, по его мнению, являются своего рода ответом на знания об этнических явлениях. Пиаже выделяет три этапа в формиро­вании этнической идентичности:

1) в 6–7 лет ребенок приобретает первые – фрагментар­ные и несистематичные – знания о своей этнической принад­лежности. В этом возрасте наиболее значимыми для него являются семья и непосредственное социальное окружение, а не страна и этническая группа;

2) в 8–9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентифика­ции – национальность родителей, место проживания, родной язык. Просыпаются национальные чувства;

3) в младшем подростковом возрасте (10–11 лет) этничес­кая идентичность формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры (см. Piaget , Weil , 1951).

К настоящему времени во всем мире проведено большое количество исследований, в которых уточняются и конкретизируются возрастные границы этапов развития этнической идентичности. Первые «проблески» диффузной идентифика­ции с этнической группой большинство авторов обнаруживает у детей 3–4 лет, есть даже данные о первичном восприятии ярких внешних различий – цвета кожи, волос – детьми до трех лет. Но практически все психологи согласны с Пиаже в том, что «реализованной» этнической идентичности ребе­нок достигает в младшем подростковом возрасте, когда реф­лексия себя имеет для человека первостепенное значение. На последовательных этапах развития этнической иден­тичности формируется как этническая осведомленность, включающая в себя знания о своей и чужой группах, так и этническое самоназвание. Этническая осведомленность возрас­тает с опытом, получением новой информации и развитием когнитивных способностей. Первоначально она основывает­ся на очевидных показателях – цвете кожи, внешности, языке, элементах материальной культуры (еде, одежде), обычаях. Постепенно повышается способность ребенка воспринимать, описывать, интерпретировать этнические признаки. Он вклю­чает в их комплекс все новые элементы – общность пред­ков, общность исторической судьбы, религию. В исследовании развития этнической идентичности, проведенном О.Л.Ро­мановой в Беларуси, высказывания дошкольников о разли­чиях между этническими группами были достаточно аморфны: «Люди там живут по-другому, не так как мы». Разные поня­тия – житель города, гражданин республики, член этничес­кой общности – оказались для них равнозначными. И только в младшем школьном возрасте наблюдался значительный рост этнических знаний, не простое повторение, а систематиза­ция информации, полученной от взрослых. А подростки делали еще более четкие и конкретные замечания о существующих между народами различиях культуры, исторических судеб, политического устройства и т.п.

Рост этнической осведомленности о групповых различиях неизбежно связан с восприятием своего сходства с членами одной из этнических групп и своего отличия от других групп, со способностью стабильно давать себе правильное этническое самоназвание. В том же исследовании О.Л.Романовой пяти– шестилетние и даже более старшие дети не всегда правильно называли собственную национальность, национальность родителей, не могли установить логическую связь между такими фактами как национальность родителей, страна проживания, язык общения, собственная национальность. И только подро­стки, у которых сформировалась система представлений об эт­нических явлениях, четко идентифицировали себя с этнической общностью на основе значительного набора этнодифференцирующих признаков.

Когнитивный компонент этнической идентичности отве­чает за способность ребенка структурировать информацию об этнических характеристиках. Но дети пытаются и оценить эт­нические группы. Среди современных исследователей нет единства в вопросе о последовательности возникновения когнитивного и аффективного компонентов идентичности. Одни авторы считают, что этнические предпочтения форми­руются лишь к 9–10 годам на основе достаточно значитель­ных этнических знаний. Но в других исследованиях было обнаружено, что детские предпочтения этнических групп не всегда коррелируют с информированностью о них, преду­беждения могут предшествовать какому-либо знанию, хотя и в этом случае они становятся более дифференцированными и интегрированными с возрастом. Но становятся ли этнические аттитюды более позитив­ными или негативными? Есть данные, что более старшие дети показывают себя менее предубежденными, но вполне возможно, что они просто знают социально желательные ответы. По другим данным, если аттитюды (позитивные или негативные) сформировались, именно эта их направленность сохраняется в дальнейшем. Но какие бы вопросы ни оставались спорными, совер­шенно очевидно, что в процессе развития у ребенка этни­ческой идентичности она проходит ряд этапов от диффузной до реализованной, а результатом этого процесса является формирование в подростковом возрасте эмоционально-оце­ночного осознания принадлежности к этнической общности.

Этнический статус чаще всего остается неизменным на про­тяжении всей жизни человека. И все-таки этническая идентич­ность не статичное, а динамичное образование. Во-первых, процесс ее становления не заканчивается в подростковом воз­расте. Внешние обстоятельства могут толкать человека любого возраста на переосмысление роли этнической принадлежности в его жизни, приводить к трансформации этнической идентич­ности. После накопления фактов рыхлое этническое сознание часто становится более устойчивым и даже может меняться, как это произошло с жителем Минска, католиком, родившим­ся в пограничной с Польшей Брестской области. Он «числился поляком и считал себя поляком. В 35 лет поехал в Польшу. Там убедился, что с поляками объединяет его религия, а в осталь­ном он белорус. С этого времени осознает себя белорусом». Кроме того, на трансформацию этнической идентичности влияют не только бесчисленные обстоятельства индивидуальной человеческой жизни, но и факторы, обуслов­ленные изменениями в жизни общества, о чем уже говорилось. Во-вторых, даже у детей последовательность стадий развития этнической идентичности и их временные границы не являют­ся универсальными для всех народов и социальных ситуаций. В зависимости от социального контекста они могут ускоряться или замедляться.