logo search
Этнопсихология_УМК

4.2.Этнические особенности развития личности в гомогенной и гетерогенной социокультурной среде. Особенности развития детей-билингвов.

На осознание людьми своей этнической принадлежности значительное влияние оказывает тот факт, живут ли они в полиэтнической или моноэтнической среде. Ситуация меж­этнического общения дает индивиду больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей и других этнических групп, способствует развитию межэтнического понимания и формированию коммуникативных навыков. Свою этническую принадлежность раньше осознает русский ребе­нок, живущий в многонациональной Москве, чем житель отдаленной деревни в Архангельской области. Отсутствие опыта межэтнического общения обусловливает, с одной сто­роны, меньшую предрасположенность к подобным контак­там, с другой стороны, меньший интерес к собственной этничности.

Различия в степени выраженности этнической идентич­ности обнаружены и у детей, живущих в разных гетероген­ных средах. Когда этот показатель сравнивался у русских в Беларуси и Казахстане, то выяснилось, что этническая иден­тичность сильнее выражена у тех, кто живет в культурной среде, значительно отличающейся от собственной (в Казах­стане). А для детей, живущих в Беларуси, культура народа которой близка к русской, осознание этнической идентич­ности не является жизненно важной проблемой.

Итак, этническая идентичность более четко осознается, а знания о различиях между группами раньше приобретаются, если социализация ребенка проходит в полиэтнической среде. Но не только временные границы формирования этнической идентичности, но и точность знаний о своей принадлежности к определенной этнической общности во многом зависит от того, к какой группе ребенок принадлежит – группе большинства или группе меньшинства.

Британскими социальными психологами Г.Л. Ягодой и С.Томп­сон было выявлено, что в Шотландии у детей пакистанских иммигрантов представления об этнических группах складыва­ются раньше, чем у детей шотландцев, являющихся группой этнического большинства. Дети из группы меньшинства неиз­бежно оказываются осведомленными о доминантной культуре как через средства массовой коммуникации, так и через лич­ные контакты. А их сверстники из группы большинства могут вообще не обладать знаниями о пакистанской культуре, если они не имеют соседей этой национальности. Шотландцы реже признают, что между культурами существуют различия в нормах, ценностях и стереотипах поведения, так как обща­ются в основном внутри своей группы, и даже их контакты с национальными меньшинствами протекают в контексте до­минирования норм культуры большинства. Но даже если члены группы меньшинства обладают знаниями о различиях между двумя народами и культурами, это вовсе не означает, что они предпочитают свою группу и признают свою при­надлежность к ней. Так, пакистанские дети в упомянутом исследовании отдавали предпочтение шотландским именам и внешности, характерной для группы большинства. В многочисленных исследованиях развития этнической иден­тичности, проводившихся в США, Великобритании, Новой Зе­ландии и других странах, дошкольникам предъявлялся набор кукол или картинок, изображающих людей разных рас и наци­ональностей и предлагалось выбрать те, которые им больше все­го нравятся и которые больше похожи на них самих. Если дети из групп большинства в своих ответах практически едино­душно проявляли предпочтение своей группы, то дети из групп меньшинств часто выбирали «неправильные» стиму­лы, например черные дети выбирали белых кукол, причем не только как самых красивых, но и как похожих на них самих. Так, в исследовании, проведенном в 50-е гг. в США, 92% белых и только 26% афроамериканцев 3,5–5,5 лет сде­лали правильный выбор. Выявленная тенденция отражает раннюю осведомленность детей о существовании определенной социальной структуры, о том, что в обществе одни группы оцениваются выше, чем дру­гие. Но остается не до конца ясным, проявляют ли в выборе кукол маленькие дети с еще не сформировавшейся идентичнос­тью желание принадлежать к группе с более высоким статусом, либо действительно воспринимают себя ее членами, т.е. выбира­ют ложную идентичность.

С возрастом и развитием этнической идентичности у членов этнических меньшинств обычно происходит сдвиг к «внутригрупповой ориентации». В процессе социализации, когда новому поколению передаются нормы и ценности социокультурной среды, ребенок приобретает все новые знания о межэтнических различиях и более четко определяет свою принадлежность к определенной группе. В результате каждый новый член обще­ства оказывается «приписанным» к той или иной этничес­кой группе. Несмотря на это, «социально желательная» высокоста­тусная группа большинства может оставаться для ребенка референтной (эталонной). А «приписывание» вовсе не обяза­тельно оказывается пожизненным. Если первоначально дети учатся у других, к какой группе они принадлежат, и приоб­ретают предписанный обществом этнический статус, то уже в подростковом возрасте к человеку приходит осознание того, что у него есть весьма существенная, по словам Э.Эриксона, «свобода активного выбора», идентифицировать ли себя с группой, членом которой его воспринимают другие, или с группой доминантного большинства. Так, при иссле­довании американских подростков мексиканского происхож­дения выяснилось, что если одни сохраняют язык и обычаи своих родителей и осознают себя «испаноязычными амери­канцами», то другие перестают говорить по-испански и воспринимают себя «белыми англоязычными американцами». Впро­чем, в случае неблагоприятного межгруппового сравнения чле­ны этнических меньшинств имеют еще более широкий выбор стратегий при определении этнической идентичности.