logo search
УМК Доп

Тема 8. Рефлексия в профессиональной деятельности.

Психологическая го­тов­ность к изменениям характера

своей профессиональной деятельности

Профессиональная деятельность составляет одну из важнейших характеристик человека. Начиная с определенного возраста большинство людей оказываются включенными в ту или иную профессиональную деятельность, значительная же часть юности уходит на подготовку к ней.

Ключевой проблемой акмеологии выступает развитие и реализация творческого потенциала человека как субъекта профессионального труда и целостной жизнедеятельности. Здесь профессионализм выступает главным условием субъектной реализации индивида. От этого зависит успех профессиональной карьеры и жизненного благополучия.

Рефлексия специалиста как его внутренняя психическая деятельность направлена на самопознание и осмысление им своего духовного мира, собственных действий и состояний, роли и места в труде. Она заметно способствует продуктивному развитию творческого потенциала и задействованию его в процессе повседневной деятельности.

Главным результатом рефлексии является овладение специалистом инновационно-акмеологической культурой.

По структуре - это взаимообусловленность и сопряженность потенциального и деятельностно-поведенческого компонентов человека.

По содержанию - это духовно-нравственное совершенство, профессиональная компетентность, психолого-педагогическая подготовленность, служебный менталитет.

Выделяют следующие основные функции инновационно-акмеологической культуры:

Инновационно-акмеологическая культура не может быть продуктивно материализована без работы специалиста над собой. Культура не самостоятельная социальная сфера, а сквозная характеристика всего уклада профессиональной деятельности как части социальной системы, и в любом его измерении существует специфический культурный аспект; сущность культуры проявляется прежде всего в деятельности, в совокупном труде, а лишь затем в совокупности достижений и ценностей; основное предназначение акмеологической культуры – человекотворчество, где человек предстает как абсолютный объективный и субъективный предмет этой культуры.