Словарь терминов и персоналий
Автономный (от греч. autos — сам и nomos — закон) — самостоятельный, осуществляющийся независимо от кого-либо, чего-либо.
Авторитарный стиль руководства — стиль деятельности по руководству людьми, связанный с безоговорочным подчинением руководимых людей, подавлением их инициативы, ущемлением демократизма во взаимоотношениях с ними.
Адаптация (от лат. adaptare — приспособлять) — приспособление органа, организма, личности, группы к изменяющимся условиям окружающей среды или своим внутренним изменениям.
Адекватный (от лат. adaequatus — приравненный) — соответствующий, верный, точный.
Акмеограмма профессионала — описание всех сторон его труда (профессиональной деятельности, повседневных отношений, личностного развития и совокупного результата труда) и вытекающих из него требований к индивидуально-психологическим и психофизиологическим особенностям специалиста. Она ориентирует специалиста на выявление, продуктивное развитие и задействование творческого потенциала в феноменологической целостности, когда он предстает одновременно и как индивид, и как субъект труда, и как личность, и как индивидуальность.
Акмеология — наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии — акме.
Акселерация (от лат. acceleratio — ускорение) — ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков.
Активность психическая — процесс психического отражения в форме психических актов, действий, деятельности, поведения.
Алгоритм — предписание, задающее на основе системы правил последовательность операций, точное выполнение которых позволяет решать задачи определенного класса.
Амбивалентность (от лат. аmbi — вокруг, с обеих сторон и valentia — сила) — двойственность переживания, выражающаяся в том, что один и тот же объект вызывает у человека два противоположных чувства: например, удовольствие и неудовольствие, симпатию и антипатию.
Амбидекстр (от лат. аmbi — вокруг, с обеих сторон и dextera — правая рука) — человек, способный одинаково успешно пользоваться как правой, так и левой рукой.
Апперцепция (от лат. ad — к и perceptio — восприятие) — зависимость восприятия от прошлого опыта и общего содержания психической деятельности человека.
Архетип (от греч. arche — начало и typos — образ) — прообраз, врожденные простые и фундаментальные образы, существующие в бессознательном у всех людей (коллективное бессознательное). Термин введен К.Г.Юнгом.
Асинхронность (от греч. а — отрицательная частица и synchronos — одновременный) — характеристика процессов, не совпадающих во времени.
Ассимиляция (от лат. assimilatie — уподобление, сходство) — уподобление, слияние, усвоение.
Ассоциация (от лат. assoziatio — соединение) — связь между двумя или более психическими явлениями (ощущениями, восприятиями, представлениями, идеями, образами и т.д.), проявляющаяся рефлекторно, бессознательно, актуализация хотя бы одного члена а. влечёт за собой появление другого. Психофизиологической основой а. считается условный рефлекс. Запоминание по ассоциации является одним из путей совершенствования памяти.
Атавизм (от лат. atavi — предки) — появление у современных людей свойств и признаков, характерных для их далеких предков.
Аттитюд (социальная установка) (от фр. attitude — поза) — готовность субъекта действовать определенным образом по отношению к социальным объектам или процессам, исходя из комплекса его чувств, желаний, знаний о предмете и поведенческого опыта.
Аттракция (от лат. attrahere — привлекать) — привлекательность одного человека для другого; установка на другого человека как на привлекательного.
Аффект (от лат. affectus — душевное волнение, страсть) — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние (гнев, страх, ужас, экстаз, радость и др.), связанное с резким изменением важных для человека жизненных обстоятельств.
Безусловный рефлекс (от лат. reflexus — отражение) — врожденное, инстинктивное реагирование организма на стимул; наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на значимые изменения внутренней и внешней среды.
Бессознательное — совокупность психических образований, процессов и механизмов, в существовании, функционировании и влиянии которых человек не отдает себе отчета и не может их контролировать.
Биоритмы (от греч. bios — жизнь и rhythmos — чередование) — циклические (суточные, сезонные и пр.) колебания характера и интенсивности биологических процессов и явлений, обеспечивающие возможность приспособления организмов к циклическим изменениям окружающей среды.
Бихевиоризм (от анг. behaviour — поведение) — одно из ведущих направлений в американской психологии, получившее широкое распространение и в других странах. Оно сводит изучение предмета психологии прежде всего к анализу поведения. При этом порой невольно из предмета исследования исключается сама психика, сознание. Основное положение бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание, психику, которые в принципе не наблюдаемы непосредственно. Поведение же понимается ортодоксальными бихевиористами как совокупность отношений «стимул-реакция» (С-Р). Родоначальники б. Э. Торндайк, Дж. Уотсон. Необихевиоризм в той или иной степени отказался от классической формулы б. и пытается учесть и факты сознания как реальные детерминанты поведения человека. Многие выводы, достижения б. плодотворны с научной точки зрения и исключительно практичны.
Вегетативная нервная система (от лат. vegetetivus — растительный) — часть нервной системы, регулирующая обмен веществ в организме, деятельность внутренних органов и систем (кровообращения, дыхания и др.).
Вербализация (от лат. verbalis — словесный) — словесное описание чувств, переживаний, мыслей, поведения.
Вербальный — словесный, выраженный в словесной форме.
Верификация (от лат. verus — истинный и facere — делать) — проверка истинности теоретических положений, установление достоверности опытным путем.
Влечение — первичное эмоциональное проявление потребности человека в чем-либо, содержание и причины возникновения которой обычно не осознаются.
Внимание — психический познавательный процесс, заключающийся в преимущественной устремленности сознания человека на определенный объект или явление, в результате чего они отражаются полнее, отчетливее, глубже. К числу характеристик в. относятся ряд свойств и качеств: концентрация, распределение, объем, переключаемость, устойчивость, колебание, избирательность. Выделяют три вида в.: в. непроизвольное, в. произвольное, в. после-произвольное.
Воздействие педагогическое — влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитуемых, на организацию их жизни и деятельности в интересах формирования у них требуемых качеств и обеспечения успешного достижения заданных целей.
Воображение — психический познавательный процесс, в результате которого создаются новые образы, идеи, программируются ситуации и их возможное развитие на основе имеющихся представлений, знаний, накопленного опыта, а порой и при отсутствии необходимой полноты знаний в данном вопросе (области).
Воспитание в широком смысле рассматривается как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства социальными субъектами общественного опыта, который охватывает их широкое, многостороннее взаимодействие между собой, с социальной средой и окружающей природой. Его сущность проявляется как процесс целенаправленного, организационно оформленного взаимодействия всех его участников, обеспечивающего их гармоничное развитие и эффективное решение социально значимых задач. В узком смысле воспитание — это процесс целенаправленного и систематического воздействия субъекта воспитания на объект в интересах привития ему качеств, соответствующих воспитательным целям и задачам. Он охватывает деятельность воспитателей, осуществляющих систему педагогических воздействий на ум, чувства, волю воспитуемых, активно реагирующих на эти воздействия под влиянием своих потребностей, мотивов, жизненного опыта, убеждений и других факторов.
Воспитание — это процесс целенаправленного и систематического воздействия субъекта воспитания на объект в интересах привития ему качеств, соответствующих воспитательным целям и задачам.
Воспитательный процесс — это целенаправленная деятельность всех субъектов воспитания по обеспечению систематического эффективного их воздействия на объект в интересах привития ему качеств, соответствующих воспитательным целям и задачам.
Восприятие — психический познавательный процесс, заключающийся в целостном отражении в психике человека непосредственно воздействующих на его органы чувств вещей, предметов, явлений в целом, а не отдельных их сторон и качеств как при ощущении.
Ген (от греч. genos — происхождение) — структурная и функциональная элементарная единица наследственности, участок хромосомы, отрезок молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК).
Генезис (от греч. genesis — происхождение) — происхождение, возникновение; процесс образования и становления развивающегося явления.
Генотип — наследственная основа организма; генетическая модель данного организма, заложенная в совокупности его генов.
Гендер (от англ, gender — род, пол) — социальный пол; набор ожидаемых образцов (норм) поведения для мужчин и женщин.
Геронтогенез (от греч. geron — старик и genesis — процесс возникновения и последующего развития) — старение.
Гештальтпсихология (от нем. gestalt — целостная форма, образ, структура) — одно из крупнейших направлений в зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половины XX века и выдвинувшее в качестве центрального тезис о необходимости целостного подхода к анализу сложных психических явлений. Основное внимание г. уделила исследованию высших психических функций человека (восприятия, мышления, поведения и пр.) как целостных структур, первичных по отношению к своим компонентам (см.: инсайт). Главные представители этого направления — немецкие психологи М. Вертхеймер, В. Келнер, К. Коффка.
Головной мозг — передний отдел центральной нервной системы позвоночных животных и человека, помещающийся в полости черепа. Г. м. — материальный субстрат высшей нервной деятельности и главный регулятор всех жизненных функций организма.
Грацилизация (от лат. gratia — изящество, прелесть) — тенденция эволюционного развития человека, проявляющаяся в том, что человек становится изящнее: кости скелета становятся тоньше, лоб круче и глаже, уменьшаются надбровные дуги, более тонкими делаются черты лица. В последние тысячелетия темпы Г. существенно возросли.
Гуманистическая психология — направление в зарубежной психологии, в последнее время бурно развивающееся и у нас в стране, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.
Девиантное поведение (от лат. deviatio — отклонение) — поведение с отклонением от принятых в обществе правовых или нравственных норм. Основные виды д. п. — преступность и уголовно ненаказуемое аморальное поведение.
Деменция (от лат. dementia — безумие) — стойкое снижение познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых. Различают сенильную (старческую), алкогольную, посттравматическую и другие виды Д.
Депрессия (от лат. depressio — понижение, углубление) — тоскливое, подавленное настроение с сознанием собственной недостаточности, пессимизмом, однообразием представлений, снижением побуждений и двигательной активности.
Депривация (от лат. deprivatio — лишение, потеря) — изоляция от воздействия каких-либо факторов окружающей среды; лишение или ограничение возможности удовлетворения основных биологических и/или социальных потребностей.
Деятельность педагогическая — процесс целенаправленного и организованного труда педагогов, в интересах достижения целей воспитания, обучения и развития обучаемых (воспитуемых).
Деятельность управленческая в системе «человек — человек» состоит в реализации руководителем аналитико-конструктивных, деятельно-регулятивных, коммуникативных и оценочно-корректировочных функций, обеспечивающих эффективное воздействие на персонал для гарантированного выполнения задач совместной деятельности. Сущность этой деятельности заключается в организации мотивированных отношений в коллективах в целях успешного решения служебных и других задач. Мотивированные отношения выражаются в гармонии взаимодействия всех субъектов труда.
Дидактика — составная часть педагогики, исследующая закономерности, механизмы, условия и факторы обучения и разрабатывающая теорию и практику эффективного достижения его целей.
Дискретный — прерывистый, состоящий из отдельных частей.
Дифференциальная психология (от лат. differentia — различие) — отрасль психологии, изучающая психические различия как между индивидами, так и между группами людей, причины и последствия этих различий.
Закономерности воспитания представляют собой устойчивые, повторяющиеся и существенные связи воспитательного процесса, реализация которых позволяет добиваться требуемых результатов в развитии людей, коллективов и оказывать воспитующее воздействие на весь уклад жизнедеятельности.
Закономерности педагогического процесса — система существенных, устойчиво повторяющихся связей и отношений, которые в совокупности детерминируют целостный характер обучения и воспитания.
Знание — преимущественно логическая информация об окружающем и внутреннем мире человека, зафиксированная в его сознании.
Имидж (от англ, image — образ) — эмоционально окрашенный стереотип восприятия массовым, обыденным сознанием кого-либо, чего-либо (например, и. политического деятеля и др.).
Имплицитный (от англ, implicit — подразумеваемый) — подразумеваемый, не явный, невыраженный.
Импульсивность — особенность поведения человека, заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних обстоятельств или эмоций.
Инвариантность (от фр. invariant — неизменяющийся) — неизменность, независимость от чего-либо.
Инволюция (от лат. involutio — свертывание) — обратное развитие, утрата организмом или отдельными органами своих функций в результате старения.
Индивид (от лат. individuum — неделимое) — одна из макрохарактеристик человека, указывающая на него как на единичное природное существо, представителя вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, врожденного и приобретенного, носитель индивидуальных черт.
Индивидуально-психологические особенности — устойчивое сочетание различных структурных компонентов психики личности, предопределяющее ее индивидуальность, стиль деятельности и воплощающееся в ее качествах.
Индивидуальность— интегральная социально-психологическая макрохарактеристика человека, совокупность индивидуально-психических особенностей, делающих его уникальным, неповторимым.
Инстинкт — 1) врожденная форма поведения, присущая людям и животным; 2) по З.Фрейду — внутренние силы, побуждающие человека к деятельности.
Институт социальный (от лат. institutum — установление, утверждение) — определенная форма организации, регулирования, упорядочения общественной жизни, деятельности и поведения людей; элемент социальной структуры общества. Наиболее фундаментальные И.с. — собственность, семья, государство, наука, образование, право и т.д.
Интеллект (от лат. intellectus — познание, понимание, рассудок) — относительно устойчивая структура способностей, в основе которых лежат как сознательные, так и бессознательные процессы, обеспечивающие переработку разнокачественной информации и осознанную оценку ее. В силу своей сложности и. неоднозначно понимается представителями различных философских и психологических школ, направлений.
Интериоризация (от лат. interior — внутренний) — процесс формирования внутренних структур психики, обусловленный усвоением структур и символов внешней социальной деятельности.
Интроверсия (от лат. intro — внутрь и vertere — поворачивать) — направленность личности на внутренний (в противоположность экстраверсии) мир собственных переживаний, чувств и мыслей; типическое свойство темперамента или характера.
Интроспекция (от лат. introspectare — смотреть внутрь) — самонаблюдение; изучение психических процессов при помощи наблюдения за ними самим субъектом.
Ипохондрия (от греч. hipochondria) — болезненное состояние или черта личности, характеризующаяся чрезмерным вниманием к своему здоровью, склонностью находить несуществующие и преувеличивать имеющиеся болезненные симптомы.
Иррациональный (от лат. irrationalis — неразумный) — невыразимый в логических понятиях и суждениях, недоступный пониманию разумом.
Инфантильность (от лат. infantilis — младенческий, детский) — незрелость эмоционально-волевой сферы, выражающаяся в несамостоятельности решений, чувстве незащищенности, потребности в опеке, эгоцентризме и других детских чертах.
Катарсис (от греч. catharsis — очищение) — состояние внутреннего очищения, наступающее после определенных переживаний и потрясений.
Качества личности — сложные социально и биологически обусловленные структурные компоненты личности, вбирающие в себя психические процессы, свойства, образования, устойчивые состояния и предопределяющие устойчивое поведение личности в социальной и природной среде.
Коллектив (от лат. collectiftons — собирательный) — группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллектива, в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа. К числу признаков к. относятся также сознательный характер объединения людей, относительная его устойчивость, выраженность организационной структуры, наличие органов координации деятельности.
Коллективное мнение — разновидность общественного мнения, представляющая собой совокупное оценочное суждение, выражающее отношение коллектива (или его значительной части) к различным событиям и явлениям в жизни общества, данного коллектива.
Коллективистское самоопределение — психический механизм обретения личностями свободы в коллективе, когда различные индивидуальные мнения, точки зрения так не нивелируются механизмами подражания, конформности, внушения и т.д., как в простой группе, а получают возможность относительно свободного существования.
Коммуникация (от лат. communicatio — делать общим, связывать) — процесс сообщения информации.
Компетентность (от лат. competens — соответствующий, способный) — обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо.
Конституция (от лат. constitutio — построение) — 1) совокупность внешних признаков строения тела; 2) совокупность всех морфологических, физиологических и психических особенностей организма, обусловленных в своем развитии действием общих генетических факторов. Прилагательное от К. — конституциональный.
Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — психическое явление, заключающееся в столкновении противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мнений, мотивов, потребностей одного человека. В последнем случае говорят о внутреннем конфликте.
Концепция (от лат. conceptus — мысль, понятие) — 1) система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов; 2) единый определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда.
Корреляция — 1) соответствие, взаимосвязь, взаимозависимость предметов, явлений, понятий; 2) зависимость между случайными величинами, не имеющая строго функционального характера, при которой изменение одной из случайных величин сопровождается изменением другой. Плотность корреляционных связей характеризуется коэффициентом корреляции.
Креативность (от англ, creative — творческий) — уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности.
Латентный (от лат. latens — скрытый) — скрытый, внешне не проявляющийся.
Легитимный — законный.
Либидо — одно из ключевых понятий психоанализа (фрейдизма), обозначающее энергию инстинктивных влечений, лежащую в основе всех жизненных проявлений индивида.
Личностный — относящийся к личности; например, личностные особенности.
Личность — макрохарактеристика человека, выражающая его социальную сторону, совокупные социальные качества как представителя определенных социальных общностей (нация, класс, коллектив и др.), который включен в социальные связи, занимается общественно значимым трудом и осознающий свое отношение к окружающей среде.
Личный — принадлежащий исключительно данному лицу; находящийся в чьем-либо исключительном владении; например, личное мнение, личные вещи.
Лояльный (от фр., англ, loyal — верный) — корректно, благожелательно относящийся к кому-либо, чему-либо.
Мастерство профессиональное — психическое образование, проявляющееся в высоком уровне развития знаний, навыков, умений, профессионально важных качеств личности, обеспечивающих ее успех в данной профессиональной деятельности.
Меланхолик (от греч. melas — черный, chole — желчь) — субъект, обладающий одним из четырех основных типов темперамента, характеризующийся неуравновешенностью, слабостью, инертностью нервных процессов, проявляющийся в высокой реактивности психики, склонности к переживаниям, интроверсии, некоторой замкнутости, болезненным реагированием на трудности, неудачи, недостаточной инициативностью и т. д.
Ментальный (от англ, mentality — мысленный) — имеющий отношение к умственной сфере человека.
Метод (от греч. methodos — путь исследования или познания, теория, учение) — совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.
Методология (от греч. methodos — путь исследования, logos — учение) — учение о наиболее общих принципах, структуре, логической организации, методах и средствах познания и преобразования окружающего мира.
Методы воспитания — это определенные способы однородного педагогического воздействия на человека и коллективы или взаимодействия с ними в целях формирования и развития у них качеств, необходимых для успешного выполнения социальных ролей и достижения личностно значимых целей.
Мотив (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — субъективная причина (осознанная или не осознанная) того или иного поведения, действия человека — психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбору того или иного способа действия и его осуществлению. В качестве м. могут выступать инстинкты, влечения, направленные на определенный объект эмоции, установки, идеалы, элементы мировоззрения и др. От м. следует отличать мотивировку.
Мотивация — совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения. Мотивация достижения — выработанный в психике механизм достижения, действующий по формуле: мотив «жажда успеха» — активность — цель — «достижение успеха».
Мышление — процесс опосредованного отражения в человеческом сознании сложных связей и отношений между предметами и явлениями субъективного мира; познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Выделяют м. теоретическое и практическое; интуитивное и словесно-логическое; наглядно-действенное и наглядно-образное; формально-логическое и творческое и т.д.
Навык — действие, сформированное путем повторения и доведенное до автоматизма. Формирование н. протекает в соответствии с рядом законов (см. закон изменения скорости в развитии н., закон плато в развитии н., закон отсутствия предела в развитии н., закон угасания, закон переноса н. и др.).
Направленность личности — психическое свойство личности — система потребностей-доминант, ценностей, устремлений, преобладающая системой смыслообразующих мотивов, выражающаяся в жизненных целях человека, его установках, перспективах, намерениях, стремлениях и активной деятельности по их достижению. В н. л. обычно выделяют мировоззренческую (общественно-политическую), профессиональную, бытовую направленность.
Научение — процесс и результат приобретения индивидуального опыта.
Образование — процесс усвоения и развития человеком объективно востребованных качеств, результатом которого выступает сформи-рованность интеллектуальной, теоретической и практической подготовленности к жизни и деятельности.
Обучение — целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у социальных субъектов качеств, необходимых им для выполнения каких-либо функций.
Общая психология — отрасль психологической науки, предметом исследования которой являются общие закономерности, тенденции, особенности развития психики в фило- и онтогенезе, а также теоретические методы и принципы психологии, ее основные понятия и категориальный строй.
Общение — одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности.
Общественное мнение — совокупное оценочное суждение, выражающее отношение коллектива, социальной общности (или их значительной части) к различным событиям и явлениям окружающей действительности, затрагивающим общие интересы.
Онтогенез (от греч. ontos — сущее и genesis — происхождение) — индивидуальное развитие организма, охватывающее все изменения, происходящие с ним от зарождения до конца жизни.
Оптимизация управленческой деятельности — это процесс выявления и установления ее соответствия принципам оптимальности, которые выражают требования объективных законов осуществления управления. Она призвана обеспечить наилучшее выполнение руководителем управленческих функций.
Оптимизация учебно-воспитательного процесса—деятельность по овладению наилучшими моделью, алгоритмом и технологией обучения и воспитания, которые обеспечивают достижение наивысшего результата в конкретных условиях.
Опыт — результат чувственно эмпирического отражения в человеческой психике объективной действительности, выражающийся в единстве знаний, навыков, умений.
Организаторская деятельность — практическая деятельность по созданию связей, взаимодействия между субъектами деятельности, а также управление ее процессом. Организаторские способности обеспечивают высокую эффективность организаторской деятельности.
Ощущение — отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Память—психический познавательный процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и последующем возможном воспроизведении в сфере сознания или в процессе деятельности того, что человек делал, переживал, воспринимал.
Парадигма (от греч. paradeigma — пример, образец) — совокупность теоретических, методологических и иных установок, принятых научным сообществом на каждом этапе развития науки, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении научных проблем.
Паритет (от лат. paritas — равенство) — равенство, одинаковое положение, равноправие сторон.
Партиципативное управление (от англ, to participate — участвовать) — управление организацией, предусматривающее привлечение рядовых работников к осуществлению управленческих процессов.
Педагогика (греч. paidagogike — детоводство) — это теория и практика достижения целей воспитания, образования и обучения.
Педагогическая психология (от греч. pais — дитя и ago — веду) — отрасль психологии, изучающая психические явления и закономерности педагогического процесса.
Перцепция — восприятие.
Поведение — система взаимосвязанных рефлекторных и сознательных действий (физических и психических), осуществляемых человеком при достижении определенной цели, реализации определенной функции в процессе его взаимодействия со средой. Термин «п.» употребляют и при анализе активности животных. В современной психологии в качестве центральной категории принято рассматривать не п., а деятельность.
Позиция (в психологии) (от лат. positio) — 1) устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении; 2) положение человека в статусно-ролевой внутригрупповой структуре.
Познавательные психические процессы — психические явления, в своей совокупности непосредственно обеспечивающие познание как процесс и как результат. К их числу относятся: ощущение, восприятие, внимание, представление, воображение, память, мышление, речь.
Познание — процесс психического отражения и восприятия объективного мира в сознании, результатом которого является новое знание о его многопорядковой сущности.
Праксический (от греч. praxis — действие) — относящийся к практической деятельности.
Предмет педагогики — область педагогических явлений, в которых исследуются педагогические закономерности, механизмы, условия и факторы эффективного обучения, воспитания и развития социальных субъектов — конкретных людей и коллективов.
Предмет психологии — закономерности, тенденции, особенности развития и функционирования психики человека.
Представление — психический познавательный процесс воссоздания образов предметов, событий на основе их припоминания или же продуктивного воображения.
Привычка — сложившийся в динамический стереотип способ поведения, возможность осуществления которого в определенной ситуации приобретает силу потребности.
Принципы воспитания — это исходные педагогические положения, служащие руководящими нормами, которые детерминируют направленность, содержание, организацию и методику воспитательного процесса.
Принятие решения — акт волевого действия и одновременно этап управленческого цикла, когда личность на основе переработанной информации, как правило, в результате борьбы мотивов, приходит к необходимости сохранения одного из них как ведущего, главного, смыслообразующего, которому она подчиняет свою конкретную деятельность.
Проницательность — качество человека, выражающееся в способности замечать, чувствовать, предвосхищать и прогнозировать намерения, действия и поступки других людей, развитие процессов и явлений в реальных условиях.
Профессиограмма — системное описание социальных, психологических и иных требований к носителю определенной профессии и определение, исходя из этих требований необходимых для данного вида деятельности качеств личности, составляющих основу профессиональной пригодности людей. В последнее время п. все чаще создается в единстве качественных и количественных характеристик, которые допускают использование современных математических методов, ЭВМ. Ядром п. является психограмма.
Профессиональная компетентность — это профессиональная подготовленность и способность субъекта труда к выполнению задач и обязанностей по занимаемой должности. П.к. выступает мерой и основным критерием определения его соответствия требованиям совокупного труда. Каждая из сторон труда (профессиональная деятельность, повседневные отношения, сам развивающийся субъект и результаты его труда) может быть оценена с помощью критериального модуля. Его показателями являются объективно необходимые знания, умения, навыки, атакже профессиональные позиции, психологические особенности (качества) и акмеологические инварианты.
Психика (от греч. psychikos — душевный) — системное свойство высокоорганизованной материи, проявляющееся в специфическом отражении субъектом объективной реальности, включающем в себя интроектирующееся моделирование им этой реальности и регуляцию на основе созданной модели своего поведения и деятельности. Изучение закономерностей развития и функционирования п. составляет предмет психологии как науки.
Психическое состояние — определенный, временный уровень целостного функционирования психики, непосредственно влияющий на характер и эффективность деятельности личности, группы людей, который, будучи устойчивым проявлением психики индивида, закрепляется и повторяется в ее структуре.
Психология — наука о закономерностях, механизмах, условиях, факторах и особенностях развития и функционирования психики.
Психология коллектива — система психических явлений, возникающих в процессе развития и функционирования коллектива, которые характеризуются коллективными ценностями, взглядами, интересами, убеждениями; коллективным мнением; коллективным настроением; традициями и др.
Психология управленческой деятельности— новое ведущее направление психологии, функции которого заключаются в выявлении закономерностей, механизмов, условий и факторов эффективного управления в различных условиях, формировании управленческого мышления и способности руководителей самостоятельно, творчески управлять жизнедеятельностью персонала, используя продуктивные модели, алгоритмы и технологии.
Пубертатный (перипубертатный) период (от лат. pubertas — возмужалость) — период полового созревания.
Реактивность — свойство живой системы, в том числе организма человека, реагировать на воздействия внешней среды.
Релаксация (от лат. relaxatio — уменьшение напряжения, расслабление) — состояние покоя, расслабление или резкое снижение мышечного тонуса вплоть до обездвижения. Р. может быть непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, наступающей в результате специальных усилий, например аутогенной тренировки.
Репрезентативный (от фр. representatif — представительный, показательный) — представительный, характерный.
Респондент (от англ, respondent — отвечающий) — участник психологического или социологического исследования, выступающий в роли опрашиваемого.
Ретардация (от лат. retardatio — опоздание, задержка) — замедление соматического развития и физиологического созревания детей и подростков.
Ретроспективный (от лат. retro — назад и spectare — смотреть) — обращенный к прошлому, посвященный рассмотрению прошлого.
Развитие— целенаправленный процесс функционального совершенствования качеств социальных субъектов в соответствии с характером решаемых задач и собственными потребностями.
Рефлекс (от лат. reflexus — повернутый назад, отраженный) — реакция организма, опосредованная центральной нервной системой при раздражении рецепторов агентами внутренней или внешней среды.
Рефлексия (от позднелат. refflexio — обращение назад, отражение) — внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний; самопознание человеком своего духовного мира. Данный термин возник в философии и означал процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании; позднее был заимствован психологией.
Референтная (эталонная) группа (от лат. reference — сообщающий) — реальная или условная социальная группа, цели деятельности, ценностные ориентации, законы и нормы поведения которой воспринимаются человеком как эталон для подражания.
Рецептор (от лат. receptor — принимающий) — специальные чувствительные нервные образования, воспринимающие раздражения из внешней или внутренней среды организма и перерабатывающие их в нервные сигналы.
Речь — одно из средств коммуникативной деятельности человека, общения, опосредованное языком; процесс материализации мысли.
Ригидность (от лат. rigidus — жесткий, твердый) — негибкость, неспособность быстро переключаться.
Самоактуализация (от лат. actualis — действительный, настоящий) — одно из важнейших понятий гуманистической психологии, стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, потребность в самосовершенствовании, в максимальной реализации своего потенциала.
Самовнушение (аутосуггестия) — процесс внушения, направленный субъектом на самого себя с целью саморегуляции, самовоспитания и самоорганизации человека, заключающееся в сознательном использовании им возможности влияния второй сигнальной системы на психические и даже физиологические процессы в организме.-
Самовоспитание — это организованная, активная, целеустремленная деятельность человека по систематическому формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств в соответствии с осознанными потребностями отвечать социальным требованиям и личной стратегии развития.
Самоидентификация — выбор, осознание и принятие личностью себя, своей социальной и профессиональной роли.
Самоопределение человека — сознательный выбор и утверждение личностью своей позиции и направленности действий в разнообразных проблемных ситуациях.
Самооценка — определение человеком уровня собственной значимости, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Самопознание — это сложный процесс определения человеком своих способностей и возможностей, уровня развития требуемых качеств и реализации творческого потенциала в деятельности и поведении.
Самопрезентация — самопредъявление, самоподача. Заключается в способности человека оказывать влияние на процесс формирования своего образа у других участников общения, умении направить их восприятие своей личности по определенному пути, произвести желаемое впечатление.
Самореализация — удовлетворяющая человека реализация активности в значимых для него сферах жизнедеятельности и взаимоотношений.
Саморегуляция (от лат. regulare — приводить в порядок, налаживать) — свойство живых систем видоизменять, восстанавливать свою структуру, функции в соответствии с требованиями ситуаций.
Самосознание — высшее выражение-сознания человека, проявляющееся в осознании и переживании системы его представлений о самом себе, присущих ему социальных отношениях, потребностях, мотивах деятельности, поведении, которое активно развивается в рамках «Я»-концепции.
Сангвиник (от лат. sanguis — кровь) — субъект — носитель одного из четырех основных типов темперамента, отличающийся подвижностью, уравновешенностью, силой нервных процессов, высокой психической активностью, работоспособностью. «Сангвиник — горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересного дела, т. е. постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучным, вялым...»(ПавловИ. П. Поли, собр. соч., т. 3, кн. 2, с. 86).
Семантика (от греч. semanticos — обозначающий) — научная дисциплина, изучающая отношения знака к тому, что он обозначает. Психологическая С. (психосемантика) изучает системы индивидуальных значений и личностных смыслов и их роль в построении картины мира.
Сензитивность (от лат. sensitivus — чувствительный) — эмоциональная чувствительность человека к происходящим с ним событиям.
Сенсорный (от лат. sensus — чувство, ощущение) — относящийся к ощущениям.
Ситуация (от франц. situation — положение, обстановка) — система внешних условий, факторов, действующих на субъекта и детерминирующих его деятельность наряду с субъективными, внутренними условиями, факторами.
Сознание — высшая форма психического отражения действительности, использующая системы понятий, категорий.
Социализация — развитие и самоизменение человека как социального существа в процессе усвоения и воспроизводства культуры.
Социометрия — метод изучения межличностных отношений в малых группах. С. позволяет выявить внутреннюю структуру малой группы и место в ней каждого ее члена (социометрический статус).
Сплоченность коллектива — степень единства коллектива, проявляющаяся в единстве мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, настроений и других компонентах его психики, а также в единстве практической деятельности.
Спонтанность (от лат. spontenius — самопроизвольный) — вызванный не внешними воздействиями, а внутренними причинами, самопроизвольный.
Способности — психическое свойство личности, проявляющееся в соответствии психофизиологических, психических особенностей человека требованиям, предъявляемым к нему одним или несколькими видами деятельности, что дает ему возможность более быстро и качественно овладевать ими.
Стереотип (от греч. stereos — твердый и typos — отпечаток) — с. поведенческий — общепринятый образец поведения, которому следуют; с. социальный — упрощенный, схематизированный образ социального объекта или явления, обычно эмоционально окрашенный и обладающий большой устойчивостью.
Стиль управленческой деятельности (стиль — от лат. stylus, греч. stylos — стерженек для письма) — это устойчивая система характерных подходов, способов и приемов, отражающая индивидуальный почерк руководителя в реализации им управленческих функций, которая сформировалась и развивается под влиянием внутренних и внешних факторов. Выбор наилучшего стиля руководства осуществляется в соответствии с критерием оптимальности, который выражается через структурно-функциональный, психологический, процессуальный и результативный показатели оптимальности.
Субъект (лат. subjectum — подлежащее, лежащий внизу, в основании) — конкретный носитель предметно-практической деятельности и познания, активный творец своей жизни.
Субъективный — 1) свойственный только данному лицу, субъекту; личный (например, психика как субъективный образ объективного мира); 2) односторонний, лишенный объективности, пристрастный, предвзятый (например, субъективное мнение).
Суицид (от лат. sui — себя и caedere — убивать) — акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания.
Тактильное ощущение — ощущение прикосновения.
Темперамент (от лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — совокупность тех индивидуальных особенностей психической деятельности, которые определяют ее динамику. Выделяют четыре основных типа темперамента: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.
Теория - система принципов, законов, категорий, понятий, концепций, описывающая какое-либо относительно однородное, целостное явление — систему или ее элементы, функции. В психологии известны теории бихевиоризма, фрейдизма, когнитивные теории, гештальттеория и т. д. Критерии научной теории в психологии: относительно завершенная логическая структура (принципы, категории, понятия и др.), наличие теоретических конструктов (концепций, положений, гипотез и др.), наличие положений, доказательств, соединяющих эти конструкты с имеющимися фактами, другими теориями.
Теория личности Маслоу — система взглядов на личность американского психолога А. Маслоу — одного из основателей гумамистической психологии. Фундаментальными потребностями человека согласно данной теории являются: физиологические (пища, вода, сон и др.); потребность в безопасности, стабильности, порядке; потребность в любви, чувстве принадлежности к какой-то общности людей (семья, дружба и др.); потребность в уважении (самоутверждении, признании); потребность в самоактуализации.
Теория поэтапного формирования умственных действий — современная концепция обучения, нашедшая широкое распространение, применение и при обучении радистов, телеграфистов и т. д. Согласно этой концепции умственное развитие, как и усвоение знаний, навыков, умений происходит путем интериоризации, то есть поэтапным переходом «материальной» (внешней) деятельности во внутренний (умственный) план, в план сознания. В силу этого обучение протекает поэтапно. На первом этапе обучаемые овладевают ориентировочной основой деятельности (ООД), то есть системой указаний о том, как выполнять различные действия. На втором этапе обучаемые самостоятельно выполняют реальные действия (например, манипуляции с техникой или ее заменителями — моделями, тренажерами, макетами, чертежами и т.п.). На третьем этапе эти действия проговариваются вслух; на четвертом — про себя. Применение т. п. ф. у. д. в практике обучения некоторых специалистов (телеграфисты и др.) дало ощутимый эффект. Большой вклад в обоснование и развитие теории внес П. Я. Гальперин и др.
Тест (от англ, test — задача, проба) — метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью и валидностью.
Технология воспитательной деятельности — это совокупность методологических и организационно-методических установок, определяющих подбор, компоновку и порядок задействования воспитательного инструментария. Она определяет стратегию, тактику и технику организации процесса воспитания личного состава.
Технология управленческой деятельности представляет собой совокупность методологических и организационно-методических установок, определяющих подбор, конструирование и задействование руководителем управленческого инструментария. Она включает стратегию, тактику и технику управления.
Тинэйджеры (от англ, teenager) — молодежь в возрасте от 13 до 19 лет.
Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — устойчивость к неблагоприятным эмоциональным факторам, внешним воздействиям; терпимость к чужому мнению, поведению.
Умение — психическое образование, заключающееся в освоении личностью, группой, коллективом определенных приемов, способов, навыков деятельности.
Управление — процесс воздействия субъекта на ту или иную систему, обеспечивающий ее целенаправленное развитие, сохранение или видоизменение структуры, поддержание или изменения режима деятельности, реализацию программ и целей.
Управленческая функция — роль, которую выполняет руководитель на определенном этапе управления в соответствии с промежуточной задачей.
Управленческий менталитет — специфический склад труда руководителя, в котором ярко выражен приоритетный профиль его деятельности как самобытного и неповторимого управленца.
Управленческое искусство представляет собой совершенство управленческой компетентности руководителя, которое характеризуется твердой волей, нравственно-патриотическим отношением к своим обязанностям, творческим владением современными технологиями управления и высокими стабильными результатами на порученном участке.
Управленческое мастерство руководителя характеризует высокий уровень его управленческой компетентности, на котором он эффективно применяет передовые технологии и добивается стабильных результатов.
Условный рефлекс — связь между условным раздражителем (сигналом) и определенной реакцией, возникающая в результате совпадения по времени появления этого сигнала и безусловного раздражителя.
Установка — готовность человека воспринимать что-либо или действовать определенным образом.
Учение — деятельность обучаемого по овладению социальным опытом и развитию качеств объективно необходимых для успешного выполнения социальных функций и решения жизненных задач.
Феномен (от греч. phainomtnon — являющийся) — то же, что явление.
Филогенез (от греч. phyle — род и genos — происхождение) — процесс возникновения и эволюции психики, поведения и сознания.
Флегматик (от греч. phlegma — слизь) — субъект — носитель одного из четырех основных типов темперамента, характеризующийся уравновешенностью, малой подвижностью, но относительно высокой силой нервных процессов, что проявляется в психическом плане в замедленных темпах психических процессов, спокойствии, устойчивости интересов и стремлений. «Флегматик — спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни». (И. П. Павлов Поли. собр. соч., т.З, кн.2, с. 86.).
Фобия (от греч. phobos — страх) — сильная, навязчивая и не имеющая под собой реальной основы боязнь чего-либо.
Формирование — процесс целенаправленного и организованного овладения социальными субъектами целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми им для успешной жизнедеятельности.
Фрейдизм — общее обозначение различных школ и учений, возникших на научной базе психологического учения 3. Фрейда, психоанализа и работавших над созданием единой психотерапевтической концепции. Психоанализ (от греч. psyche — душа и analysis — разложение, расчленение) — учение, разработанное 3. Фрейдом и исследующее бессознательное и его взаимосвязи с сознательным в психике человека. В дальнейшем ф. возвел свои положения в ранг общепсихологической теории, приобретя большое влияние во всем мире. Для ф. характерно объяснение психических явлений через бессознательное, ядром его является представление об извечном конфликте между сознательным и бессознательным в психике человека.
Фрустрация (от лат. frustratio — неудача, тщетная надежда) — психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания; сопровождается такими переживаниями, как раздражение, разочарование, тревога, отчаяние и т.п.
Характер (от греч. charakter — черта, отпечаток) — совокупность индивидуально-своеобразных свойств личности, проявляющихся в типич-ных для данной личности способах поведения и отношении к себе и окружающей действительности.
Холерик (от греч. chole — желчь) — субьект — носитель одного из четырех основных типов темперамента, характеризующийся подвижностью, неуравновешенностью, силой нервных процессов и проявляющийся в психическом плане в несдержанности, бурных эмоциональных реакциях, резких сменах настроений, ярко отражающихся в речи, жестах, мимике, поведении.
Цель — один из элементов поведения, сознательной деятельности, который характеризуется предвосхищением в сознании, мышлении результата деятельности и путей, способов ее достижения.
Чувство — особая форма отражения психикой окружающего мира, отношения личности к окружающему, проявляющаяся в социально обусловленных переживаниях, активизирующих (стенические) или тормозящих (астенические) деятельность.
Шкала (от лат. scala — лестница) — система чисел или иных элементов, принятых для оценки или измерения психических явлений.
Шкалирование — процедура приписывания реакциям испытуемого числовых значений.
Эвристика (от греч. heurisko — нахожу) — наука, исследующая закономерности творческой деятельности человека; теория и практика организации избирательного поиска при решении сложных интеллектуальных задач.
Эго (от лат. ego — я) — Я.
Эзотерический (от греч. esoterikos — внутренний) — тайный, скрытый, предназначенный исключительно для посвященных (о религиозных обрядах, мистических учениях, магических формулах).
Эйфория (от греч. auphoria — хорошо переношу) — неоправданное реальной действительностью повышенно-радостное настроение.
Экзистенциальный (от лат. existentia — существование) — имеющий отношение к существованию, связанный с проблемами бытия человека в мире (жизни и смерти, свободы, ответственности и выбора, любви и одиночества, смысла и бессмысленности существования).
Эклектика (от греч. eklektikos — выбирающий) — неорганичное соединение разнородных, внутренне несоединимых, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов.
Экстериориоризация (от лат. exterior — внешний) — перевод внутренних психических актов во внешний план, в конкретные внешние реакции и действия человека.
Экстернал — человек, полагающий, что его успехи и неудачи регулируются внешними факторами, непредсказуемыми силами окружения, и возлагающий на них ответственность за происходящее.
Экстраверсия (от лат. extra — вне и vertere — поворачивать) — направленность личности на внешние (в противоположность интроверсии) события и окружающих людей; типическое свойство темперамента или характера.
Эмоции (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — особая форма отражения психикой окружающего мира, проявляющаяся главным образом в биологически обусловленных переживаниях, отражающих потребности организма и активизирующих (стенические) или тормозящих (астенические) деятельность.
Эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание) — постижение эмоционального состояния другого человека, проникновение-вчувствование в его переживания.
Эмпирический (от греч. empeiria — опыт) — основанный на опыте.
Я-концепция — относительно устойчивая, достаточно осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о себе, как субъекте своей жизни и труда, на основе которой он строит взаимодействия с другими, относится к себе, осуществляет свою деятельность и поведение.
Язык — стихийно возникшая в человеческом обществе и постоянно развивающаяся знаковая система, являющаяся средством коммуникации, мышления, самовыражения личности, а также хранения и передачи информации, реализующаяся и существующая в речи.
- Федеральное агентство по образованию гоу впо (кемеровский государственный университет)
- 010501 Прикладная математика и информатика)
- Объяснительная записка
- Содержание курса
- Распределение часов курса по темам и видам работ
- Литература
- Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов
- Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования:
- Введение
- Тема 1. Психологическая компетентность специалиста как элемент его профессиональной компетентности
- План семинарского занятия.
- Тест на самоопределение
- Тема 2. Психология познавательных процессов
- Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 2
- Литература
- План семинарского занятия.
- Тема 3. Сущность сознания и его взаимоотношения с бессознательным. Действие. Поведение. Деятельность.
- Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 3
- Литература
- Темы рефератов
- План семинарского занятия
- Тема 4. Физиологические основы психики и здоровья человека. Темперамент и его психологические особенности. Акцентуации характера
- Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 4
- Темы рефератов
- Литература
- План семинарского занятия.
- Тема 5. Понятие общения. Стиль общения, взаимодействие. Взаимосвязь стиля мышления и стиля деятельности
- Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 5
- Темы рефератов
- Литература
- План семинарского занятия.
- Ход занятия:
- Тема 6. Агрессия. Объект и субъект конфликта. Границы эффективности конфликтного поведения. Типы и виды конфликтов
- Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 6
- Темы рефератов.
- Литература
- План семинарского занятия
- Тема 7. Психология семейных отношений
- Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 7
- Литература
- Тема 8. Рефлексия в профессиональной деятельности.
- Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 8 (учебной конференции)
- Литература
- План семинарского занятия.
- Словарь терминов и персоналий
- Оценочные и диагностические средства итоговой государственной аттестации и учебно-методическое обеспечение их проведения
- Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
- Приложения
- Тест № 1. Тест Айзенка.
- Тест № 2 Способны ли Вы стать руководителем?
- Тест № 3 Умеете ли вы вести деловые беседы?
- Тест № 4 Оценка профессиональной направленности личности учителя.
- Тест № 5 Оценка способов реагирования в конфликте.
- Тест № 6 Тест на оценку самоконтроля в общении.
- Тест № 7 Умеете ли Вы слушать?
- Тест № 8 Способность педагога к эмпатии.
- Тест № 9 Оценка агрессивности руководителя.
- Использованная литература и тексты