logo search
УМК Доп

Словарь терминов и персоналий

Автономный (от греч. autos — сам и nomos — закон) — самостоятель­ный, осуществляющийся независимо от кого-либо, чего-либо.

Авторитарный стиль руководства — стиль деятельности по руко­водству людьми, связанный с безоговорочным подчинением руко­водимых людей, подавлением их инициативы, ущемлением демо­кратизма во взаимоотношениях с ними.

Адаптация (от лат. adaptare — приспособлять) — приспособление орга­на, организма, личности, группы к изменяющимся условиям окружаю­щей среды или своим внутренним изменениям.

Адекватный (от лат. adaequatus — приравненный) — соответствую­щий, верный, точный.

Акмеограмма профессионала — описание всех сторон его труда (профессиональной деятельности, повседневных отношений, лич­ностного развития и совокупного результата труда) и вытекающих из него требований к индивидуально-психологическим и психофи­зиологическим особенностям специалиста. Она ориентирует спе­циалиста на выявление, продуктивное развитие и задействование творческого потенциала в феноменологической целостности, ко­гда он предстает одновременно и как индивид, и как субъект труда, и как личность, и как индивидуальность.

Акмеология — наука, возникшая на стыке естественных, обще­ственных и гуманитарных дисциплин и изучающая феноменоло­гию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии — акме.

Акселерация (от лат. acceleratio — ускорение) — ускорение соматиче­ского развития и физиологического созревания детей и подростков.

Активность психическая — процесс психического отражения в форме психических актов, действий, деятельности, поведения.

Алгоритм — предписание, задающее на основе системы правил по­следовательность операций, точное выполнение которых позволяет ре­шать задачи определенного класса.

Амбивалентность (от лат. аmbi — вокруг, с обеих сторон и valentia — сила) — двойственность переживания, выражающаяся в том, что один и тот же объект вызывает у человека два противоположных чувства: на­пример, удовольствие и неудовольствие, симпатию и антипатию.

Амбидекстр (от лат. аmbi — вокруг, с обеих сторон и dextera — правая рука) — человек, способный одинаково успешно пользоваться как пра­вой, так и левой рукой.

Апперцепция (от лат. ad — к и perceptio — восприятие) — зависимость восприятия от прошлого опыта и общего содержания психической дея­тельности человека.

Архетип (от греч. arche — начало и typos — образ) — прообраз, врож­денные простые и фундаментальные образы, существующие в бессозна­тельном у всех людей (коллективное бессознательное). Термин введен К.Г.Юнгом.

Асинхронность (от греч. а — отрицательная частица и synchronos — одно­временный) — характеристика процессов, не совпадающих во времени.

Ассимиляция (от лат. assimilatie — уподобление, сходство) — уподоб­ление, слияние, усвоение.

Ассоциация (от лат. assoziatio — соединение) — связь между двумя или более психическими явлениями (ощущениями, восприятиями, представлениями, идеями, образами и т.д.), проявляющаяся рефлекторно, бессознательно, актуализация хотя бы одного члена а. влечёт за собой появление другого. Психофизиологической основой а. счи­тается условный рефлекс. Запоминание по ассоциации является од­ним из путей совершенствования памяти.

Атавизм (от лат. atavi — предки) — появление у современных людей свойств и признаков, характерных для их далеких предков.

Аттитюд (социальная установка) (от фр. attitude — поза) — готов­ность субъекта действовать определенным образом по отношению к со­циальным объектам или процессам, исходя из комплекса его чувств, желаний, знаний о предмете и поведенческого опыта.

Аттракция (от лат. attrahere — привлекать) — привлекательность од­ного человека для другого; установка на другого человека как на привле­кательного.

Аффект (от лат. affectus — душевное волнение, страсть) — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние (гнев, страх, ужас, экстаз, радость и др.), связанное с резким изменением важных для человека жизненных обстоятельств.

Безусловный рефлекс (от лат. reflexus — отражение) — врожден­ное, инстинктивное реагирование организма на стимул; наследст­венно закрепленная стереотипная форма реагирования на значи­мые изменения внутренней и внешней среды.

Бессознательное — совокупность психических образований, процес­сов и механизмов, в существовании, функционировании и влиянии ко­торых человек не отдает себе отчета и не может их контролировать.

Биоритмы (от греч. bios — жизнь и rhythmos — чередование) — цикли­ческие (суточные, сезонные и пр.) колебания характера и интенсивно­сти биологических процессов и явлений, обеспечивающие возможность приспособления организмов к циклическим изменениям окружающей среды.

Бихевиоризм (от анг. behaviour — поведение) — одно из ведущих направлений в американской психологии, получившее широкое рас­пространение и в других странах. Оно сводит изучение предмета пси­хологии прежде всего к анализу поведения. При этом порой неволь­но из предмета исследования исключается сама психика, сознание. Основное положение бихевиоризма: психология должна изучать по­ведение, а не сознание, психику, которые в принципе не наблюдае­мы непосредственно. Поведение же понимается ортодоксальными бихевиористами как совокупность отношений «стимул-реакция» (С-Р). Родоначальники б. Э. Торндайк, Дж. Уотсон. Необихевиоризм в той или иной степени отказался от классической формулы б. и пытается учесть и факты сознания как реальные детерминанты поведе­ния человека. Многие выводы, достижения б. плодотворны с науч­ной точки зрения и исключительно практичны.

Вегетативная нервная система (от лат. vegetetivus — растительный) — часть нервной системы, регулирующая обмен веществ в организме, дея­тельность внутренних органов и систем (кровообращения, дыхания и др.).

Вербализация (от лат. verbalis — словесный) — словесное описание чувств, переживаний, мыслей, поведения.

Вербальный — словесный, выраженный в словесной форме.

Верификация (от лат. verus — истинный и facere — делать) — проверка истинности теоретических положений, установление достоверности опыт­ным путем.

Влечение — первичное эмоциональное проявление потребности че­ловека в чем-либо, содержание и причины возникновения которой обыч­но не осознаются.

Внимание — психический познавательный процесс, заключаю­щийся в преимущественной устремленности сознания человека на определенный объект или явление, в результате чего они отража­ются полнее, отчетливее, глубже. К числу характеристик в. отно­сятся ряд свойств и качеств: концентрация, распределение, объем, переключаемость, устойчивость, колебание, избирательность. Вы­деляют три вида в.: в. непроизвольное, в. произвольное, в. после-произвольное.

Воздействие педагогическое — влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитуемых, на организацию их жизни и деятель­ности в интересах формирования у них требуемых качеств и обес­печения успешного достижения заданных целей.

Воображение — психический познавательный процесс, в резуль­тате которого создаются новые образы, идеи, программируются си­туации и их возможное развитие на основе имеющихся представле­ний, знаний, накопленного опыта, а порой и при отсутствии необ­ходимой полноты знаний в данном вопросе (области).

Воспитание в широком смысле рассматривается как процесс и ре­зультат усвоения и активного воспроизводства социальными субъ­ектами общественного опыта, который охватывает их широкое, мно­гостороннее взаимодействие между собой, с социальной средой и окружающей природой. Его сущность проявляется как процесс це­ленаправленного, организационно оформленного взаимодействия всех его участников, обеспечивающего их гармоничное развитие и эффективное решение социально значимых задач. В узком смысле воспитание — это процесс целенаправленного и систематического воздействия субъекта воспитания на объект в интересах привития ему качеств, соответствующих воспитательным целям и задачам. Он охватывает деятельность воспитателей, осуществляющих систему пе­дагогических воздействий на ум, чувства, волю воспитуемых, актив­но реагирующих на эти воздействия под влиянием своих потребно­стей, мотивов, жизненного опыта, убеждений и других факторов.

Воспитание — это процесс целенаправленного и систематическо­го воздействия субъекта воспитания на объект в интересах привития ему качеств, соответствующих воспитательным целям и задачам.

Воспитательный процесс — это целенаправленная деятельность всех субъектов воспитания по обеспечению систематического эф­фективного их воздействия на объект в интересах привития ему качеств, соответствующих воспитательным целям и задачам.

Восприятие — психический познавательный процесс, заклю­чающийся в целостном отражении в психике человека непосред­ственно воздействующих на его органы чувств вещей, предметов, явлений в целом, а не отдельных их сторон и качеств как при ощу­щении.

Ген (от греч. genos — происхождение) — структурная и функциональ­ная элементарная единица наследственности, участок хромосомы, отре­зок молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК).

Генезис (от греч. genesis — происхождение) — происхождение, воз­никновение; процесс образования и становления развивающегося явле­ния.

Генотип — наследственная основа организма; генетическая модель данного организма, заложенная в совокупности его генов.

Гендер (от англ, gender — род, пол) — социальный пол; набор ожидае­мых образцов (норм) поведения для мужчин и женщин.

Геронтогенез (от греч. geron — старик и genesis — процесс возникнове­ния и последующего развития) — старение.

Гештальтпсихология (от нем. gestalt — целостная форма, образ, структура) — одно из крупнейших направлений в зарубежной пси­хологии, возникшее в Германии в первой половины XX века и вы­двинувшее в качестве центрального тезис о необходимости целост­ного подхода к анализу сложных психических явлений. Основное внимание г. уделила исследованию высших психических функций человека (восприятия, мышления, поведения и пр.) как целостных структур, первичных по отношению к своим компонентам (см.: инсайт). Главные представители этого направления — немецкие пси­хологи М. Вертхеймер, В. Келнер, К. Коффка.

Головной мозг — передний отдел центральной нервной системы позвоночных животных и человека, помещающийся в полости че­репа. Г. м. — материальный субстрат высшей нервной деятельно­сти и главный регулятор всех жизненных функций организма.

Грацилизация (от лат. gratia — изящество, прелесть) — тенденция эво­люционного развития человека, проявляющаяся в том, что человек ста­новится изящнее: кости скелета становятся тоньше, лоб круче и глаже, уменьшаются надбровные дуги, более тонкими делаются черты лица. В по­следние тысячелетия темпы Г. существенно возросли.

Гуманистическая психология — направление в зарубежной пси­хологии, в последнее время бурно развивающееся и у нас в стране, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

Девиантное поведение (от лат. deviatio — отклонение) — поведе­ние с отклонением от принятых в обществе правовых или нравст­венных норм. Основные виды д. п. — преступность и уголовно не­наказуемое аморальное поведение.

Деменция (от лат. dementia — безумие) — стойкое снижение познава­тельной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых. Различают сенильную (старческую), алкогольную, посттравматическую и другие виды Д.

Депрессия (от лат. depressio — понижение, углубление) — тоскливое, подавленное настроение с сознанием собственной недостаточности, пессимизмом, однообразием представлений, снижением побуждений и двигательной активности.

Депривация (от лат. deprivatio — лишение, потеря) — изоляция от воздействия каких-либо факторов окружающей среды; лишение или ог­раничение возможности удовлетворения основных биологических и/или социальных потребностей.

Деятельность педагогическая — процесс целенаправленного и организованного труда педагогов, в интересах достижения целей воспитания, обучения и развития обучаемых (воспитуемых).

Деятельность управленческая в системе «человек — человек» со­стоит в реализации руководителем аналитико-конструктивных, дея­тельно-регулятивных, коммуникативных и оценочно-корректиро­вочных функций, обеспечивающих эффективное воздействие на персонал для гарантированного выполнения задач совместной дея­тельности. Сущность этой деятельности заключается в организа­ции мотивированных отношений в коллективах в целях успешного решения служебных и других задач. Мотивированные отношения вы­ражаются в гармонии взаимодействия всех субъектов труда.

Дидактика — составная часть педагогики, исследующая законо­мерности, механизмы, условия и факторы обучения и разрабаты­вающая теорию и практику эффективного достижения его целей.

Дискретный — прерывистый, состоящий из отдельных частей.

Дифференциальная психология (от лат. differentia — различие) — отрасль психологии, изучающая психические различия как между индивидами, так и между группами людей, причины и последст­вия этих различий.

Закономерности воспитания представляют собой устойчивые, повторяющиеся и существенные связи воспитательного процесса, реализация которых позволяет добиваться требуемых результатов в развитии людей, коллективов и оказывать воспитующее воздейст­вие на весь уклад жизнедеятельности.

Закономерности педагогического процесса — система существен­ных, устойчиво повторяющихся связей и отношений, которые в совокупности детерминируют целостный характер обучения и вос­питания.

Знание — преимущественно логическая информация об окру­жающем и внутреннем мире человека, зафиксированная в его соз­нании.

Имидж (от англ, image — образ) — эмоционально окрашенный стереотип восприятия массовым, обыденным сознанием кого-либо, чего-либо (например, и. политического деятеля и др.).

Имплицитный (от англ, implicit — подразумеваемый) — подразумевае­мый, не явный, невыраженный.

Импульсивность — особенность поведения человека, заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внеш­них обстоятельств или эмоций.

Инвариантность (от фр. invariant — неизменяющийся) — неизмен­ность, независимость от чего-либо.

Инволюция (от лат. involutio — свертывание) — обратное развитие, утрата организмом или отдельными органами своих функций в результа­те старения.

Индивид (от лат. individuum — неделимое) — одна из макроха­рактеристик человека, указывающая на него как на единичное при­родное существо, представителя вида Homo sapiens, продукт фило­генетического и онтогенетического развития, врожденного и при­обретенного, носитель индивидуальных черт.

Индивидуально-психологические особенности — устойчивое соче­тание различных структурных компонентов психики личности, предопределяющее ее индивидуальность, стиль деятельности и во­площающееся в ее качествах.

Индивидуальность— интегральная социально-психологическая макрохарактеристика человека, совокупность индивидуально-психических особенностей, делающих его уникальным, неповто­римым.

Инстинкт — 1) врожденная форма поведения, присущая людям и животным; 2) по З.Фрейду — внутренние силы, побуждающие человека к деятельности.

Институт социальный (от лат. institutum — установление, утвержде­ние) — определенная форма организации, регулирования, упорядоче­ния общественной жизни, деятельности и поведения людей; элемент социальной структуры общества. Наиболее фундаментальные И.с. — соб­ственность, семья, государство, наука, образование, право и т.д.

Интеллект (от лат. intellectus — познание, понимание, рассу­док) — относительно устойчивая структура способностей, в ос­нове которых лежат как сознательные, так и бессознательные процессы, обеспечивающие переработку разнокачественной ин­формации и осознанную оценку ее. В силу своей сложности и. не­однозначно понимается представителями различных философ­ских и психологических школ, направлений.

Интериоризация (от лат. interior — внутренний) — процесс формиро­вания внутренних структур психики, обусловленный усвоением струк­тур и символов внешней социальной деятельности.

Интроверсия (от лат. intro — внутрь и vertere — поворачивать) — на­правленность личности на внутренний (в противоположность экстравер­сии) мир собственных переживаний, чувств и мыслей; типическое свой­ство темперамента или характера.

Интроспекция (от лат. introspectare — смотреть внутрь) — самонаблю­дение; изучение психических процессов при помощи наблюдения за ними самим субъектом.

Ипохондрия (от греч. hipochondria) — болезненное состояние или черта личности, характеризующаяся чрезмерным вниманием к своему здоро­вью, склонностью находить несуществующие и преувеличивать имею­щиеся болезненные симптомы.

Иррациональный (от лат. irrationalis — неразумный) — невыразимый в логических понятиях и суждениях, недоступный пониманию разумом.

Инфантильность (от лат. infantilis — младенческий, детский) — незре­лость эмоционально-волевой сферы, выражающаяся в несамостоятель­ности решений, чувстве незащищенности, потребности в опеке, эго­центризме и других детских чертах.

Катарсис (от греч. catharsis — очищение) — состояние внутреннего очищения, наступающее после определенных переживаний и потрясений.

Качества личности — сложные социально и биологически обу­словленные структурные компоненты личности, вбирающие в себя психические процессы, свойства, образования, устойчивые состоя­ния и предопределяющие устойчивое поведение личности в соци­альной и природной среде.

Коллектив (от лат. collectiftons — собирательный) — группа лю­дей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общ­ностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой ру­ководством коллектива, в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа. К числу признаков к. отно­сятся также сознательный характер объединения людей, относи­тельная его устойчивость, выраженность организационной струк­туры, наличие органов координации деятельности.

Коллективное мнение — разновидность общественного мнения, представляющая собой совокупное оценочное суждение, выражаю­щее отношение коллектива (или его значительной части) к различ­ным событиям и явлениям в жизни общества, данного коллектива.

Коллективистское самоопределение — психический механизм обре­тения личностями свободы в коллективе, когда различные индивиду­альные мнения, точки зрения так не нивелируются механизмами под­ражания, конформности, внушения и т.д., как в простой группе, а получают возможность относительно свободного существования.

Коммуникация (от лат. communicatio — делать общим, связывать) — процесс сообщения информации.

Компетентность (от лат. competens — соответствующий, способный) — обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо.

Конституция (от лат. constitutio — построение) — 1) совокупность вне­шних признаков строения тела; 2) совокупность всех морфологических, физиологических и психических особенностей организма, обусловлен­ных в своем развитии действием общих генетических факторов. Прилага­тельное от К. — конституциональный.

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — психическое яв­ление, заключающееся в столкновении противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мне­ний, мотивов, потребностей одного человека. В последнем случае говорят о внутреннем конфликте.

Концепция (от лат. conceptus — мысль, понятие) — 1) система взгля­дов, то или иное понимание явлений, процессов; 2) единый определяю­щий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда.

Корреляция — 1) соответствие, взаимосвязь, взаимозависимость пред­метов, явлений, понятий; 2) зависимость между случайными величина­ми, не имеющая строго функционального характера, при которой изме­нение одной из случайных величин сопровождается изменением другой. Плотность корреляционных связей характеризуется коэффициентом кор­реляции.

Креативность (от англ, creative — творческий) — уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности.

Латентный (от лат. latens — скрытый) — скрытый, внешне не прояв­ляющийся.

Легитимный — законный.

Либидо — одно из ключевых понятий психоанализа (фрейдизма), обозначающее энергию инстинктивных влечений, лежащую в основе всех жизненных проявлений индивида.

Личностный — относящийся к личности; например, личностные осо­бенности.

Личность — макрохарактеристика человека, выражающая его социальную сторону, совокупные социальные качества как пред­ставителя определенных социальных общностей (нация, класс, кол­лектив и др.), который включен в социальные связи, занимается об­щественно значимым трудом и осознающий свое отношение к окру­жающей среде.

Личный — принадлежащий исключительно данному лицу; находя­щийся в чьем-либо исключительном владении; например, личное мне­ние, личные вещи.

Лояльный (от фр., англ, loyal — верный) — корректно, благожела­тельно относящийся к кому-либо, чему-либо.

Мастерство профессиональное — психическое образование, про­являющееся в высоком уровне развития знаний, навыков, умений, профессионально важных качеств личности, обеспечивающих ее ус­пех в данной профессиональной деятельности.

Меланхолик (от греч. melas — черный, chole — желчь) — субъект, обладающий одним из четырех основных типов темперамента, ха­рактеризующийся неуравновешенностью, слабостью, инертностью нервных процессов, проявляющийся в высокой реактивности пси­хики, склонности к переживаниям, интроверсии, некоторой замк­нутости, болезненным реагированием на трудности, неудачи, не­достаточной инициативностью и т. д.

Ментальный (от англ, mentality — мысленный) — имеющий отноше­ние к умственной сфере человека.

Метод (от греч. methodos — путь исследования или познания, теория, учение) — совокупность относительно однородных прие­мов, операций практического или теоретического освоения дейст­вительности, подчиненных решению конкретной задачи.

Методология (от греч. methodos — путь исследования, logos — уче­ние) — учение о наиболее общих принципах, структуре, логической организации, методах и средствах познания и преобразования ок­ружающего мира.

Методы воспитания — это определенные способы однородного педагогического воздействия на человека и коллективы или взаи­модействия с ними в целях формирования и развития у них качеств, необходимых для успешного выполнения социальных ролей и дос­тижения личностно значимых целей.

Мотив (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — субъ­ективная причина (осознанная или не осознанная) того или иного поведения, действия человека — психическое явление, непосред­ственно побуждающее человека к выбору того или иного способа действия и его осуществлению. В качестве м. могут выступать ин­стинкты, влечения, направленные на определенный объект эмо­ции, установки, идеалы, элементы мировоззрения и др. От м. сле­дует отличать мотивировку.

Мотивация — совокупность стойких мотивов, побуждений, оп­ределяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения. Мотивация достижения — выработанный в психике механизм достижения, действующий по формуле: мотив «жажда успеха» — активность — цель — «достижение успеха».

Мышление — процесс опосредованного отражения в челове­ческом сознании сложных связей и отношений между предмета­ми и явлениями субъективного мира; познавательная деятель­ность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредо­ванным отражением действительности. Выделяют м. теоретиче­ское и практическое; интуитивное и словесно-логическое; на­глядно-действенное и наглядно-образное; формально-логиче­ское и творческое и т.д.

Навык — действие, сформированное путем повторения и дове­денное до автоматизма. Формирование н. протекает в соответст­вии с рядом законов (см. закон изменения скорости в развитии н., закон плато в развитии н., закон отсутствия предела в развитии н., закон угасания, закон переноса н. и др.).

Направленность личности — психическое свойство личности — система потребностей-доминант, ценностей, устремлений, преоб­ладающая системой смыслообразующих мотивов, выражающаяся в жизненных целях человека, его установках, перспективах, наме­рениях, стремлениях и активной деятельности по их достижению. В н. л. обычно выделяют мировоззренческую (общественно-по­литическую), профессиональную, бытовую направленность.

Научение — процесс и результат приобретения индивидуального опыта.

Образование — процесс усвоения и развития человеком объектив­но востребованных качеств, результатом которого выступает сформи-рованность интеллектуальной, теоретической и практической под­готовленности к жизни и деятельности.

Обучение — целенаправленный, систематический и организован­ный процесс формирования и развития у социальных субъектов ка­честв, необходимых им для выполнения каких-либо функций.

Общая психология — отрасль психологической науки, предме­том исследования которой являются общие закономерности, тен­денции, особенности развития психики в фило- и онтогенезе, а так­же теоретические методы и принципы психологии, ее основные по­нятия и категориальный строй.

Общение — одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установле­нии и развитии контактов между людьми, в формировании меж­личностных отношений и порождаемая потребностями в совмест­ной деятельности.

Общественное мнение — совокупное оценочное суждение, выра­жающее отношение коллектива, социальной общности (или их зна­чительной части) к различным событиям и явлениям окружающей действительности, затрагивающим общие интересы.

Онтогенез (от греч. ontos — сущее и genesis — происхождение) — инди­видуальное развитие организма, охватывающее все изменения, проис­ходящие с ним от зарождения до конца жизни.

Оптимизация управленческой деятельности — это процесс выяв­ления и установления ее соответствия принципам оптимальности, которые выражают требования объективных законов осуществле­ния управления. Она призвана обеспечить наилучшее выполнение руководителем управленческих функций.

Оптимизация учебно-воспитательного процесса—деятельность по овладению наилучшими моделью, алгоритмом и технологией обу­чения и воспитания, которые обеспечивают достижение наивыс­шего результата в конкретных условиях.

Опыт — результат чувственно эмпирического отражения в чело­веческой психике объективной действительности, выражающийся в единстве знаний, навыков, умений.

Организаторская деятельность — практическая деятельность по соз­данию связей, взаимодействия между субъектами деятельности, а также управление ее процессом. Организаторские способности обеспе­чивают высокую эффективность организаторской деятельности.

Ощущение — отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Память—психический познавательный процесс, заключающий­ся в запоминании, сохранении и последующем возможном воспро­изведении в сфере сознания или в процессе деятельности того, что человек делал, переживал, воспринимал.

Парадигма (от греч. paradeigma — пример, образец) — совокупность теоретических, методологических и иных установок, принятых научным сообществом на каждом этапе развития науки, которыми руководствуют­ся в качестве образца (модели, стандарта) при решении научных проблем.

Паритет (от лат. paritas — равенство) — равенство, одинаковое поло­жение, равноправие сторон.

Партиципативное управление (от англ, to participate — участвовать) — управление организацией, предусматривающее привлечение рядовых работников к осуществлению управленческих процессов.

Педагогика (греч. paidagogike — детоводство) — это теория и прак­тика достижения целей воспитания, образования и обучения.

Педагогическая психология (от греч. pais — дитя и ago — веду) — отрасль психологии, изучающая психические явления и закономер­ности педагогического процесса.

Перцепция — восприятие.

Поведение — система взаимосвязанных рефлекторных и созна­тельных действий (физических и психических), осуществляемых человеком при достижении определенной цели, реализации опре­деленной функции в процессе его взаимодействия со средой. Тер­мин «п.» употребляют и при анализе активности животных. В со­временной психологии в качестве центральной категории принято рассматривать не п., а деятельность.

Позиция (в психологии) (от лат. positio) — 1) устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении; 2) положение че­ловека в статусно-ролевой внутригрупповой структуре.

Познавательные психические процессы — психические явления, в своей совокупности непосредственно обеспечивающие позна­ние как процесс и как результат. К их числу относятся: ощуще­ние, восприятие, внимание, представление, воображение, па­мять, мышление, речь.

Познание — процесс психического отражения и восприятия объективного мира в сознании, результатом которого является но­вое знание о его многопорядковой сущности.

Праксический (от греч. praxis — действие) — относящийся к практи­ческой деятельности.

Предмет педагогики — область педагогических явлений, в кото­рых исследуются педагогические закономерности, механизмы, ус­ловия и факторы эффективного обучения, воспитания и развития социальных субъектов — конкретных людей и коллективов.

Предмет психологии — закономерности, тенденции, особенно­сти развития и функционирования психики человека.

Представление — психический познавательный процесс воссоз­дания образов предметов, событий на основе их припоминания или же продуктивного воображения.

Привычка — сложившийся в динамический стереотип способ поведения, возможность осуществления которого в определенной ситуации приобретает силу потребности.

Принципы воспитания — это исходные педагогические положе­ния, служащие руководящими нормами, которые детерминируют направленность, содержание, организацию и методику воспитатель­ного процесса.

Принятие решения — акт волевого действия и одновременно этап управленческого цикла, когда личность на основе переработанной информации, как правило, в результате борьбы мотивов, приходит к необходимости сохранения одного из них как ведущего, главно­го, смыслообразующего, которому она подчиняет свою конкрет­ную деятельность.

Проницательность — качество человека, выражающееся в способ­ности замечать, чувствовать, предвосхищать и прогнозировать на­мерения, действия и поступки других людей, развитие процессов и явлений в реальных условиях.

Профессиограмма — системное описание социальных, психоло­гических и иных требований к носителю определенной профессии и определение, исходя из этих требований необходимых для данного вида деятельности качеств личности, составляющих основу профес­сиональной пригодности людей. В последнее время п. все чаще создается в единстве качественных и количественных характеристик, которые допускают использование современных математических методов, ЭВМ. Ядром п. является психограмма.

Профессиональная компетентность — это профессиональная под­готовленность и способность субъекта труда к выполнению за­дач и обязанностей по занимаемой должности. П.к. выступает ме­рой и основным критерием определения его соответствия требова­ниям совокупного труда. Каждая из сторон труда (профессиональ­ная деятельность, повседневные отношения, сам развивающийся субъект и результаты его труда) может быть оценена с помощью кри­териального модуля. Его показателями являются объективно не­обходимые знания, умения, навыки, атакже профессиональные по­зиции, психологические особенности (качества) и акмеологические инварианты.

Психика (от греч. psychikos — душевный) — системное свойство высокоорганизованной материи, проявляющееся в специфическом отражении субъектом объективной реальности, включающем в себя интроектирующееся моделирование им этой реальности и регуля­цию на основе созданной модели своего поведения и деятельно­сти. Изучение закономерностей развития и функционирования п. составляет предмет психологии как науки.

Психическое состояние — определенный, временный уровень це­лостного функционирования психики, непосредственно влияющий на характер и эффективность деятельности личности, группы лю­дей, который, будучи устойчивым проявлением психики индиви­да, закрепляется и повторяется в ее структуре.

Психология — наука о закономерностях, механизмах, условиях, факторах и особенностях развития и функционирования психики.

Психология коллектива — система психических явлений, возни­кающих в процессе развития и функционирования коллектива, ко­торые характеризуются коллективными ценностями, взглядами, ин­тересами, убеждениями; коллективным мнением; коллективным на­строением; традициями и др.

Психология управленческой деятельности— новое ведущее направ­ление психологии, функции которого заключаются в выявлении за­кономерностей, механизмов, условий и факторов эффективного управления в различных условиях, формировании управленческо­го мышления и способности руководителей самостоятельно, твор­чески управлять жизнедеятельностью персонала, используя продук­тивные модели, алгоритмы и технологии.

Пубертатный (перипубертатный) период (от лат. pubertas — возмужа­лость) — период полового созревания.

Реактивность — свойство живой системы, в том числе организма че­ловека, реагировать на воздействия внешней среды.

Релаксация (от лат. relaxatio — уменьшение напряжения, расслабле­ние) — состояние покоя, расслабление или резкое снижение мышечного тонуса вплоть до обездвижения. Р. может быть непроизвольной (рас­слабленность при отходе ко сну) и произвольной, наступающей в ре­зультате специальных усилий, например аутогенной тренировки.

Репрезентативный (от фр. representatif — представительный, показа­тельный) — представительный, характерный.

Респондент (от англ, respondent — отвечающий) — участник психоло­гического или социологического исследования, выступающий в роли опрашиваемого.

Ретардация (от лат. retardatio — опоздание, задержка) — замедление соматического развития и физиологического созревания детей и под­ростков.

Ретроспективный (от лат. retro — назад и spectare — смотреть) — обра­щенный к прошлому, посвященный рассмотрению прошлого.

Развитие— целенаправленный процесс функционального совер­шенствования качеств социальных субъектов в соответствии с ха­рактером решаемых задач и собственными потребностями.

Рефлекс (от лат. reflexus — повернутый назад, отраженный) — реакция организма, опосредованная центральной нервной систе­мой при раздражении рецепторов агентами внутренней или внеш­ней среды.

Рефлексия (от позднелат. refflexio — обращение назад, отраже­ние) — внутренняя психическая деятельность человека, направлен­ная на осмысление своих собственных действий и состояний; са­мопознание человеком своего духовного мира. Данный термин воз­ник в философии и означал процесс размышления индивида о про­исходящем в его собственном сознании; позднее был заимствован психологией.

Референтная (эталонная) группа (от лат. reference — сообщающий) — реальная или условная социальная группа, цели деятельности, ценност­ные ориентации, законы и нормы поведения которой воспринимаются человеком как эталон для подражания.

Рецептор (от лат. receptor — принимающий) — специальные чувстви­тельные нервные образования, воспринимающие раздражения из внеш­ней или внутренней среды организма и перерабатывающие их в нервные сигналы.

Речь — одно из средств коммуникативной деятельности челове­ка, общения, опосредованное языком; процесс материализации мысли.

Ригидность (от лат. rigidus — жесткий, твердый) — негибкость, неспо­собность быстро переключаться.

Самоактуализация (от лат. actualis — действительный, настоящий) — одно из важнейших понятий гуманистической психологии, стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личност­ных возможностей, потребность в самосовершенствовании, в максималь­ной реализации своего потенциала.

Самовнушение (аутосуггестия) — процесс внушения, направлен­ный субъектом на самого себя с целью саморегуляции, самовоспи­тания и самоорганизации человека, заключающееся в сознатель­ном использовании им возможности влияния второй сигнальной системы на психические и даже физиологические процессы в ор­ганизме.-

Самовоспитание — это организованная, активная, целеустрем­ленная деятельность человека по систематическому формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных ка­честв в соответствии с осознанными потребностями отвечать со­циальным требованиям и личной стратегии развития.

Самоидентификация — выбор, осознание и принятие личностью себя, своей социальной и профессиональной роли.

Самоопределение человека — сознательный выбор и утвержде­ние личностью своей позиции и направленности действий в раз­нообразных проблемных ситуациях.

Самооценка — определение человеком уровня собственной зна­чимости, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Самопознание — это сложный процесс определения человеком своих способностей и возможностей, уровня развития требуемых качеств и реализации творческого потенциала в деятельности и по­ведении.

Самопрезентация — самопредъявление, самоподача. Заключается в спо­собности человека оказывать влияние на процесс формирования своего образа у других участников общения, умении направить их восприятие сво­ей личности по определенному пути, произвести желаемое впечатление.

Самореализация — удовлетворяющая человека реализация активно­сти в значимых для него сферах жизнедеятельности и взаимоотношений.

Саморегуляция (от лат. regulare — приводить в порядок, налажи­вать) — свойство живых систем видоизменять, восстанавливать свою структуру, функции в соответствии с требованиями ситуаций.

Самосознание — высшее выражение-сознания человека, прояв­ляющееся в осознании и переживании системы его представлений о самом себе, присущих ему социальных отношениях, потребно­стях, мотивах деятельности, поведении, которое активно развива­ется в рамках «Я»-концепции.

Сангвиник (от лат. sanguis — кровь) — субъект — носитель одного из четырех основных типов темперамента, отличающийся подвиж­ностью, уравновешенностью, силой нервных процессов, высокой психической активностью, работоспособностью. «Сангвиник — го­рячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересного дела, т. е. постоянное возбуждение. Когда же та­кого дела нет, он становится скучным, вялым...»(ПавловИ. П. Поли, собр. соч., т. 3, кн. 2, с. 86).

Семантика (от греч. semanticos — обозначающий) — научная дисцип­лина, изучающая отношения знака к тому, что он обозначает. Психоло­гическая С. (психосемантика) изучает системы индивидуальных значе­ний и личностных смыслов и их роль в построении картины мира.

Сензитивность (от лат. sensitivus — чувствительный) — эмоциональная чувствительность человека к происходящим с ним событиям.

Сенсорный (от лат. sensus — чувство, ощущение) — относящийся к ощущениям.

Ситуация (от франц. situation — положение, обстановка) — систе­ма внешних условий, факторов, действующих на субъекта и детер­минирующих его деятельность наряду с субъективными, внутрен­ними условиями, факторами.

Сознание — высшая форма психического отражения действитель­ности, использующая системы понятий, категорий.

Социализация — развитие и самоизменение человека как социаль­ного существа в процессе усвоения и воспроизводства культуры.

Социометрия — метод изучения межличностных отношений в малых группах. С. позволяет выявить внутреннюю структуру малой группы и место в ней каждого ее члена (социометрический статус).

Сплоченность коллектива — степень единства коллектива, про­являющаяся в единстве мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, настроений и других компонентах его психики, а также в единстве практической деятельности.

Спонтанность (от лат. spontenius — самопроизвольный) — вызванный не внешними воздействиями, а внутренними причинами, самопроиз­вольный.

Способности — психическое свойство личности, проявляющееся в соответствии психофизиологических, психических особенностей человека требованиям, предъявляемым к нему одним или несколькими видами деятельности, что дает ему возможность более быстро и качественно овладевать ими.

Стереотип (от греч. stereos — твердый и typos — отпечаток) — с. по­веденческий — общепринятый образец поведения, которому следуют; с. социальный — упрощенный, схематизированный образ социального объекта или явления, обычно эмоционально окрашенный и обладаю­щий большой устойчивостью.

Стиль управленческой деятельности (стиль — от лат. stylus, греч. stylos — стерженек для письма) — это устойчивая система характер­ных подходов, способов и приемов, отражающая индивидуальный почерк руководителя в реализации им управленческих функций, которая сформировалась и развивается под влиянием внутренних и внешних факторов. Выбор наилучшего стиля руководства осущест­вляется в соответствии с критерием оптимальности, который выра­жается через структурно-функциональный, психологический, про­цессуальный и результативный показатели оптимальности.

Субъект (лат. subjectum — подлежащее, лежащий внизу, в осно­вании) — конкретный носитель предметно-практической деятель­ности и познания, активный творец своей жизни.

Субъективный — 1) свойственный только данному лицу, субъекту; личный (например, психика как субъективный образ объективного мира); 2) односторонний, лишенный объективности, пристрастный, предвзя­тый (например, субъективное мнение).

Суицид (от лат. sui — себя и caedere — убивать) — акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания.

Тактильное ощущение — ощущение прикосновения.

Темперамент (от лат. temperamentum — надлежащее соотношение час­тей) — совокупность тех индивидуальных особенностей психической деятельности, которые определяют ее динамику. Выделяют четыре ос­новных типа темперамента: сангвиник, флегматик, холерик, меланхо­лик.

Теория - система принципов, законов, категорий, понятий, кон­цепций, описывающая какое-либо относительно однородное, це­лостное явление — систему или ее элементы, функции. В психоло­гии известны теории бихевиоризма, фрейдизма, когнитивные тео­рии, гештальттеория и т. д. Критерии научной теории в психологии: относительно завершенная логическая структура (принципы, кате­гории, понятия и др.), наличие теоретических конструктов (концеп­ций, положений, гипотез и др.), наличие положений, доказательств, соединяющих эти конструкты с имеющимися фактами, другими теориями.

Теория личности Маслоу — система взглядов на личность аме­риканского психолога А. Маслоу — одного из основателей гумамистической психологии. Фундаментальными потребностями че­ловека согласно данной теории являются: физиологические (пища, вода, сон и др.); потребность в безопасности, стабильно­сти, порядке; потребность в любви, чувстве принадлежности к какой-то общности людей (семья, дружба и др.); потребность в уважении (самоутверждении, признании); потребность в самоак­туализации.

Теория поэтапного формирования умственных действий — совре­менная концепция обучения, нашедшая широкое распространение, применение и при обучении радистов, телеграфистов и т. д. Соглас­но этой концепции умственное развитие, как и усвоение знаний, навыков, умений происходит путем интериоризации, то есть по­этапным переходом «материальной» (внешней) деятельности во внутренний (умственный) план, в план сознания. В силу этого обу­чение протекает поэтапно. На первом этапе обучаемые овладевают ориентировочной основой деятельности (ООД), то есть системой указаний о том, как выполнять различные действия. На втором эта­пе обучаемые самостоятельно выполняют реальные действия (на­пример, манипуляции с техникой или ее заменителями — моделя­ми, тренажерами, макетами, чертежами и т.п.). На третьем этапе эти действия проговариваются вслух; на четвертом — про себя. Применение т. п. ф. у. д. в практике обучения некоторых специа­листов (телеграфисты и др.) дало ощутимый эффект. Большой вклад в обоснование и развитие теории внес П. Я. Гальперин и др.

Тест (от англ, test — задача, проба) — метод исследования лично­сти, построенный на ее оценке по результатам стандартизированно­го задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью и валидностью.

Технология воспитательной деятельности — это совокупность ме­тодологических и организационно-методических установок, опре­деляющих подбор, компоновку и порядок задействования воспи­тательного инструментария. Она определяет стратегию, тактику и технику организации процесса воспитания личного состава.

Технология управленческой деятельности представляет собой со­вокупность методологических и организационно-методических ус­тановок, определяющих подбор, конструирование и задействова­ние руководителем управленческого инструментария. Она включа­ет стратегию, тактику и технику управления.

Тинэйджеры (от англ, teenager) — молодежь в возрасте от 13 до 19 лет.

Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — устойчивость к небла­гоприятным эмоциональным факторам, внешним воздействиям; терпи­мость к чужому мнению, поведению.

Умение — психическое образование, заключающееся в освоении личностью, группой, коллективом определенных приемов, способов, навыков деятельности.

Управление — процесс воздействия субъекта на ту или иную сис­тему, обеспечивающий ее целенаправленное развитие, сохранение или видоизменение структуры, поддержание или изменения режи­ма деятельности, реализацию программ и целей.

Управленческая функция — роль, которую выполняет руководи­тель на определенном этапе управления в соответствии с промежу­точной задачей.

Управленческий менталитет — специфический склад труда руко­водителя, в котором ярко выражен приоритетный профиль его дея­тельности как самобытного и неповторимого управленца.

Управленческое искусство представляет собой совершенство управ­ленческой компетентности руководителя, которое характеризуется твердой волей, нравственно-патриотическим отношением к своим обязанностям, творческим владением современными технологиями управления и высокими стабильными результатами на порученном участке.

Управленческое мастерство руководителя характеризует высокий уровень его управленческой компетентности, на котором он эффек­тивно применяет передовые технологии и добивается стабильных результатов.

Условный рефлекс — связь между условным раздражителем (сигна­лом) и определенной реакцией, возникающая в результате совпадения по времени появления этого сигнала и безусловного раздражителя.

Установка — готовность человека воспринимать что-либо или дей­ствовать определенным образом.

Учение — деятельность обучаемого по овладению социальным опытом и развитию качеств объективно необходимых для успешно­го выполнения социальных функций и решения жизненных задач.

Феномен (от греч. phainomtnon — являющийся) — то же, что явление.

Филогенез (от греч. phyle — род и genos — происхождение) — процесс возникновения и эволюции психики, поведения и сознания.

Флегматик (от греч. phlegma — слизь) — субъект — носитель од­ного из четырех основных типов темперамента, характеризующий­ся уравновешенностью, малой подвижностью, но относительно высокой силой нервных процессов, что проявляется в психическом плане в замедленных темпах психических процессов, спо­койствии, устойчивости интересов и стремлений. «Флегматик — спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни». (И. П. Павлов Поли. собр. соч., т.З, кн.2, с. 86.).

Фобия (от греч. phobos — страх) — сильная, навязчивая и не имеющая под собой реальной основы боязнь чего-либо.

Формирование — процесс целенаправленного и организованно­го овладения социальными субъектами целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми им для успешной жизнедея­тельности.

Фрейдизм — общее обозначение различных школ и учений, воз­никших на научной базе психологического учения 3. Фрейда, пси­хоанализа и работавших над созданием единой психотерапевтиче­ской концепции. Психоанализ (от греч. psyche — душа и analysis — разложение, расчленение) — учение, разработанное 3. Фрейдом и исследующее бессознательное и его взаимосвязи с сознательным в психике человека. В дальнейшем ф. возвел свои положения в ранг общепсихологической теории, приобретя большое влияние во всем мире. Для ф. характерно объяснение психических явлений через бессознательное, ядром его является представление об извечном конфликте между сознательным и бессознательным в психике че­ловека.

Фрустрация (от лат. frustratio — неудача, тщетная надежда) — психи­ческое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания; сопровождается такими переживаниями, как раздражение, разочарование, тревога, отчаяние и т.п.

Характер (от греч. charakter — черта, отпечаток) — совокупность ин­дивидуально-своеобразных свойств личности, проявляющихся в типич-ных для данной личности способах поведения и отношении к себе и окружающей действительности.

Холерик (от греч. chole — желчь) — субьект — носитель одного из четырех основных типов темперамента, характеризующийся под­вижностью, неуравновешенностью, силой нервных процессов и проявляющийся в психическом плане в несдержанности, бурных эмоциональных реакциях, резких сменах настроений, ярко отра­жающихся в речи, жестах, мимике, поведении.

Цель — один из элементов поведения, сознательной деятельно­сти, который характеризуется предвосхищением в сознании, мыш­лении результата деятельности и путей, способов ее достижения.

Чувство — особая форма отражения психикой окружающего мира, отношения личности к окружающему, проявляющаяся в со­циально обусловленных переживаниях, активизирующих (стенические) или тормозящих (астенические) деятельность.

Шкала (от лат. scala — лестница) — система чисел или иных элемен­тов, принятых для оценки или измерения психических явлений.

Шкалирование — процедура приписывания реакциям испытуемого числовых значений.

Эвристика (от греч. heurisko — нахожу) — наука, исследующая закономерности творческой деятельности человека; теория и прак­тика организации избирательного поиска при решении сложных интеллектуальных задач.

Эго (от лат. ego — я) — Я.

Эзотерический (от греч. esoterikos — внутренний) — тайный, скрытый, предназначенный исключительно для посвященных (о религиозных обря­дах, мистических учениях, магических формулах).

Эйфория (от греч. auphoria — хорошо переношу) — неоправданное ре­альной действительностью повышенно-радостное настроение.

Экзистенциальный (от лат. existentia — существование) — имеющий отношение к существованию, связанный с проблемами бытия человека в мире (жизни и смерти, свободы, ответственности и выбора, любви и одиночества, смысла и бессмысленности существования).

Эклектика (от греч. eklektikos — выбирающий) — неорганичное со­единение разнородных, внутренне несоединимых, часто противополож­ных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов.

Экстериориоризация (от лат. exterior — внешний) — перевод внутренних психических актов во внешний план, в конкретные внешние реакции и действия человека.

Экстернал — человек, полагающий, что его успехи и неудачи регу­лируются внешними факторами, непредсказуемыми силами окружения, и возлагающий на них ответственность за происходящее.

Экстраверсия (от лат. extra — вне и vertere — поворачивать) — направ­ленность личности на внешние (в противоположность интроверсии) со­бытия и окружающих людей; типическое свойство темперамента или характера.

Эмоции (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — особая форма отражения психикой окружающего мира, проявляющаяся главным образом в биологически обусловленных переживаниях, отражаю­щих потребности организма и активизирующих (стенические) или тормозящих (астенические) деятельность.

Эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание) — постижение эмо­ционального состояния другого человека, проникновение-вчувствование в его переживания.

Эмпирический (от греч. empeiria — опыт) — основанный на опыте.

Я-концепция — относительно устойчивая, достаточно осознан­ная, переживаемая как неповторимая система представлений че­ловека о себе, как субъекте своей жизни и труда, на основе которой он строит взаимодействия с другими, относится к себе, осуществ­ляет свою деятельность и поведение.

Язык — стихийно возникшая в человеческом обществе и посто­янно развивающаяся знаковая система, являющаяся средством ком­муникации, мышления, самовыражения личности, а также хране­ния и передачи информации, реализующаяся и существующая в речи.