logo search
Этнопсихология_УМК

Раздел II. Методические указания для студентов

Успешное усвоение учебного материала зависит не только от профессионального мастерства преподавателя, но и от умения студентов понять и принять задачи и содержание учебного предмета.

Нужно самим принимать активное участие в учебном процессе и быть ответственным за то, как выполнются самостоятельные внеаудиторные (домашние) задания.

В качестве важного компонента обучения выделяются учебные умения, необходимые для успешной учебной деятельности.

Данные умения можно развивать самостоятельно и с помощью преподавателя.

Условно учебные умения делятся на три группы:

– умения, связанные с интеллектуальными процессами,

– умения, связанные с организацией учебной деятельности,

– умения компенсационные или адаптивные.

К умениям, связанным с интеллектуальными процессами. относятся следующие умения:

– в ходе анализа теоретического и практического материала на занятиях учиться выделять этнопсихологические процессы или явления в обычной жизни, наблюдать, сравнивать и сопоставлять этнопсихологические процессы или явления;

– сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей;

– обобщать полученную информацию, оценивать прослушанное и прочитанное;

– фиксировать основное содержание сообщений; формулировать, устно и письменно, основную идею сообщения; составлять план, формулировать тезисы;

– готовить и презентировать развернутые сообщения типа доклада.

К умениям, связанным с организацией учебной деятельности относятся:

– работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в группе), взаимодействуя друг с другом;

– пользоваться реферативными и справочными материалами;

– контролировать свои действия и действия своих товарищей, объективно оценивать свои действия;

– обращаться за помощью, дополнительными разъяснениями к преподавателю, другим студентам.

Компенсационные или адаптивные умения позволяют:

– пользоваться контекстуальной догадкой, словарями и справочниками различного характера, различного рода подсказками, опорами в тексте (ключевые слова, предваряющая информация и др.);

– использовать при говорении и письме перифраз, синонимичные средства, слова-описания общих понятий, разъяснения, примеры, толкования, «словотворчество»;

– повторить или перефразировать реплику собеседника в подтверждении понимания его высказывания или вопроса;

– обратиться за помощью к собеседнику (уточнить вопрос, переспросить и др.);

– использовать мимику, жесты (вообще и в тех случаях, когда языковых средств не хватает для выражения тех или иных коммуникативных намерений);

– переключитъ разговор на другую тему.

Примечания:

– Одной из главных проблем снижения качественного и эффективного изучения учебных материалов является то, что учащиеся не имеют представления об элементарных учебных умениях.

– Развитие правильных учебных умений, то есть умений учиться, приводит к неизменно большим успехам в усвоении учебного материала, повышает интерес и мотивацию к обучению.

– Таким образом, выработка и развитие правильных учебных умений является неотъемлемым компонентом успешного учебного процесса, на что необходимо обратить внимание и студентам, и преподавателям.

В данном учебном пособии раскрываются основные понятия и даются основные определения процессов и явлений входящих в предмет исследования этнической психологии, поэтому при изучении учебного материала в первую очередь необходимо опираться на данное учебно-методическое пособие. В конце каждой главы приводится список основной и дополнительной литературы, рекомендуемой для более глубокого и всесторпоннего изучения материала, развития способности неоднозначно и критически вопрринимать информацию, составлять свое собтственное обоснованное мнение в отношении теоретических и практических принципов этнической психологии.

Структура учебно-методического пособия позволяет студенту свободно ориентироваться в учебном материале, осуществлять его целостно-непрерывное усвоение в соответствии с логикой и последовательностью изложения в рамках пособия и большинства основных учебников, так и частично-выборочное усвоение наусмотрение студента, в соответствии с теми целями и задачами, которые стоят перед ним в ходе самостоятельной работы по усвоению учебного материала.

В конце каждой главы также приводятся вопросы для самоконтроля успешности усвоения учебного материала (блоки самопроверки), с помощью которых студент может оценить степень и качество владения учебным материалом.