logo
Дружинин В

2.6. Другие иерархические модели (с. Барт, д.Векслер, ф.Вернон, л.Хамфрейс).

Большинство иерархических моделей, хотя и опираются на эмпирические исследования, но вместе с тем несут следы умозрения, поскольку данные эмпирических работ интерпретируются весьма произвольно.

Факторы в иерархических моделях помещаются на разных "этажах" иерархии, определяемых уровнем обобщенности фактора.

Типичной и наиболее популярной в литературе является модель Ф. Вернона [14].

V:ED - вербально-образовательный фактор, отражает проявления знаний и навыков, приобретенных, в основном, в школе.

К:М - практическо-технический фактор.

На вершине иерархии располагается генеральный фактор по Спирмену. На следующем уровне находятся два основных групповых фактора: вербально-образовательные способности и практико-технические способности. На третьем уровне находятся специальные способности: техническое мышление, арифметическая способность и т.д. и, наконец, внизу иерархического дерева помещаются более частные субфакторы.

Несмотря на привлекательность этой модели она не выдерживает экспериментальной проверки: во-первых, различия в вербальном интеллекте в большей мере определяются наследственностью, чем средой. Даже при повторном тестировании успешность решения невербальных тестов в среднем повышается более значимо, чем успешность решения вербальных (эффект обучения сильнее).

Рис.4. Иерархическая модель структуры способностей.

При факторизации тестов, построенных по принципу иерархической модели, выделяется спирменовский "G"-фактор и его же 3 групповых: вербальный, прост­ран­ствен­ный и групповой. Можно привести еще ряд заме­чаний, но иерархическая модель получила широкое рас­пространение благодаря тестам, в первую очередь, - тестам Д.Векслера, которые были созданы на ее основе [15].

В отличие от модели Ф.Вернона модель Д.Векслера влючает в себя лишь три уровня: 1) уровень общего интел­лекта; 2) уровень групповых фаторов, а именно, - интел­лекта действий и вербального интеллекта и 3) уровень специ­фических факторов, соответствующих отдельным субтестам.

Д.Векслер определил интеллект как способность индивида к целесообразному поведению, рациональному мышлению и эффективному взаимодействию с окру­жаю­щим миром. Д.Векслер показал, что успешность решения интел­лектуальных тестов зависит как от интеллектуальных параметров, так и от приобщения к культуре, любозна­тельности, двигательной активности и т.д. Личностные особенности человека прямо детерминируют любой интел­лектуальный акт.

Д.Векслер считал, что вербальный интеллект отражает при­обретенные индивидом способности, а невербальный интеллект - его природные психофизиологические возмож­ности.

Результаты психогенетических исследований свиде­тель­ствуют об обратном: преимущественно обуслов­лены наследственностью оценки по вербальной части шкалы Д.Векслера (субтесты "Осведомленность", "Словарный", "Шифровка"), а социальными факторами обусловлена успеш­ность выполнения невербальных тестов ("Недос­тающие детали", "Последовательные картинки", "Кубики Косса"), а также субтеста "Понятливость" [16].

В заключении остановимся на наиболее старой апри­орной иерархической модели интеллекта, предложенной Сирилом Бартом [17].

Его функциональная модель структуры интеллекта включает в себя 5 уровней. Критерием выделения уровня является сложность когнитивного процесса: 1) уровень общего интеллекта, 2) уровень концептуальных отношений, 3) уровень ассоциаций, 4) уровень восприятия, 5) уровень ощущений.

Рис.5. Иерархическая модель интеллекта С. Барта.

На мой взгляд, в настоящее время эта модель - "дос­тоя­ние истории". Иерархическая модель, по мнению мно­гих авторов, является не столько теорией, сколько спо­со­бом борьбы с изобилием специфических факторов, то и дело рождающихся при факторноаналитических иссле­до­ваниях.

Есть одна важная закономерность: чем шире диапазон используемых тестов (чем разнороднее задачи) и чем более выборка испытуемых приближается по своим харак­терис­тикам к генеральной совокупности, тем более явно при факторноаналитической обработке результатов выделяется "G"-фактор.