Вместо заключения
Эта монография пишется в 1994 году, когда заработная плата научного сотрудника снизилась до 1/3 (или уже до 1/5) зарплаты уборщицы метро, а ценности "творчество", "знание", "интеллект" исчезают из сознания.
Я надеюсь, что книга будет издана. Кроме того, я надеюсь, что уничтожение интеллекта и творческих способностей народов России: с 1917 по 1956 год - физическое, с 1956 по 1991 - политико-идеологическое, а с 1991 - экономическое - когда-нибудь закончится не деградацией, а прозрением гражданского общества.
Герцог Ларошфуко писал: "Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой ум". Добавлю - реже всего на недостаток ума жалуются политики и бизнесмены. Но научную литературу они читают еще реже, поэтому краткие выводы из содержания книги предназначены для нас с вами.
Итак. Общие способности человека: интеллект, творческость, обучаемость определяют продуктивность соответствующих видов активности, которые проявляет человек.
Уровень интеллекта определяет успешность адаптации к разным сферам деятельности, видам занятий, которыми потенциально может овладеть человек: чем интеллект выше, тем шире диапазон деятельности. Вероятно, "общечеловеческие" общие и специальные способности (общий и вербальный интеллект) детерминированы, в основном, генетическими, а индивидуальные - средовыми влияниями.
В творческой способности проявляется человеческая уникальность, и не случайно она в большей мере определяется средовыми влияниями, чем общий интеллект. Чем более общей, латентной, генерализованной является способность, тем в большей мере уровень ее развития зависит от генетической детерминизации и биологических факторов.
Напротив, различия в уровне развития способностей специальных, связанных с оперированием определенным материалом и функционированием систем, обеспечивающих контакт с внешним миром, определяются по преимуществу, средой.
Креативность и общий интеллект являются способностями, связанными с двумя способами взаимодействия сознательного и бессознательного при порождении психического акта: склонность системы к доминированию сознания ведет к интеллектуальной (адаптивной) активности, склонность к доминированию бессознательного - к проявлению форм неадаптивной активности ("сверхнормативной"), в том числе - творческой.
Структура общих познавательных способностей является многомерной, хотя измерения и не являются независимыми.
Можно выделить способности: а) по уровню их генерализованности (общие-специальные); б) по роли прижизненного опыта в их проявлении ("текучий", "кристаллизованный" интеллект).
Вероятно базовый уровень способностей образует некоторая общая одаренность, которая дифференцируется на общий интеллект, креативность и обучаемость. Каждая из этих общих способностей имеет двухуровневую структуру. Различаются потенциальная и актуальная креативность, "текучий" и "связанный" интеллект; имплицитная и эксплицитная обучаемость.
Может быть, общий интеллект и креативность образуют взаимосвязанную дополняющую пару общих способностей, производной от них является обучаемость двух видов: эксплицитная, связанная с сознанием и интеллектом, и имплицитная, связанная с креативностью. Существуют специальные факторы "кристаллизованного" интеллекта и специализированной креативности.
Этот вариант лучше соответствует модели взаимодействия "сознание-бессознательное".
Возможно, что более верна третья модель: креативность развивается на базе общего интеллекта, как на некоторой "стартовой площадке" (модель Торренса). И не исключен четвертый вариант: и обучаемость и креативность развиваются при благоприятных условиях среды, как и специальные способности на базе общего интеллекта. Поэтому они в большей мере зависят от средовых, нежели генетических факторов и в большей мере, чем общий интеллект, "привязаны" к определенному предметному содержанию.
Творческие достижения в современном мире возможны, только при овладении культурой в той сфере, где личность проявляет активность. Успешность овладения культурой и обусловливает общий интеллект. Чем дальше будет развиваться человечество, тем больше будет роль интеллектуального опосредования в творчестве.
Последняя модель мне кажется более соответствующей экспериментальным данным, но в меньшей мере - существующим взглядам на природу творчества как исходной, изначальной формы человеческой активности.
Развитие интеллекта и креативности подчиняются разным закономерностям.
Для того, чтобы стать творцом, нужно освоить определенный уровень культуры, войти в определенную сферу жизнедеятельности с помощью другого человека - "образца творчества". Наличие подражательной способности обеспечивает "легкость входа", творческая способность (креативность, способность воображения) определяет продуктивность и оригинальность.
Наше мнение о конкретных людях по преимуществу одномерно (в пределе - двухмерно). И не потому, что "плоскими" являются наши суждения и мировосприятие. Очевидно, люди в ходе развития стали стихийными приверженцами модели Р.Спирмена: есть общий фактор (умственная энергия), который и определяет в основном, успех интеллектуальной деятельности. Если приложить усилия, то возможно развивать креативность у детей, но что-то (вероятно - уровень общего интеллекта) ставит предел возможностям ее повышения.
Стоит ли продолжать выводы? Поскольку их изобилие говорит лишь о несвязанности отдельных закономерностей и факторов в целостную теоретическую картину - постольку формулировка выводов превращается в бессмысленное занятие. Проблем и разумных вариантов их решения у автора и у читателя накопилось к концу книги больше, нежели их было в начале.
Наверное, в этом и заключается "побочный результат" как написания книги, так и ее чтения.
- Психология и психодиагностика общих способностей
- Оглавление предисловие.
- Предисловие.
- Глава 1. Проблема способностей.
- 1.1. Основные проблемы психологии способностей
- 1.2. Проблемы общих способностей (интеллект, обучаемость, креативность)
- Литература
- Глава 2. Общие интеллектуальные способности
- 2.1. Факторные модели интеллекта
- 2.2. Модель к.Спирмена
- 2.3. Модель л.Терстоуна
- 2.4. Модель Дж.Гилфорда
- 2.5. Модель р.Кэттелла
- 2.6. Другие иерархические модели (с. Барт, д.Векслер, ф.Вернон, л.Хамфрейс).
- Литература
- Глава 3. Диагностика интеллекта
- 3.1. Психометрические замечания
- 3.2. Прогрессивные матрицы Равена
- 3.3. Тест д. Векслера
- 3.4. Тесты структуры интеллекта
- Литература
- Глава 4. Развитие интеллекта
- 4.1.Психогенетика общих способностей
- 4.2. Влияние cреды на развитие интеллекта
- 4.3. Развитие интеллекта и специальных познавательных способностей в течение жизни
- Литература
- Глава 5. Интеллект в структуре психики
- 5.1. Психофизиология интеллекта
- 5.2. Способности женщины и мужчины
- 5.3. Личность и интеллект
- Литература
- Глава 6. Субъективная парадигма в исследовании способностей.Имплицитные теории способностей.
- Литература
- Глава 7. Общие творческие способности
- 7.1. Творчество и деятельность
- 7.2. Проблема способности к творчеству. Концепция редукции к интеллекту
- 7.3. Творческая личность и ее жизненный путь
- 7.4. Креативность и ее диагностика
- Литература
- Глава 8. Развитие творческих способностей
- 8.1. Психогенетика креативности
- 8.2. Формирование креативности и обучаемость
- 8.3. Обучаемость, креативность и интеллект
- Литература
- Вместо заключения