logo
Дружинин В

Вместо заключения

Эта монография пишется в 1994 году, когда заработная плата научного сотрудника снизилась до 1/3 (или уже до 1/5) зарплаты уборщицы метро, а ценности "творчество", "знание", "интеллект" исчезают из сознания.

Я надеюсь, что книга будет издана. Кроме того, я надеюсь, что уничтожение интеллекта и творческих способностей народов России: с 1917 по 1956 год - физи­ческое, с 1956 по 1991 - политико-идеологическое, а с 1991 - экономическое - когда-нибудь закончится не деграда­цией, а прозрением гражданского общества.

Герцог Ларошфуко писал: "Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой ум". Добавлю - реже всего на недостаток ума жалуются политики и бизнес­мены. Но научную литературу они читают еще реже, поэ­тому краткие выводы из содержания книги предназначены для нас с вами.

Итак. Общие способности человека: интеллект, твор­ческость, обучаемость определяют продуктивность соот­вет­ствующих видов активности, которые проявляет человек.

Уровень интеллекта определяет успешность адап­тации к разным сферам деятельности, видам занятий, ко­торыми потенциально может овладеть человек: чем интел­лект выше, тем шире диапазон деятельности. Вероятно, "общечеловеческие" общие и специальные способности (общий и вербальный интеллект) детерминированы, в основном, генетическими, а индивидуальные - средовыми влияниями.

В творческой способности проявляется человеческая уникальность, и не случайно она в большей мере опре­деляется средовыми влияниями, чем общий интеллект. Чем более общей, латентной, генерализованной является способность, тем в большей мере уровень ее развития зависит от генетической детерминизации и биологических факторов.

Напротив, различия в уровне развития способностей специальных, связанных с оперированием определенным материалом и функционированием систем, обеспечи­вающих контакт с внешним миром, определяются по преимуществу, средой.

Креативность и общий интеллект являются способ­ностями, связанными с двумя способами взаимодействия сознательного и бессознательного при порождении пси­хического акта: склонность системы к доминированию сознания ведет к интеллектуальной (адаптивной) актив­ности, склонность к доминированию бессознательного - к проявлению форм неадаптивной активности ("сверхнор­мативной"), в том числе - творческой.

Структура общих познавательных способностей явля­ется многомерной, хотя измерения и не являются незави­симыми.

Можно выделить способности: а) по уровню их гене­рализованности (общие-специальные); б) по роли прижиз­нен­ного опыта в их проявлении ("текучий", "кристал­лизованный" интеллект).

Вероятно базовый уровень способностей образует не­которая общая одаренность, которая дифференцируется на общий интеллект, креативность и обучаемость. Каждая из этих общих способностей имеет двухуровневую структуру. Различаются потенциальная и актуальная креативность, "текучий" и "связанный" интеллект; имплицитная и экс­плицитная обучаемость.

Может быть, общий интеллект и креативность образуют взаимосвязанную дополняющую пару общих способностей, производной от них является обучаемость двух видов: эксплицитная, связанная с сознанием и интеллектом, и имплицитная, связанная с креативностью. Существуют специальные факторы "кристаллизованного" интеллекта и специализированной креативности.

Этот вариант лучше соответствует модели взаимо­действия "сознание-бессознательное".

Возможно, что более верна третья модель: креатив­ность развивается на базе общего интеллекта, как на некоторой "стартовой площадке" (модель Торренса). И не исключен четвертый вариант: и обучаемость и креа­тивность развиваются при благоприятных условиях среды, как и специальные способности на базе общего интеллекта. Поэтому они в большей мере зависят от средовых, нежели генетических факторов и в большей мере, чем общий интеллект, "привязаны" к определенному предметному содержанию.

Творческие достижения в современном мире воз­можны, только при овладении культурой в той сфере, где личность проявляет активность. Успешность овладения культурой и обусловливает общий интеллект. Чем дальше будет развиваться человечество, тем больше будет роль интеллектуального опосредования в творчестве.

Последняя модель мне кажется более соответствующей экспериментальным данным, но в меньшей мере - су­ществующим взглядам на природу творчества как исход­ной, изначальной формы человеческой активности.

Развитие интеллекта и креативности подчиняются разным закономерностям.

Для того, чтобы стать творцом, нужно освоить определенный уровень культуры, войти в определенную сферу жизнедеятельности с помощью другого человека - "образца творчества". Наличие подражательной спо­собности обеспечивает "легкость входа", творческая спо­собность (креативность, способность воображения) опре­деляет продуктивность и оригинальность.

Наше мнение о конкретных людях по преимуществу одномерно (в пределе - двухмерно). И не потому, что "плоскими" являются наши суждения и мировосприятие. Очевидно, люди в ходе развития стали стихийными приверженцами модели Р.Спирмена: есть общий фактор (умственная энергия), который и определяет в основном, успех интеллектуальной деятельности. Если приложить уси­лия, то возможно развивать креативность у детей, но что-то (вероятно - уровень общего интеллекта) ставит предел возможностям ее повышения.

Стоит ли продолжать выводы? Поскольку их изобилие говорит лишь о несвязанности отдельных закономерностей и факторов в целостную теоретическую картину - пос­тольку формулировка выводов превращается в бессмыс­ленное занятие. Проблем и разумных вариантов их ре­шения у автора и у читателя накопилось к концу книги больше, нежели их было в начале.

Наверное, в этом и заключается "побочный результат" как написания книги, так и ее чтения.

4