logo
Дружинин В

7.2. Проблема способности к творчеству. Концепция редукции к интеллекту

Существует, как минимум, три основных подхода к проблеме творческих способностей.

1) Как таковых творческих способностей нет. Ин­тел­лек­туальная одаренность выступает в качестве необ­ходи­мо­го, но недостаточного условия творческой активности лич­ности. Главную роль в детерминации творческого по­ве­дения играют мотивации, ценности, личностные черты (А.Дж.Тан­­нен­баум, А.Олох, Д.Б.Богоявленская, А.Маслоу и другие). К числу основных черт творческой личности от­но­сят когнитивную одаренность, чувствительность к проб­лемам, незави­симость в неопределенных и сложных ситуациях.

Особняком стоит концепция Д.Б.Богоявленской, кото­рая вводит понятие креативной активности личности, по­ла­гая, что она обусловлена определенной психической струк­турой, присущей креативному типу личности. Твор­чество, с точки зрения Д.Б.Богоявленской, является си­ту­а­тив­но-нестимулированной активностью, проявля­ющейся в стрем­лении выйти за пределы заданной проблемы. Кре­а­тив­ный тип личности присущ всем новаторам, независимо от рода деятельности: летчикам-испытателям, худож­никам, музыкантам, рабочим-изобретателям [10].

2) Творческая способность (креативность) является са­мос­тоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж.Гилфорд, К.Тейлор, Г.Грубер, Я.А.Пономарев). В бо­лее "мягком" варианте эта теория гласит, что между уров­нем интеллекта и уровнем креативности есть незна­чи­тель­ная корреляция. Наиболее развитой концепцией является "тео­рия интел­лек­туаль­ного порога" Е.Торранса: если IQ ни­же 115-120 интеллект и креативность образуют единый фак­тор, при IQ выше 120 творческая способность ста­но­вит­ся независимой величиной, т.е. нет креативов с низким ин­теллектом, но есть интеллектуалы с низкой кре­ативностью [11].

Предположение Е. Торранса на удивление хорошо сов­падает с данными Д.Н.Перкинса [12]: для каждой про­фессии существует нижний допустимый уровень развития ин­теллекта. Люди с IQ ниже определенного уровня не могут овладеть данной профессией, но если IQ выше этого уровня, то прямой связи между интеллектом и уровнем достижений нет. Главную роль в определении успешности работы играют личностные ценности и черты характера.

3) Высокий уровень развития интеллекта предполагает вы­сокий уровень творческих способностей и наоборот. Твор­ческого процесса как специфической формы пси­хи­чес­кой активности нет. Эту точку зрения разделяли и раз­де­ля­ют практически все специалисты в области ин­теллекта (Д.Векслер, Р.Уайсберг, Г.Айзенк, А.Термен, Р.Стернберг и другие).

В этом разделе попытаемся рассмотреть третью точку зре­ния, на мой взгляд, наименее достоверную. Многое в этой позиции определяется взглядами ее представителей на природу интеллекта.

Г.Ю.Айзенк, опираясь на значимые (но все же не­вы­со­кие) корреляции между IQ и тестами Д.Гилфорда на ди­вер­гентное мышление высказал точку зрения, что креа­тив­ность есть компонент общей умственной одаренности. Р.Уай­сберг утверждает, что творческое мышление ди­аг­нос­ти­­руется по своему творческому продукту, а не по способу его получения. Всякий познавательный процесс, с его точки зрения, опирается на прошлые знания, и влечет их преобразования в соответствии с требованиями задачи [13].

В последнее время распространение получила кон­цеп­ция Р.Стернберга. Он рассматривает интеллек­туальную дея­тельность в трех аспектах. Первый из них - механизмы функ­ционирования интеллекта (отражение реше­ния, ког­ни­тивные стили, знания). Второй аспект - свя­зи интеллекта с ти­пами задач. Третий аспект - отношение интеллекта с внеш­ним миром. Согласно Р.Дж.Стернбергу интеллект участ­вует и при решении новых задач, и при авто­ма­ти­за­ции действий. По отношению к внешнему миру ин­тел­лек­ту­альное поведение может выражаться в адап­тации, от­бо­ре или преобразовании внешней среды. Если человек реа­лизует третий тип отношения, то при этом он проявит твор­ческое поведение [14]. Как бы там ни было, тео­ре­ти­чес­кие рассуждения должны подкрепляться фак­тами. Сто­рон­ни­ки интеллектуальной редукции творческих способностей опи­раются на результаты эмпирических исследований, к чис­лу которых относится классическая работа Л.Термена и К.Кокса [15]. В 1926 году они проа­на­лизировали биографии 282 западноевропейских знаме­нитостей и попытались оце­нить их IQ на основе достижений в возрасте от 17 до 26 лет. Кроме того они опирались на шкалу Стенфорд-Бине для оценки интел­лекта в детстве. При этом в ходе оценки дос­тижений учиты­вались не только интеллектуальные, но и творческие дос­тижения, что априорно ставило под воп­рос правиль­ность выводов. Если методика учитывает в IQ не только интеллектуальные, но и творческие показатели, вы­воды о связи IQ и творческих способностей являются арте­фактами метода. Но тем не менее, результаты, по­лу­чен­ные К.Коксом, получили широкую известность и вошли во многие учебники психологии [16].

Сравнение возраста овладения знаниями и навыками зна­­менитыми людьми с аналогичными данными выборки обыч­ных детей показало, что IQ знаменитостей значи­тель­но выше среднего (158,9). Отсюда Л.Термен сделал вывод, что гении - это те люди, которых еще в раннем детстве по дан­ным тестирования можно отнести к категории вышеодаренных (см. таблицу 15).

Таблица 15. IQ знаменитых людей в возрасте 17 и 26 лет.

Наибольший интерес представляют результаты Кали­фор­нийского лон­ги­­тюда, который организовал Л.Термен в 1921 году. Л.Термен и К.Кокс отобрали из учащихся 95 средних школ Калифорнии 1528 мальчиков и девочек в возрасте от 8 до 12 лет с IQ 135 баллов, что составило 1% от всей выборки. Уровень интеллекта определялся по тесту Стенфорд-Бине. Контрольная выборка была сформирована из учащихся тех же школ.

Выяснилось, что интеллектуально одаренные дети опережают своих сверстников в среднем на два класса.

В ходе исследования проводилось три среза по измерению IQ: 1927-1928 гг.; 1932-1940 гг. и 1951-1952 гг. Последняя проверка осуществлена Д.Фельдманом через 60 лет после начала исследования: он проверил достижения членов выборки Л. Термена с 150 < IQ < 180 и с IQ > 180.

800 мужчин с IQ 135, входящих в выборку Л.Термена, опубликовали к 50-ым годам 67 книг (21 - художественные произведения и 46 - научные монографии), получили 150 патентов на изобретения, 78 человек стали докторами философии, 48 стали докторами медицины и т.д. Фамилии 47 мужчин вошли в справочник "Лучшие люди Америки за 1949 год". Эти показатели в 30 раз превысили данные по контрольной выборке.

Надо сказать, что дети, отобранные Терменом, отличались ранним развитием (рано начали ходить, говорть, читать, писать и пр.). Все интеллектуальные дети закончили успешно школу, 2/3 получили университетское образование, а 200 человек стали докторами наук.

С другой стороны, что касается творческих дости­жений, то результаты не так однозначны. Ни один ранний интеллектуал из выборки Термена не проявил себя как исключительно талтантливый творец в области науки, литературы, искусства и т.д. Никто из них не внес сущест­венного вклада в развитие мировой культуры.

Интересно, что у членов обследуемой группы в 1955 году доход был в 4 раза выше среднего дохода на душу населения США. Практически все они добились высокого социального статуса. Таким образом, ранние интел­лек­туалы чрезвычайно успешно адаптировались в обществе. Интеллект является не препятствием, а необходимым условием достижения успеха в демократическом обществе.

Однако высокий (и даже сверхвысокий) уровень ин­тел­лекта не гарантирует творческих достижений. Можно быть интеллектуальным и не стать творцом. Компенсирует ли это социальный успех? И столь ли привлекательна лич­ная участь творческого человека, при всей прижизненной и (возможно!) посмертной славе? На эти вопросы я поста­раюсь ответить в следующих разделах книги.

Отсутствие однозначной связи между интеллектом и творческостью явилось аргументом для сторонников двух других подходов, альтернативных редукционистскому.