4.1.Психогенетика общих способностей
Перед изложением результатов психогенетических исследований следует дать несколько пояснений, тем более уместных, что работа может попасть в руки неспециалистов. Более подробное изложение аналогичного материала содержится в обзоре Б.И. Кочубея [1].
Сначала дадим некоторые определения. Психогенетика изучает влияние генотипа и среды на фенотипическую изменчивость поведения. Как правило, основным способом психогенетического исследования является определение внутрипарного сходства поведенческих признаков монозиготных и дизиготных близнецов, а также родителей и детей (как собственных, так и приемных). Монозиготными (Мз) называются близнецы, содержащие идентичный набор генов. Дизиготные (Дз) близнецы имеют только половину одинаковых генов. Аналогичный генетический набор имеют сибсы (родные братья и сестры). В психологических исследованиях анализируются вариации (дисперсии) признаков в родственных парах и между ними до 3 степени. 1 степень: родители-дети, дизиготные и монозиготные близнецы, сибсы. 2 степень: дедушки (бабушки) - внуки, дядя (тетя) - племянники. 3 степень: кузены и другие родственники.
Популяцией называется совокупность индивидов, населяющих определенную территорию и вступающих в браки между собой чаще, чем с другими представителями вида. Любой параметр, по которому представители популяции различаются друг от друга, называется признаком. Конкретное значение признака у индивида называется фенотипом. Различие между индивидами популяции измеряется фенотипической дисперсией. Полагается, что общая дисперсия (Vp) признака состоит из суммы дисперсий, определяемых генотипом (G) и средой (Е).
Применяется ряд моделей, представляющих отношения вкладов среды и генотипа в фенотип.
Наиболее распространены однофакторная модель, двухфакторная ортогональная модель и двухфакторная неортогональная модель.
Однофакторная модель предполагает, что отклонение индивидуального фенотипа от генотипического значения определяется средовым влиянием (средовое отклонение). Генотипическое значение признака отождествляется со средним фенотипическим значением признака, а средовое влияние - с дисперией. Корреляция их равна нулю. В двухфакторной ортогональной модели эффект среды рассматривается в качестве самостоятельного фактора, а не в качестве отклонения от среднего фенотипического значения признака, определяемого генотипом.
В результате учитывается не только генетическая (VG) и средовая (VE) составляющие, а и составляющая, зависящая от взаимодействия генотипа и среды (VEG). Эта составляющая равна нулю только при аддитивности генотипа и среды. Учет взаимодействия генотипа и среды основан на предположении, что изменение одной характеристики среды может приводить к разным фенотипным эффектам при различных генотипах.
Наконец, двухфакторная неортогональная модель используется наиболее часто. В ней учитывается не только эффект взаимодействия генотипа и среды, но и ковариация (взаимосвязь) генетической и средовой составляющих. Этот компонент отражает неравномерность распределения индивидов с различными генотипами по различным средам. Соответственно, при равномерном распределении популяционных генотипов по средам, ковариация Cov(GE) равна нулю.
Основное уравнение модели выглядит следующим образом:
Vp = VG + VE + VEG + 2Cov(GE),
где Vp - общая дисперсия признака;
VE - дисперсия, обусловленная средой;
VG - дисперсия, обусловленная генотипом;
VEG - дисперсия, обусловленная взаимодействием генотипа и среды;
Cov(GE) - генотип-средовая ковариация.
Причин неравномерного распределения генотипов по типам среды может быть несколько:
1) активный поиск индивидами благоприятной среды;
2) реакция среды (родителей, воспитателей, группы и т.д.) на индивидуальные особенности ребенка;
3) создание родителями, обладающими определенным генотипом, среды, благоприятствующей проявлению данного генотипа у детей, или наоборот - создание условий, препятствующих развитию соответствующих признаков у детей.
Наличие ковариации генотип-среда затрудняет анализ данных, поэтому часто при сравнении МЗ и ДЗ близнецов полагают, что ковариация генотип-среда равна нулю.
Прежде чем ввести основное понятие психогенетики - коэффициент наследуемости - рассмотрим разложение генетической составляющей общей дисперсии.
Обычно полагается, что генетическая дисперсия складывается из двух компонент:
V G = VА + VD ,
где VА - дисперсия аддитивных значений,
а VD - дисперсия, обусловленная доминированием гена и проявляющаяся в отклонении значений фенотипа от его средних оценок.
Если гены, обусловливающие признак, взаимодействуют аддитивно, то генетическое значение признака равно линейной функции "плюс-генов" (увеличивающих значение признака).
Но гены могут взаимодействовать и неаддитивно. И в этих случаях говорят о доминировании одного гена над другим (полном доминировании или сверхдоминировании).
Коэффициентом генетической детерминации признака называется доля генетической вариативности в общей вариативности признака в популяции:
G = V G / V P
Коэффициентом наследуемости является отношение аддитивной генетической дисперсии к общей дисперсии (доля дисперсии, передаваемая от поколения к поколению):
G = V A / V P.
Иногда необходимо сравнивать эффект эпистатического взаимодействия между генами - неаллельными генами, но обычно этот компонент в психогенетике опускается вследствии того, что по мере увеличения сложности взаимодействия между неаллельными генами этот коэффицент значительно уменьшается
Существует и ряд других факторов, влияющих на генетическую дисперсию признака (эффект близкородственных браков - имбридинг, и эффект браков по сходству или несходству - ассортативность), но их учет осуществляется лишь в некоторых узконаправленных исследованиях.
Что касается средовых факторов, обусловливающих средовую составляющую дисперсии, то они разделяются на внутрисемейные и межсемейные. Поэтому и средовая дисперсия признака делится на внутрисемейную (ВS) и межсемейную (VB) компоненты. Кроме того, выделяют случайную компоненту (VM), причиной ее являются ошибки измерения, внутрииндивидуальная вариативность признака и пр.
Внутри компоненты VB выделяют: VCH - "общий дом"; VHG - одно поколение; VTW - cреда, характерная для близнецов.
Существуют модели, которые описывают влияние лиц старшего поколения на ребенка (как родителей, так и всех других членов семьи), содержание этих моделей подробно изложено в соответствующей литературе [2].
Сегодня предложены весьма трудоемкие исследовательские планы выявления относительного влияния среды и наследственности на изменчивость признака. Наиболее точную, но трудоемкую и громоздкую схему предложил Р.Кэттелл [3]. Метод анализа множественной абстрактной дисперсии (МАVA) требует обследования 8 типов семей (до 2500 пар детей), а именно: 1) монозиготные (МЗ) близнецы, воспитанные вместе; 2) МЗ близнецы, воспитанные отдельно; 3) сибсы, воспитанные вместе; 4) сибсы, воспитанные отдельно; 5) полусибсы, воспитанные вместе; 6) полусибсы, воспитанные отдельно; 7) родственные дети, воспитанные в одной семье; 8) неродственные дети, воспитанные отдельно.
Позже Ивс [4] показал, что для большинства психологических исследований достаточно одного из двух наборов семей: 1) МЗ близнецы, воспитанные вместе; МЗ близнецы, воспитанные отдельно и сибсы, воспитанные отдельно или 2) МЗ близнецы, воспитанные вместе; сибсы, воспитанные вместе и сибсы, воспитанные в разных семьях.
Несомненно, интеллект оказался наиболее привлекательным предметом исследований для психологов. Но, между прочим замечает М.С.Егорова: "Большинство методов психогенетики позволяет получить данные, по которым можно судить не о наследуемости изучаемой характеристики, а о роли наследственности в формировании ее межиндивидуальных различий" [5].
Со времени разработки метода, позволяющего различать монозиготных и дизиготных близнецов, исследования вклада генотипа в изменчивость общего интеллекта проводились очень интенсивно. В большинстве исследований получены высокие корреляции между уровнем интеллекта монозиготных близнецов (0,62< r<0,92). Однако исследования, проведенные на близнецах, живущих вместе, подвергались объективной критике, так как высокие корреляции могли быть обусловлены совместным влиянием ряда средовых причин, как то: время, проводимое близнецами вместе, стремление близнецов к сходству и различию, распределение ролей в паре и т.д.
Поэтому большой интерес представляет изучение разлученных близнецов и приемных детей.
В наиболее известном психогенетическом исследовании, проведенном Дж.Шилдсом, участвовали 34 пары МЗ близнецов, выросших вместе, 38 пар разлученных МЗ близнецов и 7 пар ДЗ близнецов. Причем многие из них (21 пара) была разлучена сразу после рождения, а остальные - в период от нескольких месяцев до 9 лет со дня рождения.
Коэффициент внутренней корреляции по интеллектуальным тестам для разлученных МЗ близнецов оказался равными 0,77, у МЗ близнецов, выросших вместе, - 0,76, и у дизиготных близнецов - 0,51.
В исследовании Г.Ньюмена (1937 г.)[6] были получены столь же высокие корреляции: для монозиготных разлученных близнецов 0,51< r< 0,73 по различным интеллектуальным тестам. Н.Дэниел выявил высокие внутрипарные корреляции при тестировании тестом Дж.Векслера (WAIS) 12 пар взрослых близнецов в возрасте от 22 до 77 лет и разлученных с рождения до 5 лет.
Вербальный интеллект: 0.78.
Невербальный интеллект: 0,49.
Общий интеллект: 0,62.
Все эти исследования подвергались в разное время критике за отсутствие контроля влияния экспериментатора на результаты тестирования, нерепрезентативность выборок, искусственное завышение сходства близнецов по личностным характеристикам из-за особенностей процедуры вербовки и т.д.
В дальнейших исследованиях психогенетики пытались увеличить объем выборок, контролировать их репрезентативность, унифицировать условия проведения тестирования.
Приведем результаты наиболее известных психогенетических исследований проведенных в 70-80 годы. Наиболее часто упоминаются исследования Дж.Лоэлина и Р.Николса [7]. Авторы применили Национальный тест качества знаний (NMSQT), отобрав около 1500 пар однополых близнецов среди 600 тысяч школьников 17 лет. Причем средний уровень интеллекта близнецов не отличался от среднего по всей выборке. В окончательную экспериментальную группу вошло 839 пар. В результате выявлены очень высокие корреляции у монозиготных близнецов как по общему интеллекту, так и по результатам тестирования специальных способностей (владение английским языком, математикой, понимание значений слов и т.д.).
Не удалось выявить корреляций между степенью дифференцированности родительского отношения к близнецам и показателями интеллекта: хотя средовые факторы и влияли на уровень интеллекта, но не на степень внутрипарного сходства близнецов. Не оказывали влияния на сходство близнецов по интеллекту и стиль семейного воспитания, хотя сам уровень интеллекта зависел от того, сколько времени с детьми проводил отец.
Влияние генетической составляющей в детерминации общего интеллекта равна как минимум 0,50. Причем данные исследования весьма надежны и воспроизводятся на разных выборках, разными исследователями, в разное время и в различных этнокультурных условиях.
Рассмотрим более детально, какова генетическая детерминация индивидуальных различий в уровне развития специальных познавательных способностей.
Первоначально исследователей интересовало различие в показателях наследуемости вербального и невербального интеллекта.
В качестве наиболее распространенного инструмента для подобных исследований большинство психогенетиков выбрало тест Д.Векслера.
С.Ванденберг выявил значимые различия в величине показателя наследуемости способностей, тестируемых отдельными субтестами шкалы Д.Векслера: наибольший показатель наследуемости был у субтестов, входящих в вербальную шкалу (общая осведомленность, арифметический, общая понятливость, словарный, шифровка, сходство), а также у субтестов невербальной шкалы ("Кубики Косса" и "Последовательные картинки"). Между тем, по субтестам "Сложение фигур", "Недостающие детали" различия между группами МЗ и ДЗ близнецов оказались незначительными. Более того, различия в уровне вербального интеллекта в целом более генетически детерминированы, чем в уровне невербального интеллекта. Влияние средовой составляющей на невербальный интеллект значительно больше [8].
Наиболее полное и интересное исследование провел в 1979 году Р.Роуз: он сравнивал семьи взрослых МЗ близнецов, их супругов и их детей. Исследование проводилось, в частности, для выявления влияния "материнского эффекта": при его наличии полусибсы, матери которых являются МЗ близнецами, будут более похожи по уровню интеллекта, чем полусибсы, у которых отцы МЗ близнецы. Этот эффект выявился только для двух субтестов шкалы Д.Векслера. Кроме того, Р.Роуз обнаружил аддитивный характер наследования способностей, входящих в структуру невербального интеллекта.
Наконец, Дж.Горн с коллегами (1982 г.), анализируя результаты техасского исследования, пришел к выводу, что показатели невербального и вербального интеллекта в равной мере детерминированы генотипом, но изменчивость невербального интеллекта в большей мере обусловлена семейной средой [9].
Если взять факторную структуру способностей по Л.Л.Терстоуну, то многочисленные исследования практически полностью воспроизводят ранговый порядок, показывающий меру генетической детерминации тех или иных способностей.
В наибольшей мере генетически детерминированы уровни развития вербальных способностей (V-factor), пространственные (S-factor), беглость речи (W-factor). Относительно математических способностей результаты, полученные в различных исследованиях, расходятся.
Однако особое внимание исследователи уделяют пространственным способностям (в смысле Л.Терстоуна и М.Мерфи). В психологии устоялась точка зрения, что пространственный интеллект относительно независим от скоростного интеллекта, измеряемого групповыми тестами интеллекта (а по некоторым данным - корреляция между ними отрицательная), и, более, того существует отрицательная корреляция пространственных и вербальных способностей. Пространственный интеллект является одной из основных специальных познавательных способностей (по данным Дж.Дефриза). Как мы уже отмечали, Л.Терстоун выделяет 2 основных подфакторных единицы пространственного фактора: во-первых, это способность к мысленному вращению двух- или трехмерных объектов в пространстве (пространственное воображение); во-вторых, фактор, определяющий успешность распознавания жестких пространственных конфигураций при изменении их ориентации (коррелирует с полезависимостью - поленезависимостью, успешностью решения сенсомоторных задач и пр.).
Однако исследования Д.Гудинафа и его коллег [10], проведенные с помощью методов генетических маркеров, не выявили единого механизма наследования пространственных способностей. Д.Гудинаф отобрал для исследования 30 семей, в каждой из которых было не менее трех сыновей. В качестве "генетических маркеров" брались красно-зеленая цвето-слепота (дальтонизм) и одна из групп крови (XYa). Пара братьев, совпадающих по одному из генетических маркеров, сравнивались с парами братьев, различающихся по этому маркеру. Предполагалось (по механизму сцепленного наследования), если у братьев, совпадающих по маркеру, сходство по уровню развития пространственных способностей будет больше, чем у братьев, различающихся по маркеру, то пространственные способности детерминированы генетически. Были использованы 7 различных тестов пространственных способностей. В итоге не выявлено единого генетического механизма детерминации различий в пространственных способностях [2].
Что касается полезависимости - поленезависимости, тестируемой с помощью теста включенных фигур Н.Уиткина или с помощью теста стержень-рамка, то, по данным Н.С.Егоровой, сходство в результатах, показываемых МЗ близнецами очень велико (r = 0,70), между тем корреляции у ДЗ близнецов очень низки 0< r< 0,24.
Хотя автору и удалось выявить влияние распределения ролей в паре МЗ близнецов (внутрипарное сходство оказалось выше в группах со стабильным распределением ролей без явного лидерства), но генетическая детерминация оказалась очень велика.
Наиболее противоречивы результаты исследований генетической детерминации математических способностей.
В исследовании Т.Фога и Р.Пломина [11] не выявлено наследуемости математических способностей, а в исследованиях А.Гарфинкеля, Дж.Лоэлина и Р.Николса [12] были выявлены значимые различия внутригрупповых корреляций МЗ и ДЗ близнецов. Правда, исследование А.Гарфинкеля проведено в русле концепции Ж.Пиаже о природе интеллекта, и в качестве экспериментальных проб были использованы 15 задач Ж.Пиаже. В экспериментальную группу вошли 197 монозиготных и 72 дизиготных пары 4-8 летних близнецов. Получилось, что наследственные факторы и образование родителей обусловливают 50% вариантности показателей логического мышления по Ж.Пиаже. Но возникает закономерный вопрос, тождественны ли математические способности уровню развития интеллекта по Ж.Пиаже.
Существует масса обзоров, обобщающих данные близнецовых исследований. К числу наиболее известных относится обзор Р.Николса, содержащий сводку 211 исследований [12].
Наибольшая разница величин внутрипарных корреляций между моно- и дизиготными близнецами наблюдается по пространственному мышлению, логическим рассуждениям, точности и успешности освоения языков, а также в успешности изучения специальных дисциплин (возможно, определяется вербальным интеллектом). Наименьшая разница между МЗ и ДЗ близнецами по дивергентному мышлению. Напрашивается вывод (подкрепленный многими исследованиями), что креативность, в отличие от интеллекта, в большей мере детерминирована средовыми влияниями, нежели интеллект (если считать основой креативности дивергентное мышление).
Общие способности (общий интеллект) в большей мере генетически детерминированы, чем специальные (парциальные факторы по Терстоуну), а различия в уровне вербального интеллекта в большей мере обусловлены генетически, между тем как различия в уровне невербального интеллекта детерминированы средовыми влияниями.
Сегодня исследователи не удовлетворяются регистрацией сходств - различий корреляций показателей МЗ и ДЗ близнецов, и организуют лонгитюдное исследование. Наиболее известным является Луисвильское исследование, проводившееся с 1957 года по середину 80-х годов. В нем было прослежено развитие 500 пар МЗ близнецов от 0 до 15 лет. Параллельно исследовалось 950 пар сибсов.
Таблица 10. Показатели наследуемости и их ранговые места, полученные при диагностировании специальных способностей
Специальные способности | D.B.Dewett 1954 | L.L.Thurstone, 1955 | S.Q.Vandenberq 1962 | S.Q.Vandenberq 1966 | ||||
| h | Ранг | h | Ранг | h | Ранг | h | Ранг |
Вербальные | 0,68 | 1 | 0,64 | 2 | 0,62 | 1 | 0,43 | 4 |
Пространственные | 0,51 | 4 | 0,76 | 1 | 0,59 | 4 | 0,72 | 1 |
Математические | 0,07 | 5 | 0,34 | 5 | 0,61 | 2 | 0,56 | 2 |
Рассуждение | 0,64 | 2 | 0,26 | 6 | 0,28 | 5 | 0,09 | 5 |
Беглость речи | 0,64 | 3 | 0,59 | 3 | 0,61 | 3 | 0,55 | 3 |
Память | - | - | 0,39 | 4 | 0,20 | 6 | - | - |
Количество пар DZ/MZ | 26/26
| 53/45 | 37/45 | 36/76 |
Примечание. Данные приводятся по работам: J.L.Fuller, W.R.Thompson, 1978; J.C.Loehlin, R.C.Nichols, 1976.
Таблица 11. Ранговые места показателей наследуемости специальных способностей (S.Q.Vandenberq, 1962)
Субтесты | F-отношение | Ранги |
1.Общая осведомленность (1) | 3,88 *** | 1 |
2. Общая понятливость (С) | 2,25 ** | 5 |
3. Арифметический (А) | 2,78 *** | 3 |
4. Сходство (S) | 1,81 * | 7 |
5. Повторение цифр (Д) | 1,53 * | 9 |
6. Словарный (V) | 3,14 *** | 2 |
7. Шифровка (DS) | 2,06 ** | 6 |
8. Недостающие детали (РС) | 1,50 | 10 |
9. Кубики Косса (ВД) | 2,35 ** | 4 |
10. Последовательные картинки (РА) | 1,74 * | 8 |
11. Сложение фигур (ОА) | 1,36 | 11 |
n | MZ | 60 |
| DZ | 60 |
* - p < 0,05; ** - p < 0,01; *** - p < 0,001.
Таблица 12. Внутрипарное сходство показателей интеллекта близнецов по данным Луисвиллского исследования (A.Matheny et al., 1981)
Возраст | Количество пар | r | ||
| MZ | DZ | MZ | DZ |
3 мес | 72 | 90 | 0,66 | 0,67 |
6 мес | 81 | 101 | 0,75 | 0,72 |
9 мес | 73 | 84 | 0,67 | 0,51 |
12 мес | 89 | 92 | 0,68 | 0,63 |
18 мес | 92 | 113 | 0,82 | 0,65* |
24 мес | 88 | 115 | 0,81 | 0,73 |
30 мес | 72 | 93 | 0,85 | 0,65** |
36 мес | 104 | 125 | 0,88 | 0,79* |
4 года | 105 | 120 | 0,83 | 0,71* |
5 лет | 129 | 138 | 0,85 | 0,66** |
6 лет | 139 | 141 | 0.86 | 0,59** |
7 лет | 116 | 119 | 0,86 | 0,59** |
8 лет | 146 | 138 | 0,83 | 0,66* |
9 лет | 85 | 86 | 0,83 | 0,65* |
15 лет | 78 | 64 | 0,88 | 0,54 |
* - p < 0,05 для r MZ > r DZ ; ** - p < 0,01 для r MZ > r DZ
План исследования включал тестирование уровня интеллекта по сопоставимым шкалам. Тестирование до двух лет проводилось по шкале Н.Бейли, с 2,5 до 3 лет интеллект тестировался с помощью шкалы Стэнфора-Бине, а позже использовались версии шкалы Д.Векслера для дошкольников, младших школьниов и подростков. Каждого близнеца тестировали разные экспериментаторы (во избежание "эффекта Пигмалиона").
В результате была выявлена общая закономерность: возрастание в течение первых 15 лет жизни внутрипарного сходства показателей интеллекта у монозиготных близнецов и падение показателей сходства у дизиготных близнецов.
Более того, профили индивидуального развития у монозиготных близнецов более сходны, чем у дизиготных близнецов.
Причем уровень корреляции показателей общего интеллекта у МЗ близнецов был равен уровню надежности теста (r=0,85).
Тестирование близнецов, их братьев и сестер (в возрасте 8 лет) показало, что величина корреляции общего и вербального интеллектов для дизиготных близнецов, сибсов, а также сибсов и членов близнецовой пары практически одинакова. Сходство семейной среды и генотипов влияет на интеллект близнецов и неблизнецов в одинаковой мере (кроме МЗ близнецов - сходство их интеллектов определяется генотипом). И, вместе с тем, начиная с двух лет увеличивается корреляция интеллекта с такими характеристиками семейной среды, как образование родителей, социально-экономический статус, когнитивные и личностные особенности матери, "адекватность среды" и т.д.
В Чешском лонгитюдном исследовании замеры интеллекта проводились ежегодно. Данные, полученные чешскими авторами, аналогичны результатам Луисвильского лонгитюда: после четырех лет уменьшается сходство фенотипа близнецов, и показатель наследуемости общего интеллекта растет. К 6 - 7 годам он превышает величину 0,50. Пожалуй, только в исследовании Н.С.Кантонистовой [13], которая применяла тест Д.Векслера (возраст 7 - 10 лет), выявлено увеличение влияния средовых факторов на вариацию интеллекта. Причем показатель наследуемости был выше 0,50 для шести субтестов. Наконец, в работе Н.С.Егоровой с коллегами [14] получены результаты в еще большей мере отличные от данных, полученных американскими и европейскими психогенетиками. Исследование проводилось с помощью теста Д.Векслера (адаптация А.Ю.Панасюка) на выборках монозиготных и дизиготных близнецов в 6,5 лет, в 7,5 и в 9,5 лет. Было выявлено увеличение сходства невербального интеллекта у МЗ близнецов от 6,5 к 7,5 годам, а затем снижение к 9,5 годам. У ДЗ близнецов сходство невербального интеллекта с возрастом уменьшается, общего - уменьшается к 9,5 годам, а вербального - возрастает к 7,5 годам и возвращается к прежнему уровню к 9,5 годам.
Для общего интеллекта увеличивается показатель наследуемости и уменьшается показатель влияния среды. Для вербального интеллекта в 6,5 лет и в 9,5 лет коэффициент наследуемости более 0,50 и лишь в 7,5 лет дисперсия определяется средовыми влияниями. Наконец, вариантность невербального интеллекта в 6,5 лет в большей мере, чем в старшем возрасте, определяется влиянием среды, а при переходе к школьному возрасту вклад генотипа увеличивается в два раза.
Авторы интерпретируют результаты с позиций средового подхода: вербальный характер обучения в школе, жесткие требования к развитию речи способствуют выравниванию этих показателей в группах могозиготных и дизиготных близнецов. Кроме того, школа не дает на первых порах проявить ребенку индивидуальные способности (уровень вербального интеллекта снижается). Невербальный интеллект не подвергается целенаправленному воздействию среды и поэтому он развивается под влиянием генетической детерминации. С этой интерпретацией согласуется и более высокая корреляция показателей интеллекта, измеренных в 6,5 лет с аналогичными измерениями в 7,5 и в 9,5, чем последних между собой: влияние первичной адаптации к школе сказывается на результатах тестирования.
Рис. 8. Зависимость степени сходства интеллектуальных особенностей от степени родства (Эрленмайер-Киплинг, Ярвик, 1963)
Горизонтальные линии - разброс величин коэффициентов корреляции.
В ряде других исследований просматривалось влияние интеллекта родителей или приемных родителей на интеллект детей.
Крупнейшими из реализованных к настоящему времени программ являются Гавайское семейное исследование, Техасское исследование, Колорадское и Миннесотское исследования приемных детей.
В Гавайском исследовании сопоставлялись интеллектуальные показатели сибсов, детей и родителей, а также родителей между собой.
Тестировались пространственные и вербальные способности, перцептивные скорость и точность, а также зрительная память и общий интеллект. Выявились более высокие корреляции между родителями и детьми по общему интеллекту и по пространственным и вербальным способностям, чем по перцептивной скорости и зрительной памяти. При этом корреляции были выше между показателями матерей и детей, чем отцов и детей. Показатель наследуемости общего интеллекта Н равен примерно 0,50.
В Техасском исследовании сопоставлялись результаты тестирования 300 семей. Исследователей интересовали соотношения интеллекта родителей и их детей (собственных и приемных). Показатели интеллекта восьмилетних детей измерялись тестами Стэнфорд-Бине и Д.Векслера.
В целом оказалось, что вклад генотипической составляющей оказался равен 0,50, как и в предыдущем исследовании. Однако зафиксировано увеличение с возрастом связи интеллекта приемных детей и их биологических родителей, и тем самым показано увеличение влияние генотипа на вариативность интеллекта.
Наиболее широкой по охвату когнитивных особенностей личности стало проводимое с 1975 года Колорадское исследование приемных детей (200 семей с приемными детьми и столько же контрольных семей).
В ходе этого исследования тестировались: вербальный интеллект, пространственный интеллект, перцептивная скорость, зрительная память, общий интеллект, особенности личности и темперамента.
Для тестирования детей с годовалого возраста применялась шкала Н.Бейли. Кроме того, фиксировались особенности отношения к ребенку, тип физического ухода, готовность родителей к вербальным и эмоциональным контактам с ребенком.
Приемные дети по семьям были распределены случайно. Данные исследования говорят о сходстве показателей умственного развития детей и отцов ("отцовский эффект") как биологических (r = 0,45), так и неродных. Обнаружены связи между общими способностями биологических матерей и уровнем коммуникативных навыков годовалых детей, а также их способностью к подражанию.
В аналогичном Миннесотском исследовании приемных детей исследовались случаи усыновления. Интеллект семей (100 семей имеет 176 приемных детей) тестировался тестами Стэнфорд-Бине и Д.Векслера. Данные оказались совершенно аналогичными результатам других исследований: корреляции между интеллектом детей и их биологических родителей оказались выше, чем между интеллектом приемных детей и приемных родителей. "Материнский эффект" оказался чуть больше, чем "отцовский".
Эти исследования подтверждают гипотезу о преимущественной генетической детерминации различий в уровне развития общего интеллекта и меньшем влиянием генотипа на различия в специальных познавательных способностях.
В 70-е годы Дж.Ройс выдвинул факторную генетическую модель, на основе которой делалась попытка объяснить влияния генофонда и среды на специальные познавательные способности и общий интеллект [15].
Дж.Ройс основывался на представлении о конгруэнтности "генетической" и "средовых" факторных структур: одни и те же показатели интеллекта в равной мере подвержены генетическим и средовым влияниям. Согласно этой модели, генетические факторы соответствующих парциальных способностей влияют на их проявление в фенотипе, а фенотипы отдельных способностей определяют влияние генотипа на общие способности.
Рис. 9.
Дж.Ройс показал, что генетические и средовые детерминанты в равной мере влияют на вариативность генетических признаков (примерно 0,5). Модель Дж.Ройса подтверждается лишь наполовину: если вариации общего интеллекта на 0,5 обусловлены генотипом и на 0,5 средой, то вклад генотипа в вариацию парциальных способностей значительно меньше.
Очевидно более справедлива иная модель:
Рис. 10.
Возникает проблема: одни и те же или разные параметры среды влияют на развитие "Общего интеллекта" (среда 1) и парциальных интеллектуальных факторов (среда 2)?
Можно предположить, что эти параметры все же различны: если на развитие общего интеллекта решающее влияние оказывает общая "интенсивность" интеллектуального взаимодействия с социальной микросредой (значимыми взрослыми), то на развитие парциальных интеллектуальных способностей - виды материала и задач, с которыми преимущественно имеет дело ребенок при интеллектуальном взаимодействии со взрослыми.
М.С.Егорова полагает [14], что коэффициенты генетической детерминации общего интеллекта и его подфакторов примерно равны (0,4<Н<0,66). Но при этом упускается очень важный момент: чем выше связь общего интеллекта со специфическим фактором (по модели Спирмена), тем выше генетическая детерминация. Она максимальна для вербального и пространственного интеллекта и минимальна для перцептивных и сенсомоторных способностей.
- Психология и психодиагностика общих способностей
- Оглавление предисловие.
- Предисловие.
- Глава 1. Проблема способностей.
- 1.1. Основные проблемы психологии способностей
- 1.2. Проблемы общих способностей (интеллект, обучаемость, креативность)
- Литература
- Глава 2. Общие интеллектуальные способности
- 2.1. Факторные модели интеллекта
- 2.2. Модель к.Спирмена
- 2.3. Модель л.Терстоуна
- 2.4. Модель Дж.Гилфорда
- 2.5. Модель р.Кэттелла
- 2.6. Другие иерархические модели (с. Барт, д.Векслер, ф.Вернон, л.Хамфрейс).
- Литература
- Глава 3. Диагностика интеллекта
- 3.1. Психометрические замечания
- 3.2. Прогрессивные матрицы Равена
- 3.3. Тест д. Векслера
- 3.4. Тесты структуры интеллекта
- Литература
- Глава 4. Развитие интеллекта
- 4.1.Психогенетика общих способностей
- 4.2. Влияние cреды на развитие интеллекта
- 4.3. Развитие интеллекта и специальных познавательных способностей в течение жизни
- Литература
- Глава 5. Интеллект в структуре психики
- 5.1. Психофизиология интеллекта
- 5.2. Способности женщины и мужчины
- 5.3. Личность и интеллект
- Литература
- Глава 6. Субъективная парадигма в исследовании способностей.Имплицитные теории способностей.
- Литература
- Глава 7. Общие творческие способности
- 7.1. Творчество и деятельность
- 7.2. Проблема способности к творчеству. Концепция редукции к интеллекту
- 7.3. Творческая личность и ее жизненный путь
- 7.4. Креативность и ее диагностика
- Литература
- Глава 8. Развитие творческих способностей
- 8.1. Психогенетика креативности
- 8.2. Формирование креативности и обучаемость
- 8.3. Обучаемость, креативность и интеллект
- Литература
- Вместо заключения