2.2. Модель к.Спирмена
К.Спирмен занимался проблемами профессиональных способностей (математических, литературных и прочих ). При обработке данных тестирования он обнаружил, что результаты выполнения многих тестов, направленных на диагностику особенностей мышления, памяти, внимания, восприятия тесно связаны: как правило, лица, успешно выполняющие тесты на мышление, столь же успешно справляются и с тестами на прочие познавательные способности, и наоборот, малоуспешные плохо справляются с большинством тестов. К.Спирмен предположил, что успех любой интеллектуальной работы определяют: 1) некий общий фактор, общая способность, а также 2) фактор, специфический для данной деятельности. Соответственно, при выполнении тестов успех решения зависит от уровня развития у испытуемого общей способности (генерального G - фактора) и соответствующей специальной способности (S - фактора). В своих рассуждениях К.Спирмен использовал политическую метафору. Множество способностей он представлял как множество людей - членов общества. В обществе способностей может царить анархия - способности никак не связаны и не скоординированы друг с другом. Может господствовать "олигархия" - успешность деятельности детерминируют несколько основных способностей (как затем полагал оппонент Спирмена -Л.Терстоун). Наконец, в царстве способностей может править "монарх" - генеральный фактор, которому подчинены S - факторы.
К.Спирмен, объясняя корреляцию результатов различных измерительных процедур влиянием общего свойства, предложил в 1927 году метод факторного анализа матриц интеркорреляций для выявления этого латентного генерального фактора. Подробнее сущность метода изложена в специальной литературе [8].
"G - фактор" определяется как общая "умственная энергия", которой в равной мере наделены люди, но которая влияет на успех выполнения любой деятельности.
Исследования соотношений общих и специфических факторов при решении различных задач позволили Спирмену установить, что роль "G - фактора" максимальна при решении сложных математических задач и задач на понятийное мышление и минимальна при выполнении сенсомоторных действий. К интерпретации этого результата мы обратимся в следующих разделах книги. Заметим лишь то, что общий фактор воистину скрыт - латентен. Максимально проявляясь в действиях, протекающих в "умственном плане", он минимально влияет на непосредственное взаимодействие с объектами окружающей среды.
Из теории К.Спирмена вытекает ряд важных следствий. Во - первых, единственное, что объединяет успешность решения самых различных тестов - это фактор общей умственной энергии. Во - вторых, корреляции результатов выполнения любой группой людей любых интеллектуальных тестов должны быть положительными. В - третьих, для тестирования фактора "G" лучше всего применять задачи на выявление абстрактных отношений.
Дальнейшее развитие двухфакторной теории в работах К.Спирмена привело к созданию иерархической модели: между фактором "G" и "S" - факторами по иерархии общности он выделил групповые факторы механических, арифметических и лингвистических (вербальных) способностей.
Рис. 1. Модель К. Спирмена
В последствии многие авторы пытались интерпретировать "G"-фактор в традиционных психологических терминах. На роль общего фактора мог претендовать психический процесс, проявляющийся в любом виде психической активности: главными претендентами были свойства внимания (гипотеза Сирила Барта) и, разумеется, мотивация. Г. Айзенк интерпретирует "G-фактор" как скорость переработки информации центральной нервной системой [9]. Он установил чрезвычайно высокие корреляции между IQ, определяемый по высокоскоростным тестам интеллекта (в частности, тестам самого Г. Айзенка), временными параметрами и вариабильностью вызванных потенциалов мозга, а также минимальным временем, которое необходимо человеку для распознавания простого изображения (при тахистоскопическом предъявлении). Однако гипотеза "скорости переработки информации мозгом" не имеет пока серьезных нейрофизиологических аргументов. Кроме того, тесты интеллекта, применяемые в такого рода исследованиях - это тесты, включающие задания разного уровня трудности с закрытым ответом. Испытуемый должен выбрать за предложенное время один правильный ответ из множества . Оценка эффективности определяется скоростью и правильностью выполнения задания.
Кроме тестов Г. Айзенка для измерения фактора "G" применяются и другие тесты, в частности, "Прогрессивные матрицы", предложенные Д.Равеном в 1936 году, а также тесты интеллекта Р. Кэттелла.
- Психология и психодиагностика общих способностей
- Оглавление предисловие.
- Предисловие.
- Глава 1. Проблема способностей.
- 1.1. Основные проблемы психологии способностей
- 1.2. Проблемы общих способностей (интеллект, обучаемость, креативность)
- Литература
- Глава 2. Общие интеллектуальные способности
- 2.1. Факторные модели интеллекта
- 2.2. Модель к.Спирмена
- 2.3. Модель л.Терстоуна
- 2.4. Модель Дж.Гилфорда
- 2.5. Модель р.Кэттелла
- 2.6. Другие иерархические модели (с. Барт, д.Векслер, ф.Вернон, л.Хамфрейс).
- Литература
- Глава 3. Диагностика интеллекта
- 3.1. Психометрические замечания
- 3.2. Прогрессивные матрицы Равена
- 3.3. Тест д. Векслера
- 3.4. Тесты структуры интеллекта
- Литература
- Глава 4. Развитие интеллекта
- 4.1.Психогенетика общих способностей
- 4.2. Влияние cреды на развитие интеллекта
- 4.3. Развитие интеллекта и специальных познавательных способностей в течение жизни
- Литература
- Глава 5. Интеллект в структуре психики
- 5.1. Психофизиология интеллекта
- 5.2. Способности женщины и мужчины
- 5.3. Личность и интеллект
- Литература
- Глава 6. Субъективная парадигма в исследовании способностей.Имплицитные теории способностей.
- Литература
- Глава 7. Общие творческие способности
- 7.1. Творчество и деятельность
- 7.2. Проблема способности к творчеству. Концепция редукции к интеллекту
- 7.3. Творческая личность и ее жизненный путь
- 7.4. Креативность и ее диагностика
- Литература
- Глава 8. Развитие творческих способностей
- 8.1. Психогенетика креативности
- 8.2. Формирование креативности и обучаемость
- 8.3. Обучаемость, креативность и интеллект
- Литература
- Вместо заключения