Приложение к теме: «психология больного» лоби (ленинградский опросник бехтеревского института)
Применяется для оценки типов психического реагирования на соматические заболевания.
Инструкция: испытуемому предлагается выбрать из каждого раздела не более 3-х утверждений, которые отражают его мнение, либо ответ № 0 и занести номера выбранных ответов в нижеприведенный бланк, отметив их кружком.
САМОЧУВСТВИЕ
1. С тех пор, как я заболел, у меня почти всегда плохое самочувствие
2. Я почти всегда чувствую себя бодрым и полным сил
3. Дурное самочувствие я стараюсь перебороть
4. Плохое самочувствие я стараюсь не показывать другим
5. У меня почти всегда что-нибудь болит
6. Плохое самочувствие возникает у меня после огорчений
7. Плохое самочувствие появляется у меня от ожидания неприятностей
8. Я стараюсь терпеливо переносить боль и физические страдания
9. Мое самочувствие вполне удовлетворительное
10. С тех пор, как я заболел, у меня бывает плохое самочувствие с приступами раздражительности и чувством тоски
11. Мое самочувствие очень зависит от того, как относятся ко мне окружающие
0. Ни одно из определений ко мне не подходит
НАСТРОЕНИЕ
1. Как правило, настроение у меня очень хорошее
2. Из-за болезни я часто бываю нетерпеливым и раздражительным
-535-
3. У меня настроение портится от ожидания возможных неприятностей, беспокойства за близких, неуверенности в будущем
4. Я не позволяю себе из-за болезни предаваться унынию и грусти
5. Из-за болезни у меня почти всегда плохое настроение
6. Мое плохое настроение зависит от плохого самочувствия
7. У меня стало совершенно безразличное настроение
8. У меня бывают приступы мрачной раздражительности, во время которых достается окружающим
9. У меня не бывает уныния и грусти, но может быть ожесточение и гнев
10. Малейшие неприятности сильно задевают меня
11. Из-за болезни у меня всегда тревожное настроение
12. Мое настроение обычно такое же, как у окружающих меня людей
0. Ни одно из определений ко мне не подходит
СОН И ПРОБУЖДЕНИЕ ОТО СНА
1. Проснувшись, я сразу заставляю себя встать
2. Утро для меня — самое тяжелое время суток
3. Если меня что-то тревожит, я долго не моту уснуть
4. Я плохо сплю ночью и чувствую сонливость днем
5. Я сплю мало, но встаю бодрым; сны вижу редко
6. С утра я более активен и мне легче работать, чем вечером
7. У меня плохой и беспокойный сон и часто бывают тоскливые сновидения
8. Бессонница у меня наступает периодически без особых причин
9. Я не могу спокойно спать, если утром надо встать в определенный час
10. Утром я встаю бодрым и энергичным
П. Я просыпаюсь с мыслью о том, что сегодня надо будет сделать
12. По ночам у меня бывают приступы страха
13. С утра я чувствую полное безразличие ко всему
14. Я могу свободно регулировать свой сон
15. По ночам меня особенно преследуют мысли о моей болезни
16. Во сне мне видятся всякие болезни
0. Ни одно из определений ко мне не подходит
-536-
АППЕТИТ И ОТНОШЕНИЕ К ЕДЕ
1. Нередко я стесняюсь есть при посторонних людях
2. У меня хороший аппетит
3. У меня плохой аппетит
4. Я люблю сытно поесть
5. Я ем с удовольствием и не люблю ограничивать себя в еде
6. Мне легко можно испортить аппетит
7. Я боюсь испорченной пищи и всегда тщательно проверяю ее свежесть и доброкачественность
8. Еда меня интересует прежде всего как средство поддержать здоровье
9. Я стараюсь придерживаться диеты, которую сам разработал
10. Еда не доставляет мне никакого удовольствия
0. Ни одно из определений ко мне не подходит
ОТНОШЕНИЕ К БОЛЕЗНИ
1. Моя болезнь меня пугает
2. Я так устал от болезни, что мне безразлично, что со мной будет
3. Стараюсь не думать о своей болезни и жить беззаботной жизнью
4. Моя болезнь больше всего угнетает меня тем, что люди стали сторониться меня
5. Без конца думаю о всех возможных осложнениях, связанных с болезнью
6. Я думаю, что моя болезнь неизлечима и ничего хорошего меня не ждет
7. Считаю, что моя болезнь запущена из-за невнимания и неумения врачей
8. Считаю, что опасность моей болезни врачи преувеличивают
9. Стараюсь перебороть болезнь, работать как прежде и даже еще больше
10. Я чувствую, что моя болезнь гораздо тяжелее, чем это могут определить врачи
11. Я здоров, и болезни меня не беспокоят
12. Моя болезнь протекает совершенно необычно — не так, как у других, и поэтому требует особого внимания
13. Моя болезнь меня раздражает, делает нетерпеливым, вспыльчивым
-537-
14. Я знаю, по чьей вине я заболел, и не прощу этого никогда
15. Я всеми силами стараюсь не поддаваться болезни
0. Ни одно из определений ко мне не подходит
ОТНОШЕНИЕ К ЛЕЧЕНИЮ
1. Избегаю всякого лечения — надеюсь, что организм сам переборет болезнь, если о ней поменьше думать
2. Меня пугают трудности и опасности, связанные с предстоящим лечением
3. Я был бы готов на самое мучительное и даже опасное лечение, только бы избавиться от болезни
4. Я не верю в успех лечения и считаю его напрасным
5. Я ищу новые способы лечения, но, к сожалению, во всех них постоянно разочаровываюсь
6. Считаю, что мне назначают много ненужных лекарств, процедур, меня уговаривают на никчемную операцию
7. Всякие новые лекарства, процедуры и операции вызывают у меня бесконечные мысли об осложнениях и опасностях, с ними связанных.
8. От лечения мне становится только хуже
9. Лекарства и процедуры нередко оказывают на меня такое необычное действие, что это изумляет врачей
10. Считаю, что среди применяющихся способов лечения есть настолько вредные, что их следовало бы запретить
11. Считаю, что меня лечат неправильно
12. Я ни в каком лечении не нуждаюсь
13. Мне надоело бесконечное лечение, хочу только, чтобы меня оставили в покое
14. Я избегаю говорить о лечении с другими людьми
15. Меня раздражает и озлобляет, когда лечение не дает улучшения
0. Ни одно из определений ко мне не подходит
ОТНОШЕНИЕ К ВРАЧАМ И МЕДПЕРСОНАЛУ
1. Главным во всяком медицинском работнике я считаю внимание к больному
2. Я хотел бы лечиться у такого врача, у которого большая
известность
3. Считаю, что заболел больше всего по вине врачей
- 538 -
4. Мне кажется, что врачи мало что понимают в моей болезни и только делают вид, что лечат
5. Мне все равно кто и как меня лечит
6. Я часто беспокоюсь о том, что не сказал врачу что-то важное, что может повлиять на успех лечения
7. Врачи и медперсонал нередко вызывают у меня неприязнь
8. Я обращаюсь то к одному то к другому врачу, так как не уверен в успехе лечения
9. С большим уважением я отношусь к медицинской профессии
10. Я не раз убеждался, что врачи и медперсонал невнимательны и недобросовестно выполняют свои обязанности
П. Я бываю нетерпеливым и раздражительным с врачами и персоналом и потом сожалею об этом
12. Я здоров и в помощи врачей не нуждаюсь
13. Считаю, что врачи и медперсонал на меня попусту тратят время
0. Ни одно из определений мне не подходит
ОТНОШЕНИЕ К РОДНЫМ И БЛИЗКИМ
1. Я настолько поглощен мыслями о моей болезни, что дела близких меня перестали волновать
2. Я стараюсь родным и близким не показывать виду как я болен, чтобы не омрачать им настроения
3. Близкие напрасно хотят сделать из меня тяжелобольного
4. Меня одолевают мысли, что из-за моей болезни моих близких ждут трудности и невзгоды
5. Мои родные не хотят понять тяжести моей болезни и не сочувствуют моим страданиям
6. Близкие не считаются с моей болезнью и хотят жить в свое удовольствие
7. Я стесняюсь своей болезни даже перед близкими
8. Из-за болезни потерялся всякий интерес к делам и волнениям близких и родных
9. Из-за болезни я стал в тягость близким
10. Здоровый вид и беззаботная жизнь близких вызывают у меня неприязнь
11. Я считаю, что заболел из-за моих родных
12. Я стараюсь поменьше доставлять тягот и забот моим близким из-за моей болезни
0. Ни одно из определений ко мне не подходит
-539-
ОТНОШЕНИЕ К РАБОТЕ (УЧЕБЕ)
1. Болезнь делает меня никуда не годным работником (не способным учиться)
2. Я боюсь, что из-за болезни я лишусь хорошей работы (придется уйти из хорошего учебного заведения)
3. Моя работа (учеба) стала для меня совершенно безразличной
4. Из-за болезни мне стало не до работы (не до учебы)
5. Все время беспокоюсь, что из-за болезни могу допустить оплошность на работе (не справиться с учебой)
6. Считаю, что болезнь моя из-за того, что работа (учеба) причинили вред моему здоровью
7. На работе (по месту учебы) совершенно не считаются с моей болезнью и даже придираются ко мне
8. Не считаю, что болезнь может помешать моей работе (учебе)
9. Я стараюсь, чтобы на работе (по месту учебы) поменьше бы знали и говорили о моей болезни
10. Я считаю, что несмотря на болезнь, надо продолжать работу (учебу)
11. Болезнь сделала меня на работе (на учебе) неусидчивым и
нетерпеливым
12. На работе (за учебой) я стараюсь забыть о своей болезни
13. Все удивляются и восхищаются тем; что я успешно работаю (учусь) несмотря на болезнь
14. Мое здоровье не мешает мне работать (учиться) там, где я хочу
0. Ни одно из определений ко мне не подходит
ОТНОШЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩИМ
1. Мне теперь все равно кто меня окружает и кто около меня
2. Мне хочется только, чтобы окружающие оставили меня в покое
3. Когда я заболел все обо мне забыли
4. Здоровый вид и жизнерадостность окружающих вызывают у меня раздражение
5. Я стараюсь, чтобы окружающие не замечали моей болезни
6. Мое здоровье не мешает мне общаться с окружающими, сколько мне хочется
7. Мне бы хотелось, чтобы окружающие испытали на себе, как тяжело болеть
8. Мне кажется, что окружающие сторонятся меня из-за моей
болезни
9. Окружающие не понимают моей болезни и моих страданий
10. Моя болезнь и то, как я ее переношу, удивляют и поражают окружающих
11. С окружающими я стараюсь не говорить о моей болезни
12. Мое окружение довело меня до болезни, и я этого не прощу
13. Среди окружающих я теперь вижу, как много людей страдают от болезней
14. Общение с людьми мне теперь стало быстро надоедать и даже раздражает меня
15. Моя болезнь не мешает мне иметь друзей
0. Ни одно из определений ко мне не подходит
ОТНОШЕНИЕ К ОДИНОЧЕСТВУ
1. Предпочитаю одиночество, потому что одному мне становится легче
2. Я чувствую, что болезнь обрекает меня на полное одиночество
3. В одиночестве я стараюсь найти какую-нибудь интересную и нужную работу
4. В одиночестве меня начинают особенно преследовать нерадостные мысли о болезни, осложнениях, предстоящих страданиях
5. Часто, оставшись наедине, я скорее успокаиваюсь: люди меня стали сильно раздражать
6. Стесняясь болезни, я стараюсь отдалиться от людей, а в одиночестве скучаю по людям
7. Избегаю одиночества, чтобы не думать о своей болезни
8. Мне стало все равно: что быть среди людей, что оставаться в одиночестве
9. Желание побыть одному зависит у меня от обстоятельств и настроения
10. Я боюсь оставаться в одиночестве из-за опасений, связанных с болезнью
0. Ни одно из определений ко мне не подходит.
ОТНОШЕНИЕ К БУДУЩЕМУ
1. Болезнь делает мое будущее печальным и унылым
2. Мое здоровье не дает пока никаких оснований беспокоиться за будущее
-541-
3. Я всегда надеюсь на счастливое будущее, даже в самых отчаянных положениях
4. Не считаю, что болезнь может существенно отразиться на моем будущем
5. Аккуратным лечением и соблюдением режима я надеюсь добиться улучшения здоровья в будущем
6. Свое будущее я целиком связываю с успехом в моей работе (учебе)
7. Мне стало безразлично, что станет со мной в будущем
8. Из-за моей болезни я в постоянной тревоге за мое будущее
9. Я уверен, что в будущем вскроются ошибки и халатность тех, из-за кого я заболел
10. Когда я думаю о своем будущем, меня охватывают тоска и раздражение на других людей
11. Из-за болезни я очень тревожусь за свое будущее 0. Ни одно из определений ко мне не подходит.
РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК
Ф.И.О.____________
Возраст ___________
Пол м \ ж
Самочувствие 123456789 10 11 0
Настроение 123456789 10 11 12 0
Сон и пробуждение ото сна 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 И 12 13 14 15 16 0
Аппетит и отношение к еде 123456789 10 0
Отношение к болезни 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 0
Отношение к лечению 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 0
Отношение к врачам и медперсоналу 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 0
Отношение к родным и близким 123456789 10 11 12 0
Отношение к работе (учебе) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 0
Отношение к окружающим 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 0
Отношение к одиночеству 123456789 10 0
Отношение к будущему 123456789 10 11 0
-542-
Обработка: за каждое совпадение выбранного ответа с нормативным (нормативы приведены ниже) начисляется один балл по тому или иному типу психического реагирования. Если в нормативном трафарете отмечены несколько типов на один ответ, то баллы начисляются по всем из них.
Нормативный трафарет:
Самочувствие | Настроение |
1. Т | 1.Ф |
2. З | 2.ННТЯ |
3.Г | 3.ООС |
4. П | 4.Г |
5. И | 5.ИЯ |
6. Н | 6.ТН |
7. Т | 7. А |
10. ТН | 10. П |
11. ТТО |
|
Сон и пробуждение | Аппетит и отношение |
ото сна | к еде |
3. ТНО | 1.С |
4. А | 2.ФП |
11. С | СЗ.И |
12. О | 5.3 |
15. О | 7.И |
| 8.Р |
| 9. И |
Отношение к болезни | Отношение к лечению |
1. Т | 10. П |
2. АА | 11. П |
3. ФФ | 14. Г |
4. С | 0. ЗФР |
5. | ОО |
6. | И |
7. | п |
8. | 3 |
9. | рр |
10. И |
|
-543-
11.3 |
|
|
12. ЯЯ |
|
|
13. НН |
|
|
14. П |
|
|
15. Г |
|
|
Отношение к врачам и медперсоналу | Отношение к родным и близким |
|
| ||
1.Г | 2.СР |
|
2. И | 5. И |
|
З.П | 7.Я |
|
8. Я | 12. ГРР |
|
9. Г |
|
|
10. НП |
|
|
Отношение к работе (учебе) | Отношение к окружающим
|
|
| ||
1.А | 6.ЗЗ |
|
5. С | 9.Я |
|
7.0 | 14. И |
|
8.Ф | 15. Г |
|
9.Р |
|
|
10. РР |
|
|
Отношение к одиночеству | Отношение к будущему |
|
1.АС | 1.АА |
|
5.НЯ | 2.3Ф |
|
9.ГФ | 4.33 |
|
10. СЯ | 5.ГГ |
|
0.Ф | 7.А |
|
8.ИСЯЯ | 9.П |
|
Интерпретация: заключение о преобладающем типе психического реагирования на заболевание делается на основании сравнения полученных при обработке данных испытуемого по всем типам реагирования с минимальными диагностическими числами. Диагностируются лишь те типы, которые оказываются равными или превышающими соответствующее минимальное диагностическое число.
-544-
Тип реагирования | Г | Т | И | м | А | н | О | С | я | ф | 3 | Р | П |
Минимальное диагностическое число | 7 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 5 | 5 | 6 | 3 |
Показатели испытуемого |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обозначения: Г — гармоничный, Т — тревожный, И — ипохондрический, М — меланхолический, А — апатический, Н — неврастенический, О — обсессивно-фобический, С — сенситивный, Я — эгоцентрический, Ф — эйфорический, 3 — анозогнозический, Р — эргопатический, П — паранойяльный.
- Менделевич в. Д. Клиническая (медицинская) психология
- Глава 1 методы исследования в клинической психологии
- Глава 2 клинические проявления психической нормы и патологии
- Глава 10 психологическое консультирование, психокоррекция и основы психотерапии
- Введение
- Глава 1 методы исследования в клинической психологии
- Клиническое интервьюирование
- Экспериментально-психологические (пато- и нейропсихологические) методы исследования Патопсихологические методы исследования.
- Патопсихологическая оценка нарушений внимания
- Патопсихологическая оценка нарушений памяти
- Патопсихологическая оценка нарушений восприятия
- Патопсихологическая оценка нарушений мышления
- Патопсихологическая оценка нарушений интеллекта
- Патопсихологическая оценка нарушений эмоций
- Патопсихологическая оценка индивидуально-психологических особенностей
- Экспериментальное нейропсихологическое исследование
- Оценка эффективности психокоррекционного и психотерапевтического воздействия
- Программированный контроль знаний:
- Глава 2 клинические проявления психической нормы и патологии Принципы разграничения психологических феноменов и психопатологических симптомов
- Диагностические принципы-альтернативы
- Болезнь-личность
- Нозос-патос
- Реакция-состояние-развитие
- Психотическое-непсихотическое
- Экзогенное-эндогенное-психогенное
- Дефект-выздоровление-хронификация
- Адаптация-дезадаптация, компенсация-декомпенсация
- Негативное-позитивное
- Феноменология клинических проявлений
- Программированный контроль знаний:
- Ощущения
- Восприятие
- Внимание
- Мышление
- Интеллект
- Сознание
- Психологические феномены и патопсихологические синдромы при психических заболеваниях
- Невротические расстройства
- Расстройства личности.
- Шизофрения
- Эпилептические психические расстройства
- Органические психические расстройства
- Программированный контроль знаний:
- Глава 4 психология индивидуальных различий
- Темперамент
- Классификация а.Томаса и с.Чесса:
- Характер
- Личность
- Структура личности (по к.К.Платонову)
- Программированный контроль знаний:
- Глава 5 психология больного Психическое реагирование на заболевание и психология соматически больного
- Возраст
- Профессия
- Особенности темперамента
- Особенности характера
- Особенности личности
- Психологические особенности больных с различными соматическими заболеваниями
- Онкологическая патология
- Акушерская и гинекологическая патология
- Терапевтическая патология
- Хирургическая патология
- Дефекты тела и органов чувств
- Программированный контроль знаний:
- Глава 6 психология лечебного взаимодействия
- Программированный контроль знаний:
- Неврозы
- Психосоматические расстройства и заболевания
- Программированный контроль знаний:
- Глава 8 психология девиантного поведения
- Агрессивное поведение
- Аутоагрессивное поведение
- Злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности
- Нарушения пищевого поведения
- Сексуальные девиации и перверсии
- Сверхценные психологические увлечения
- Сверхценные психопатологические увлечения
- Характерологические и патохарактерологические реакции
- Коммуникативные девиации
- Безнравственное и аморальное поведение
- Неэстетичное поведение
- Программированный контроль знаний:
- Глава 9 специальные разделы клинической психологии
- Возрастная клиническая психология* Социальные и биологические составляющие нормального и аномального развития человека
- Психические особенности и психосоматические расстройства в период новорожденности, младенчества и раннего детства
- Психические особенности и психосоматические расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста
- Психология и психопатология ранней юности
- Психологические особенности и психические расстройства лиц зрелого, пожилого и преклонного возраста
- Семейная клиническая психология
- Программированный контроль знаний:
- Вопрос 1. Понятие «зона ближайшего развития» предполагает, что:
- Вопрос 3. Психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь называются:
- Вопрос 5. Период зрелости возникает в возрасте:
- Глава 10 психологическое консультирование, психокоррекция и основы психотерапии
- Психологическое консультирование
- Психологическая коррекция
- Психотерапия
- Парапсихология и экстрасенсорное целительство
- Программированный контроль знаний:
- Приложения приложение к теме: «психология индивидуальных различий» Опросник Стреляу
- Тест Айзенка
- Характерологический опросник к. Леонгарда
- Приложение к теме: «психология больного» лоби (ленинградский опросник бехтеревского института)
- Приложение к теме: «невротические расстройства» Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (к.К. Яхин, д.М. Менделевич)
- Приложение к теме: «психология девиантного поведения» Патохарактерологический диагностический опросник (пдо)
- Приложение к теме: возрастная клиническая психология Тестовая оценка знаний юношеской психологии
- Ответы к программированному контролю
- Глава 1. «методы исследования в клинической психологии»
- Глава 2. «клинические проявления психической нормы и патологии»
- Глава 3. «психологическая и патопсихологическая характеристика познавательных психических процессов»
- Глава 4. «психология индивидуальных раз-личий»
- Глава 6. «психология лечебного взаимодействия»
- Глава 10. «психологическое консультирование, психокоррекция и основы психотерапии»
- Оглавление
- Глава 1. Методы исследования в клинической психологии..........................10
- Глава 2. Клинические проявления психической нормы и патологии................62
- Глава 9. Специальные разделы клинической психологии (в соавторстве с еа. Сахаровым)............417
- Глава 10. Психологическое консультирование, психокоррекция и основы психотерапии.............469