Приложение к теме: «психология девиантного поведения» Патохарактерологический диагностический опросник (пдо)
Применяется для оценки выраженности девйантных и делинк-вентных форм поведения, а также акцентуаций характера подростков.
Инструкция: испытуемому предлагается выбрать из каждого раздела не более 3-х утверждений, которые отражают его мнение, либо ответ № 0 и занести номера выбранных ответов в бланк.
-552-
САМОЧУВСТВИЕ
1. У меня почта всегда плохое самочувствие
2. Я всегда себя чувствую бодрым и полным сил
3. Недели хорошего самочувствия чередуются у меня с неделями, когда я чувствую себя плохо
4. Мое самочувствие часто меняется — иногда по несколько "раз в неделю
5. У меня почти всегда что-нибудь болит
6. Плохое самочувствие возникает у меня после огорчений и беспокойств
7. Плохое самочувствие появляется у меня от волнений и ожидания неприятностей
8. Я легко переношу боль и физические страдания
9. Мое самочувствие вполне удовлетворительно
10. У меня случаются приступы плохого самочувствия с раздражительностью и чувством тоски
П. Мое самочувствие очень зависит от того, как относятся ко
мне окружающие 12. Я очень плохо переношу боль и физические страдания и
очень их боюсь
0. Ни одно из определений ко мне не подходит
НАСТРОЕНИЕ
1. Как правило, настроение у меня очень хорошее
2. Мое настроение легко меняется от незначительных причин
3. У меня настроение портится от ожидания возможных неприятностей, беспокойства за близких, неуверенности в себе
4. Мое настроение очень зависит от общества, в котором я нахожусь
5. У меня почти всегда плохое настроение
6. Мое плохое настроение зависит от плохого самочувствия
7. Мое настроение улучшается, когда меня оставляют одного
8. У меня бывают приступы мрачной раздражительности, во время которых достается окружающим
9. У меня не бывает уныния и грусти, но может быть ожесточенность и гнев
10. Малейшие неприятности сильно огорчают меня
11. Периоды очень хорошего настроения сменяются у меня периодами плохого настроения
- 553 -
12. Мое настроение обычно такое же, как у окружающих меня людей
0. Ни одно из определений ко мне не подходит
СОН И СНОВИДЕНИЯ
1. Я сплю хорошо, а сновидениям значения не придаю
2. Сон у меня богат яркими сновидениями
3. Перед тем, как уснуть я люблю помечтать
4. Я плохо сплю ночью и чувствую сонливость днем
5. Я сплю мало, но встаю бодрым. Сны вижу редко
6. Сон у меня очень крепкий, но иногда бывают жуткие, кошмарные сновидения
7. У меня плохой и беспокойный сон и часто бывают мучительно-тоскливые сновидения
8. Бессонница у меня наступает периодически без особых причин
9. Я не могу спокойно спать, если утром надо вставать в определенный час
10. Если меня что-то расстроит, я долго не могу уснуть
11. Я часто вижу разные сны — то радостные, то неприятные
12. По ночам у меня бывают приступы страха
13. Мне часто снится, что меня обижают
14. Я могу свободно регулировать свой сон
0. Ни одно из определений ко мне не подходит
ПРОБУЖДЕНИЕ ОТО СНА
1. Мне трудно проснуться в назначенный час
2. Просыпаюсь с неприятной мыслью, что надо идти на работу или на учебу
3. В одни дни я встаю веселым и жизнерадостным, в другие — без всякой причины с утра угнетен и уныл
4. Я легко просыпаюсь, когда мне нужно
5. Утро для меня — самое тяжелое время суток
6. Часто мне не хочется просыпаться
7. Проснувшись, я нередко еще долго переживаю то, что видел во сне
8. Периодами я утром чувствую себя бодрым, периодами — разбитым
9. Утром я встаю бодрым и энергичным
10. С утра я более активен и мне легче работать, чем вечером
11. Нередко бывало, что, проснувшись, я не мог сразу сообразить, где я и что со мной
12. Я просыпаюсь с мыслью, что сегодня надо будет сделать
13. Проснувшись, я люблю полежать в постели и помечтать
0. Ни одно из определений ко мне не подходит
АППЕТИТ И ОТНОШЕНИЕ К ЕДЕ
1. Неподходящая обстановка, грязь и разговоры о неаппетитных вещах никогда не мешали мне есть
2. Периодами у меня бывает волчий аппетит, периодами ничего есть не хочется
3. Я ем очень мало, иногда долго ничего не ем,
4. Мой аппетит зависит от настроения: то ем с удовольствием, то нехотя и через силу
5. Я люблю лакомства и деликатесы
6. Нередко я стесняюсь есть при посторонних людях
7. У меня хороший аппетит, но я не обжора
8. Есть кушанья, которые вызывают у меня тошноту и рвоту
9. Я предпочитаю есть немного, но очень вкусное
10. У меня плохой аппетит
11. Я люблю сытно поесть
12. Я ем с удовольствием и не люблю ограничивать себя в еде
13. Я боюсь испорченной пищи и всегда тщательно проверяю ее свежесть и доброкачественность
14. Мне легко можно испортить аппетит
15. Еда меня интересует прежде всего как средство поддержать здоровье
16. Я стараюсь придерживаться диеты, которую сам разработал
17. Я плохо переношу голод — быстро слабею
18. Я знаю, что такое чувство голода, но не знаю, что такое аппетит
19. Еда не доставляет мне большого удовольствия
0. Ни одно из определений ко мне не подходит
ОТНОШЕНИЕ К СПИРТНЫМ НАПИТКАМ
1. Мое желание выпить зависит от настроения
2. Я избегаю пить спиртное, чтобы не проболтаться
3. Периодами я выпиваю охотно, периодами меня к спиртному не тянет
-555-
4. Люблю выпить в веселой хорошей компании
5. Я боюсь пить спиртное, потому что, опьянев, могу вызвать насмешки и презрение
6. Спиртное не вызывает у меня веселого настроения
7. К спиртному я испытываю отвращение
8. Спиртным я стараюсь заглушить приступ плохого настроения, тоски или тревоги
9. Я избегаю пить спиртное из-за плохого самочувствия и сильной головной боли впоследствии
10. Я не пью спиртного, так как это противоречит моим принципам
11. Спиртные напитки меня пугают
12. Выпив немного, я особенно ярко воспринимаю окружающий мир
13. Я выпиваю со всеми, чтобы не нарушать компанию
0. Ни одно из определений ко мне не подходит
СЕКСУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
1. Половое влечение меня мало беспокоит
2. Малейшая неприятность подавляет у меня половое влечение
3. Я предпочитаю жить мечтами о подлинном счастье, чем разочаровываться в жизни
4. Периоды сильного полового влечения чередуются у меня с периодами холодности и безразличия
5. В половом отношении я быстро возбуждаюсь, но быстро успокаиваюсь и охладеваю
6. При нормальной семейной жизни не существует никаких половых проблем
7. У меня сильное половое влечение, которое мне трудно сдерживать
8. Моя застенчивость мне очень сильно мешает
9. Измены бы я никогда не простил
10. Я считаю, что половое влечение нельзя сдерживать, иначе оно мешает плодотворной работе
П. Наибольшее удовольствие мне доставляет флирт и ухаживание
12. Я люблю анализировать свое отношение к половым проблемам, свое собственное влечение
13. Я нахожу ненормальности в своем половом влечении и стараюсь бороться с ними
-556-
14. Считаю, что половым проблемам не следует придавать большого значения
0. Ни одно из определений ко мне не подходит
ОТНОШЕНИЕ К ОДЕЖДЕ
1. Люблю костюмы яркие и броские
2. Считаю, что одетым надо всегда быть прилично, потому что «встречают по одежке»
3. Для меня главное, чтобы одежда была удобной, аккуратной и чистой
4. Люблю одежду модную или необычную, которая невольно привлекает взоры
5. Никогда не следую обшей моде, а ношу то, что мне самому понравилось
6. Люблю одеться так, чтобы было к лицу
7. Не люблю слишком модничать, считаю — надо одеваться как все
8. Часто беспокоюсь, что мой костюм не в порядке
9. Об одежде я мало думаю
10. Мне часто кажется, что окружающие осуждают меня за мой костюм
11. Предпочитаю темные и серые тона
12. Временами одеваюсь модно и ярко, временами своей одеждой не интересуюсь
0. Ни одно из определений ко мне не подходит
ОТНОШЕНИЕ К ДЕНЬГАМ
1. Нехватка денег меня раздражает
2. Деньги меня совершенно не интересуют
3. Очень огорчаюсь и расстраиваюсь, когда денег не хватает
4. Не люблю заранее рассчитывать все расходы, легко беру в долг, даже если знаю, что к сроку отдать мне будет трудно
5. Я очень аккуратен в денежных делах, и зная неаккуратность многих, не люблю давать в долг
6. Если у меня взяли в долг, я стесняюсь об этом напомнить
7. Я всегда стараюсь оставить деньги про запас на непредвиденные расходы
8. Деньги мне нужны только для того, чтобы как-нибудь прожить
9. Стараюсь быть бережливым, но не скупым, люблю тратить деньги с толком
10. Всегда боюсь, что мне не хватит денег, и очень не люблю брать в долг
11. Периодами я к деньгам отношусь легко и трачу их не задумываясь, периодами все пугаюсь остаться без денег
12. Я никогда и никому не позволю ущемлять меня в деньгах
0. Ни одно из определений ко мне не подходит
ОТНОШЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ
1. Очень боюсь остаться без родителей
2. Я считаю, что родителей надо уважать, даже если хранишь против них в сердце обиды
3. Люблю и привязан, но бывает, сильно обижаюсь и даже ссорюсь
4. В одни периоды мне кажется, что меня слишком сильно опекали, в другие — укоряю себя за непослушание и причиненные родным огорчения
5. Мои родители не дали мне того, что необходимо в жизни
6. Упрекаю их в том, что в детстве они недостаточно уделяли внимания моему здоровью
7. Очень люблю (любил) одного из родителей
8. Я люблю их, но не переношу, когда мною распоряжаются и командуют
9. Я очень люблю мать и боюсь, что с нею что-нибудь случится
10. Упрекаю себя за то, что недостаточно сильно люблю (любил) родителей
11. Они меня слишком притесняли и во всем навязывали свою волю
12. Мои родные меня не понимают и кажутся мне чужими
13. Я считаю себя виноватым перед ними
0. Ни одно из определений ко мне не подходит
ОТНОШЕНИЕ К ДРУЗЬЯМ
1. Мне не раз приходилось убеждаться, что дружат из выгоды
2. Хорошо себя чувствую с тем, что мне сочувствует
3. Для меня важен не один друг, а дружный коллектив
4. Я ценю такого друга, который умеет меня выслушать, приободрить, вселить уверенность, успокоить
-558-
5. О друзьях, с кем пришлось расстаться, я долго не скучаю и быстро нахожу новых
6. Я чувствую себя таким больным, что мне не до друзей
7. Моя застенчивость мешает мне подружиться с тем, с кем хотелось бы
8. Я легко завязываю дружбу, но часто разочаровываюсь и охладеваю
9. Я предпочитаю тех друзей, которые внимательны ко мне
10. Я сам выбираю себе друга и решительно бросаю его, если разочаровываюсь в нем
11. Я не могу себе найти друга по душе
12. У меня нет никакого желания иметь друга
13. Периодами я люблю большие дружеские компании, периодами избегаю их и ищу одиночества
14. Жизнь научила меня не быть слишком откровенным даже с друзьями
15. Люблю иметь много друзей и тепло отношусь к ним
0. Ни одно из определений ко мне не подходит
ОТНОШЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩИМ
1. Я окружен глупцами, невеждами и завистниками
2. Окружающие мне завидуют и потому ненавидят меня
3. В одни периоды мне хорошо с людьми, в другие периоды они меня тяготят
4. Я считаю, что самому не следует выделяться среди окружающих
5. Стараюсь жить так, чтобы окружающие не могли сказать обо мне ничего плохого
6. Мне кажется, что окружающие меня презирают и смотрят на меня свысока
7. Легко схожусь с людьми в любой обстановке
8. Больше всего со стороны окружающих я ценю внимание к себе
9. Я быстро чувствую хорошее или недоброжелательное отношение к себе и так же отношусь сам
10. Я легко ссорюсь, но быстро и мирюсь
11. Я часто подолгу размышляю, правильно или неправильно я что-нибудь сказал или сделал в отношении окружающих
12. Людское общество меня быстро утомляет и раздражает
13. От о кружающих я стараюсь держаться подальше
- 559 -
14. Я не знаю своих соседей и не интересуюсь ими
15. Мне часто кажется, что окружающие подозревают меня в чем-то плохом
16. Мне приходилось от окружающих терпеть много обид и обманов, и это всегда настораживает меня
17. Мне часто кажется, что окружающие смотрят на меня как на никчемного и ненужного человека
0. Ни одно из определений ко мне не подходит
ОТНОШЕНИЕ К НЕЗНАКОМЫМ ЛЮДЯМ
1. Я отношусь настороженно к незнакомым людям и невольно опасаюсь зла
2. Бывает, что совершенно незнакомый человек мне сразу внушает доверие и симпатию
3. Я избегаю новых знакомств
4. Незнакомые люди внушают мне беспокойство и тревогу
5. Прежде чем познакомиться, я всегда хочу узнать, что это за человек, что говорят о нем люди
6. Я никогда не доверяюсь незнакомым людям и не раз убеждался, что в этом я прав
7. Если незнакомые проявляют интерес ко мне, то и я с интересом отношусь к ним
8. Незнакомые люди меня раздражают, к знакомым я уже как-то привык
9. Я охотно и легко завожу новые знакомства
10. Временами я охотно знакомлюсь с новыми людьми, временами ни с кем знакомиться не хочется
11. В хорошем настроении я легко знакомлюсь, в плохом — избегаю знакомств
12. Я стесняюсь незнакомых людей и боюсь заговорить первым
0. Ни одно из определений ко мне не подходит
ОТНОШЕНИЕ К ОДИНОЧЕСТВУ
1. Я считаю, что всякий человек не должен отрываться от коллектива
2. В одиночестве я чувствую себя спокойнее
3. Я не переношу одиночества и всегда стремлюсь быть среди людей
-560-
4. Периодами мне Лучше среди людей, периодами предпочитаю одиночество
5. В одиночестве я размышляю или беседую с воображаемым собеседником
6. В одиночестве я скучаю по людям, а среди людей быстро устаю и ищу одиночества
7. Большей частью я хочу быть на людях, но иногда хочется побыть одному
8. Я не боюсь одиночества
9. Я боюсь одиночества и тем не менее так получается, что нередко оказываюсь в одиночестве
10. Я люблю одиночество
11. Одиночество я переношу легко, если только оно не связано с неприятностями
0. Ни одно из определений ко мне не подходит
ОТНОШЕНИЕ К БУДУЩЕМУ
1. Я мечтаю о светлом будущем, но боюсь неприятностей и неудач
2. Будущее кажется мне мрачным и бесперспективным ,
3. Я стараюсь жить так, чтобы будущее было хорошим
4. В будущем меня больше всего беспокоит мое здоровье
5. Я убежден, что в будущем исполнятся мои желания и планы
6. Не люблю много раздумывать о своем будущем
7. Мое Отношение к будущему часто и быстро меняется: то строю радужные планы, то будущее мне кажется мрачным
8. Я утешаю себя тем, что в будущем исполнятся все мои желания
9. Я всегда невольно думаю о возможных неприятностях и бедах, которые могут случиться в будущем
10. Мои планы на будущее я люблю разрабатывать в малейших деталях, и во всех деталях стараюсь их осуществить
11. Я уверен, что в будущем докажу всем свою правоту
12. Я живу своими мыслями, и меня мало волнует, каким в действительности окажется мое будущее
13. Периодами мое будущее кажется мне светлым, периодами — мрачным
0. Ни одно из определений ко мне не подходит
-561-
ОТНОШЕНИЕ К НОВОМУ
1. Периодами я легко переношу перемены в своей жизни и даже люблю их, но периодами начинаю их бояться и избегать
2. новое меня привлекает, но вместе с тем беспокоит и тревожит
3. Я люблю перемены в жизни — новые впечатления, новых людей, новую обстановку
4. У меня бывают моменты, когда я жадно ищу новые впечатления и новые знакомства, но бывает, когда я избегаю их
5. Я люблю сам придумывать новое, все переиначивать и делать по-своему, не так, как все
6. Новое меня привлекает, но часто быстро утомляет и надоедает
7. Не люблю всяких новшеств, предпочитаю раз установленный твердый порядок
8. Я боюсь перемен в жизни: новая обстановка меня пугает
9. Новое приятно, если только обещает для меня что-то хорошее
10. Меня привлекает лишь то новое, что соответствует моим принципам и интересам
0. Ни одно из определений ко мне не подходит
ОТНОШЕНИЕ К НЕУДАЧАМ
1. Свои неудачи я переживаю сам и ни у кого не ищу сочувствия и помощи
2. Периоды, когда я активно борюсь с неудачами, чередуются у меня с периодами, когда у меня от малейших неудач опускаются руки
3. Неудачи приводят меня в отчаяние
4. Неудачи вызывают у меня сильное раздражение, которое я изливаю на невинных
5. Если случается неудача, я всегда ищу, что же я сделал неправильно
6. Неудачи вызывают у меня протест и негодование и желание их преодолеть
7. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставляю его безнаказанным
-562-
8. При неудачах мне хочется убежать куда-нибудь подальше и не возвращаться
9. Бывает, что малейшие неудачи приводят меня в уныние, но бывает, что серьезные неприятности я переношу стойко
10. Неудачи меня угнетают, и я прежде всего виню самого себя
11. Неудачи меня не задевают, я не обращаю на них внимания
12. При неудачах я еще больше мечтаю о свершении своих желаний
13. Я считаю, что при неудачах нельзя отчаиваться
0. Ни одно из определений ко мне не подходит
ОТНОШЕНИЕ К ПРИКЛЮЧЕНИЯМ И РИСКУ
1. Люблю всякие приключения, даже опасные, охотно иду на риск
2. Я много раз взвешиваю все «за» и «против» и все никак не решаюсь рискнуть
3. Мне не до приключений, а рискую я только, если к этому принуждают обстоятельства
4. Я не люблю приключений и избегаю риска
5. Я люблю мечтать о приключениях, но не ищу их в жизни
6. Временами я люблю приключения и часто рискую, но временами приключения и риск становятся мне не по душе
7. Приключения я люблю только веселые и те, что хорошо кончаются, а рисковать не люблю
8. Я специально не ищу приключений и риска, но иду на них, когда этого требует мое дело
9. Приключения и риск меня привлекают, если в них мне достается первая роль
10. Бывает, что риск и азарт меня совершенно опьяняют
0. Ни одно из определений ко мне не подходит
ОТНОШЕНИЮ К ЛИДЕРСТВУ
1. Я могу идти впереди других в рассуждениях, но не в действиях
2. Я люблю быть первым в компании, руководить и направлять других
3. Я люблю опекать кого-либо одного, кто мне понравится
4. Я всегда стремлюсь учить людей правилам и порядку
- 563 -
5. Одним людям я нехотя подчиняюсь, другими командую сам
6. Периодами я люблю «задавать тон», быть первым, но периодами мне это надоедает
7. Я люблю быть первым там, где меня любят; бороться за первенство я не люблю
8. Я не умею командовать другими
9. Я не люблю командовать людьми — ответственность меня пугает
10. Всегда находятся люди, которые слушаются меня и признают мой авторитет
11. Я люблю быть первым, чтобы мне подражали, за мной бы следовали
12. Я охотно следую за авторитетными людьми
0. Ни одно из определений ко мне не подходит
ОТНОШЕНИЕ К КРИТИКЕ И ВОЗРАЖЕНИЯМ
1. Я не слушаю возражений и критики и всегда думаю и делаю по-своему
2. Слушая возражения и критику, я ищу довода в свое оправдание, но не всегда решаюсь его высказать
3. Возражения и критика меня особенно раздражают, когда я устал и плохо себя чувствую
4. Критика и осуждения в мой адрес лучше равнодушия и пренебрежения ко мне
5. Не люблю, когда меня критикуют и мне возражают — сержусь и не всегда могу сдержать свой гнев
6. Когда меня критикуют или мне возражают, это меня сильно огорчает и приводит в уныние
7. От критиков мне хочется убежать подальше
8. В одни периоды критику и возражения переношу легко, в другие — очень болезненно
9. Возражения и критика меня очень огорчает, если они резкие и грубые по форме, даже если они качаются мелочей
10. Я не слышал еще справедливой критики в свой адрес или справедливых возражений моим доводам
11. Я стараюсь правильно реагировать на критику
12. Я убедился, что критикуют обычно только для того, чтобы тебе напакостить или самим выдвинуться
13. Если меня критикуют или мне возражают, мне всегда начинает казаться, что другие правы, а я — нет
0. Ни одно из определений ко мне не подходит
-564-
ОТНОШЕНИЕ К ОПЕКЕ И НАСТАВЛЕНИЯМ
1. Я слушаю наставления только тех, кто имеет на это право
2. Я охотно слушаю те наставления, которые касаются моего здоровья
3. Не выношу, когда меня опекают и за меня все решают
4. Я не нуждаюсь в наставлениях
5. Я охотно слушаюсь того, кто, знаю, меня любит
6. Я стараюсь слушать полезные наставления, но это не всегда у меня получается
7. Временами все наставления пролетают мимо моих ушей, а временами я ругаю себя за то, что не слушал их раньше
8. Совершенно не переношу наставления, если они делаются начальственным тоном
9. Я внимательно слушаю наставления и не противлюсь, когда меня опекают
10. Я охотно слушаю те наставления, что мне приятны, и не переношу тех, что мне не по душе
11. Я люблю, когда обо мне заботятся, но не люблю, чтобы мною командовали
12. Я не решаюсь прервать даже вовсе никчемные для меня наставления или избавиться от ненужного для меня покровительства
13. Наставления вызывают у меня желание делать все наоборот
14. Я допускаю опеку над собой в повседневной жизни, но не над моим душевным миром
0. Ни одно из определений ко мне не подходит
ОТНОШЕНИЕ К ПРАВИЛАМ И ЗАКОНАМ
1. Когда правила и законы мне мешают, это вызывает у меня раздражение
2. Всегда считаю, что для интересного и заманчивого дела всякие правила и законы можно обойти
3. Логически обоснованные правила я стараюсь соблюдать
4. Я часто боюсь, что меня по ошибке примут за нарушителя законов
5. Ужасно не люблю всякие правила, которые меня стесняют
6. Периоды, когда я не очень слежу за тем, чтобы соблюдать все правила и законы, чередуются с периодами, когда я упрекаю себя за недисциплинированность
7. Всякие правила и распорядки вызывают у меня желание нарочно их нарушать
8. Правила и законы я всегда соблюдаю
9. Всегда слежу за тем, чтобы все соблюдали правила
10. Часто упрекаю себя за то, что нарушал правила и не строго соблюдал законы
11. Я стремлюсь соблюдать правила и законы, но это не всегда мне удается
12. Строго следую тем правилам, которые считаю справедливыми, борюсь с теми, которые считаю несправедливыми
0. Ни одно из определений ко мне не подходит
ОЦЕНКА СЕБЯ В ДЕТСТВЕ
1. В детстве я был робким и плаксивым
2. Очень любил сам сочинять всякие сказки и фантастические истории
3. В детстве я избегал шумных подвижных игр
4. Я был как все дети и ничем не отличался от моих сверстников
5. Периодами мне кажется, что в детстве я был живым и веселым, периодами начинаю думать, что был очень непослушным и беспокойным
6. Я с детства был самостоятельным и решительным
7. В детстве я был веселым и отчаянным
8. В детстве я был обидчивым и чувствительным
9. В детстве я был очень непоседливым и болтливым
10. В детстве я был таким же, как сейчас: меня легко было огорчить, но легко успокоить и развеселить
11. С детства я стремился к аккуратности и порядку
12. В детстве я любил играть один или смотреть издали, как играют другие дети
13. В детстве я больше любил беседовать со взрослыми, чем играть с ровесниками
14. В детстве я был капризным и раздражительным
15. В детстве я плохо спал и плохо ел
0. Ни одно из определений ко мне не подходит
ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ
1. Любил вместо школьных занятий отправиться с приятелями погулять или сходить в кино
-566-
2. Сильно переживал замечания и отметки, которые меня не удовлетворяли
3. В младших классах любил школу, потом она стала меня тяготить
4. Периодами любил школу, периодами она мне начинала надоедать
5. Не любил школу, потому что все педагоги относились ко мне несправедливо
6. Школьные занятия меня очень сильно утомляли
7. Больше всего любил школьную самодеятельность
8. Любил школу, потому что там была веселая компания
9. Стеснялся ходить в школу: боялся насмешек и грубости
10. Очень не любил физкультуры
11. Посещал школу регулярно и всегда активно участвовал в общественной работе
12. Школьная обстановка меня очень тяготила
13. Старался аккуратно выполнять все задания
0. Ни одно из определений ко мне не подходит
ОЦЕНКА СЕБЯ В ДАННЫЙ МОМЕНТ
1. Мне не хватает холодной рассудительности
2. Временами я доволен собой, временами ругаю себя за нерешительность и вялость
3. Я слишком мнителен, без конца тревожусь и беспокоюсь обо всем
4. Я не виновен в том, что возбуждаю зависть у других
5. Мне не хватает усидчивости и терпения
6. Считаю, что я ничем не отличаюсь от большинства людей
7. Мне не хватает решительности
8. Я не вижу у себя больших недостатков
9. В хорошие минуты я вполне доволен собой, в минуты дурного настроения мне кажется, что мне не хватает то одного, то другого качества
10. Я слишком раздражителен
11. Другие находят у меня крупные недостатки, я считаю, что они преувеличивают
12. Я страдаю от того, что меня не понимают
13. Я чрезмерно чувствителен и обидчив
0. Ни одно из определений ко мне не подходит
Обработка: используя приведенные ниже коды, производится оценка тех или иных особенностей испытуемого.
-567-
| ||||||||||
Самочувствие |
| Настроение |
| Сон и сновидения | ||||||
1 | А |
|
| 1 | ГН |
|
| 1 | ГН |
|
2 | Г | d |
| 2 | П | Г |
| 2 |
| Э |
3 | Ц |
|
| 6 | ЦА |
|
| 3 | К |
|
4 | П |
|
| 7 | Ш |
|
| 4 | Ad | В |
5 | АА |
|
| 10 | СЛ | Д |
| 5 |
| Ц |
8 | Ц |
|
| 11 | Т |
|
| 6 | Ц |
|
9 | НН |
|
| 12 |
| d |
| 7 | А |
|
10 |
| С |
|
|
|
|
| 10 | ЛА |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 14 |
| А |
| ||||||||||
Пробуждение ото сна |
| Аппетит и отношение к себе |
| Отношение к спиртному | ||||||
1 | Э | Л |
| 1 | Ш |
|
| 1 | 2 | Ц |
2 |
| К |
| 2 | Т |
|
| 3 | 1 |
|
3 | Т |
|
| 3 | А | ЦЭ |
| 4 | ГТ + 2 | С- 1 |
4 | Ц |
|
| 5 | ЛЛП |
|
| 5 | -1 | 2 |
7 |
| Л |
| 6 | СТ |
|
| 6 | -1 | 1 |
8 | А |
|
| 11 | Н |
|
| 7 | С- 3 | ЦЛ 2 |
9 | НН |
|
| 16 |
| И |
| 8 | 1 |
|
11 | d |
|
| 17 | Ц |
|
| 9 | п |
|
12 | Ц |
|
|
|
|
|
| 10 | СШ -3 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
| 11 |
| И |
|
|
|
|
|
|
|
| 12 | Цd |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 13 | А | Л |
|
|
|
|
|
|
|
| 0 |
| ОЭ |
-568-
| ||||||||||
Сексуальные проблемы |
| Отношение к одежде |
| Отношение к деньгам | ||||||
1 | НН |
|
| 1 |
| АВ |
| 2 | Ц | ЭИД |
2 |
| Ц |
| 4 | ИИ | К |
| 4 | И |
|
5 |
| НН |
| 5 | АС |
|
| 6 | ЛА | И |
7 |
| KB |
| 6 | К |
|
|
|
|
|
8 |
| ИИ |
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
| ЛС |
|
|
|
|
|
|
|
|
13 | ТТТ | ГЛ |
|
|
|
|
|
|
|
|
14 | ЛИ |
|
|
|
|
|
| • |
|
|
Отношение к родителям |
| Отношение к друзьям |
| Отношение к окружающим | ||||||
1 | П |
|
| 1 | Д |
|
| 2 |
| Э |
3 | ЛЛВ |
|
| 3 | ГЦ |
|
| 7 | Г | С |
5 | Е | к |
| 4 | К |
|
| 10 | В | С |
8 | Е |
|
| 6 |
|
|
| 13 |
| п |
9 | ПП |
|
| 7 | СС |
|
| 16 | d |
|
11 | Е | глп |
| 12 | Д |
|
|
|
|
|
12 | ШЕ |
|
| 14 | Л |
|
|
|
|
|
13 | 3d |
|
| 15 | А |
|
|
|
|
|
0 | ОЕ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отношение к незнакомым |
| Отношение к одиночеству |
| Отношение к будущему | ||||||
1 | ЭЭ | г |
| 1 | н | ШШ |
| 5 | гг |
|
2 |
| ЭЭ |
| 2 | сш |
|
| 7 | п |
|
8 | Ц | ПП |
| 3 | гэн | СП |
| 8 | э |
|
9 | ГЦ | С |
| 4 | ЛА |
|
| 10 |
| п |
12 | СС |
|
| 5 |
| ЭИВ |
| 11 | d |
|
|
|
|
| 6 | d |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8 | Ш |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 11 | Л |
|
|
|
|
|
-569-
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
Отношение к новому |
| Отношение к неудачам |
| Отношение к риску | ||||||||||||||||||||
5 | Ш |
|
| 1 | ШВ | ПП |
| 1 | Г | СС | ||||||||||||||
6 |
| э |
| 2 |
| ЭЭ |
| 2 | С |
| ||||||||||||||
7 |
| ид |
| 3 | Э | В |
| 3 | С |
| ||||||||||||||
8 | d |
|
| 5 | И |
|
| 5 |
| ЭЭ | ||||||||||||||
9 | ЛЭ |
|
| 7 | 33d |
|
| 6 | В |
| ||||||||||||||
10 | ПШ |
|
| 8 |
| Л |
| 9 | Г |
| ||||||||||||||
|
|
|
| 10 | П | Ц |
| 10 |
| ЛН | ||||||||||||||
|
|
|
| 13 | К |
|
|
|
|
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||
Отношение к лидерству |
| Отношение к критике |
| Отношение к опеке | ||||||||||||||||||||
1 | ц |
|
| 1 | ШШ | К |
| 1 | ЦП |
| ||||||||||||||
4 |
| и |
| 5 | Е | л |
| 2 | ЭЭ |
| ||||||||||||||
7 | пп |
|
| 7 | Hed |
|
| 3 | ДЕ |
| ||||||||||||||
8 | лс |
|
| 8- | Т |
|
| 4 | Е |
| ||||||||||||||
9 |
| и |
| 9 | А |
|
| 6 | ЦП |
| ||||||||||||||
|
|
|
| 10 | Е | пп |
| 8 | Е |
| ||||||||||||||
|
|
|
| 11 | Ц | d |
| 9 |
| И | ||||||||||||||
|
|
|
| 12 | Е | И |
| 11 | ИИ |
| ||||||||||||||
|
|
|
| 0 | ОЕ | АО |
| 12 |
| И | ||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| 13 | Е |
| ||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| 14 | Е |
| ||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| 0 | ОЕ |
| ||||||||||||||
Отношение к правилам |
| Оценка себя в детстве |
| Отношение к школе |
| |||||||||||||||||||
1 | Е | К |
| 2 | Г |
|
| 1 | гэи |
|
| |||||||||||||
2 | ГГЕ | С |
| 4 | д | ц |
| 2 | э | ээн |
| |||||||||||||
4 | d | г |
| 7 | г | с |
| 3 | Ц |
|
| |||||||||||||
5 | Е | л |
| 8 | СС |
|
| 6 | d |
|
| |||||||||||||
7 | Е | ц |
| 10 | Л |
|
| 9 |
| и |
| |||||||||||||
8 |
| ddd |
| 11 |
| ИИ |
| 11 |
| Шш |
| |||||||||||||
9 |
| И |
| 12 |
| л |
| 13 | ц | d |
| |||||||||||||
10 | d |
|
| 13 | И |
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
11 | Л |
|
| 14 | ЭЭ | л |
|
|
|
|
| |||||||||||||
0 | ОЕ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
Оценка себя в данный момент |
| |||||||||||||||||||||||
1 |
| Г |
| |||||||||||||||||||||
2 | ТТ |
|
| |||||||||||||||||||||
3 | А |
|
| |||||||||||||||||||||
6 |
| пп |
| |||||||||||||||||||||
8 | эи | А |
| |||||||||||||||||||||
11 | d |
|
| |||||||||||||||||||||
12 | ШИ |
|
| |||||||||||||||||||||
13 | С |
|
| |||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Интерпретация: Типы акцентуаций характера
Г — гипертимный
Ц — циклотимный
Л — лабильный
А — астено-невротический
С — сенситивный
П — психастенический
Ш — шизоидный
Э — эпилептоидный
И — истероидный
Н — неустойчивый
К — конформный
Дополнительные показатели:
Д — показатель диссимуляции Т — показатель откровенности
В — показатель черт характера, присущих органическим психопатиям
Е — степень отражения реакции эмансипации в самооценке d — показатель психологической склонности к делинквентности
-571-
Определение степени конформности.
Если К=1 или К=0, то это свидетельствует о низкой конформности или даже о нонконформизме. В самооценке это наиболее присуще представителям шизоидного и истероидного типов. При К=2 или К=3 конформность умеренная, при К=4 и К=5 — средняя, а при К=6 и более — высокая.
Определение негативного отношения к исследованию.
Величина показателя 0, равная 6 и более баллам, свидетельствует о скрытом негативном отношении к исследованию. Надежность правильности диагностики типа при этом снижается.
Определение возможной склонности к диссимуляции.
Если показатель Д превышает показатель Т на 4 и более баллов, то это свидетельствует в пользу возможной диссимуляции. Констатация возможной диссимуляции снижает надежность диагностики типа и практически полностью исключает правильную диагностику типов Ц и К. Сам по себе высокий показатель Д, особенно если Д=6 и более балам, наиболее часто встречается у представителей типа Н.
Диагностика органической природы психопатии или акцентуации характера.
Указание на возможную органическую природу может быть получено с помощью индекса В (Brain minimal damage), если его величина равна 5 и более баллам. Показатель В<5 не исключает органического генеза, т.к. лишь у 45% органических психопатий показатель В=5 и более баллам. Обратная ошибка (В большее и равен) при отсутствии каких-либо признаков органического резидуума, черепно-мозговых травм, инфекций или тяжелых неироинтоксика-ций в анамнезе не превышает 8%. Высокий индекс В часто встречается также у представителей типа Э.
Оценка реакции эмансипации,
точнее ее отражение в самооценке, но не в поведении, проводится на основании показателя Е; если он равен 0 или 1 -= реакция
-572-
эмансипации слабая, если Е=2 или 3 — типы С и П не диагностируются независимо от числа баллов в их пользу, т.к. представителям этих типов выраженная реакция эмансипации не свойственна. Высокий показатель Е, равный 6 и более баллам, чаще всего встречается у представителей типов Ш и И. По-видимому, это связано с нередко присущим представителям этих типов нонконформизмом. Следует отметить, что у гипергимного типа реакция эмансипации нередко бывает сильно выражена в поведении, но ее отражение в самооценке гораздо более умеренное.
Оценка психологической склонности к делинквентности
на основании показателя d неодинакова для подростков мужского и женского пола и для представителей разных типов. В данном коде даны баллы для подростков мужского пола. Низкий балл делинквентности вовсе не свидетельствует об отсутствии склонности к ней (кроме случаев, где диагностирован тип С). Указанием на возможную склонность к делинквентности служит показатель d, если он равен 4 баллам и более. При типах Ш и Н склонность к делинквентности не может быть определена с помощью данного показателя. У представителей типа Ш этот показатель может быть весьма высоким безо всякой склонности к делинквентности. При типе Н он обычно низок, но представители этого типа не нуждаются в выявлении склонности к делинквентности с помощью особого показателя, т.к. в условиях безнажзорности они, как правило, обнаруживают делинквентное поведение.
Оценка психологической склонности с алкоголизации.
Цифровые баллы за выборы, сделанные по теме «Отношение к спиртным напиткам» в 1 и 2 исследованиях, суммируются алгебраически, т.е. с учетом знака. При суммарной величине +2 и выше можно говорить о наличии психологической склонности к употреблению спиртных напитков. Очень высокие показатели (+6 и выше) свидетельствуют не об интенсивной алкоголизации, а о стремлении демонстрировать свою склонность к вьшивкам (чаще встречается у представителей типа И). Отрицательная величина говорит об отсутствии психологической склонности к алкоголизации, величина, равная 0 или +1, является неопределенным результатом.
-573-
График
(знаком * отложены дополнительные баллы в пользу типа Ш,
1 балл за К=1 и 1 балл за d=6)
Для подсчета баллов суммируются баллы, полученные в 1 и во
2 исследованиях.
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
| * |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
| * |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
| X |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
| X |
|
|
|
|
|
|
|
|
| X |
5 |
|
|
|
|
|
| X |
|
|
|
|
| X |
|
|
| X |
4 |
|
| X |
| X | X | X | X |
| X |
|
| X |
|
| X | X |
3 | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X |
|
| X |
|
| X | X |
2 | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X |
|
| X |
|
| X | X |
1 | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X |
| г | ц | л | А | с | п |
| э | и | н | к | О | д | т | в | Е | d |
Дополнительные баллы, начисляемые но шкале объективной оценки.
Показатели по графику | Начисляем |
шкалы объективной оценки |
|
Г=0 или 1 | п, с |
Ц >6 | Л |
А>4 | Л |
П=0 или 1 | Н |
Н=0 или 1 | П |
К=0 | Ш, Ш, И |
К=1 | Ш |
Д>6 | Н |
т>д | п, п, ц |
В=5 | э |
В>6 | э, э |
Е>6 | ш, и |
d>5 | ш |
(знак > обозначает больше или равно)
-574-
Наличие ошибок в выборах (один и тот же номер выбора на одну тему в 1 и 2 исследованиях): за 1 ошибку Э
за 2 и более Э, Э
Опросник для выявления ранних признаков алкоголизма (К.К.Яхнн, В.Д.Менделевич)
Применяется с целью выявления признаков алкоголизма и бытовых форм пьянства.
Инструкция: испытуемый должен отметить знаком«+» те утверждения, с которыми согласен, знаком «—» те, с которыми не согласен.
1. Принято ли у Вас хранить в доме запасы спиртных напитков?
2. Легко ли Вас переспорить?
3. Откажитесь ли Вы от затеи выпить, если у Вас не хватит немного денег?
4. Верно ли, что нужно много доказательств для убеждения людей в какой-нибудь истине?
5. Приходилось ли Вам одалживать деньги на выпивку?
6. Верно ли, что большинство людей честны лишь из-за страха на обмане попасться?
7. Вы считаете, что Ваша семейная жизнь такая же хорошая, как у большинства Ваших знакомых?
8. Бывает ли, что Вас иногда подмывает затеять с кем-нибудь Драку?
9. Бывают ли у Вас периоды, когда Вы что-то делали, а потом не знали, что именно Вы делали?
10. Верно ли, что скандал из-за лишней рюмки часто разрушает семью?
11. Вам все равно, что о Вас думают другие?
12. Высчитаете, что «длинные» тосты мешают хорошему проведению застолья?
13. Верно ли, что жены сами часто виноваты в том, что их мужья много пьют?
14. Ваши родственники часто были настроены против Ваших знакомых?
15. Считаете ли Вы проявлением неуважения к компании, если человек отказывается от выпивки, ссылаясь на состояние своего здоровья?
-575-
16. Верно ли, что единственная интересная страница в газетах— это раздел юмора?
17. Глупо осуждать человека, обманувшего того, кто сам позволяет себя обманывать?
18. Оправдываете ли Вы начальство за выговор человеку, пришедшему на работу с похмелья после поминок?
19. Думаете ли Вы в разгар застолья о том, чтобы «припасти» спиртное на утро?
20. Приходилось ли Вам сожалеть (испытывать чувство неловкости) о своем поведении в нетрезвом виде, о котором Вы сами не помните?
21. Прежде чем что-нибудь сделать Вам обычно необходимо остановиться и подумать, даже если речь идет о мелочах?
22. Может ли умеренно пьющий человек случайно попасть в медвытрезвитель?
23. Ослабевает ли у Вас желание выпить после сытного обеда?
24. Считаете ли Вы, что будущее настолько неопределенно, что бессмысленно строить какие-либо серьезные планы?
25. Играете ли Вы в домино, в шашки во дворе после работы?
26. Меняют ли Ваше настроение мысли о предстоящей выпивке?
27. Опохмеляетесь ли Вы?
28. Бывает ли, чтобы Вы не помнили на утро то, что делали в нетрезвом виде накануне?
29. Ограничиваете ли Вы гостей в выпивке у себя дома?
30. Часто ли на следующий день после выпивки Вы плохо себя чувствуете?
31. Легко ли изменить мнение, если до этого оно казалось Вам окончательным?
32. Приходилось ли Вам изредка сожалеть о том, что не хватает выпивки?
33. Замечаете ли Вы, что стали более медлительны и вялы, нет прежней энергичности?
34. После сна Вы чувствуете себя усталым и «разбитым» (неот-дохнувшим)?
35. Замечаете ли Вы, что прежняя работа дается Вам труднее и требует больших усилий?
Обработка: выбранные ответы анализируют на основании диагностических таблиц, суммируя полученные баллы (коэффициенты) по всем вопросам.
- 576 -
Таблица диагностических коэффициентов
Вопрос | Да | Нет | Вопрос | Да | Нет |
1 | 2,6 | -1,1 | 18 | -3 | 2,6 |
2 | -2,6 | 0,4 | 19 | -8,1 | 1,5 |
3 | -1,3 | 1,3 | 20 | -5,3 | 8,8 |
4 | -2 | 1,5 | 21 | -3,4 | 4,8 |
5 | -9,5 | 35 | 22 | -3 | 5,1 |
б | -3 | 0,8 | 23 | -3,4 | 3,8 |
7 | 1 2,6 | -4,5 | 24 | -9 | 1,8 |
8 | 3,8 | 1,1 | 25 | -16 | 2,3 |
9 | -5,5 | 1,5 | 26 | -3,8 | 3 |
10 | -1,8 | 5,1 | 27 | -17 | 3,8 |
11 | -12,6 | 0,8 | 28 | -5,3 | 2,8 |
12 | -4,2 | 1,5 | 29 | -2 | 3,4 |
13 | 1,5 | -2 | 30 | -2,3 | 3,8 |
14 | -4,5 | 1,8 | 31 | -4,5 | 1,8 |
15 | -12,6 | 0,8 | 32 | -5,3 | 2,6 |
16 | -12 | 1,5 | 33 | -11 | 4,5 |
17 | -6 | 3,8 | 34 | -7 | 2,3 |
|
|
| 35 | -6 | 1,8 |
Интерпретация: уровень алкоголизма — ниже — 12,8 баллов; уровень бытового пьянства от + 12,8 до — 12,8; уровень здоровья — выше + 12,8 баллов.
-577-
- Менделевич в. Д. Клиническая (медицинская) психология
- Глава 1 методы исследования в клинической психологии
- Глава 2 клинические проявления психической нормы и патологии
- Глава 10 психологическое консультирование, психокоррекция и основы психотерапии
- Введение
- Глава 1 методы исследования в клинической психологии
- Клиническое интервьюирование
- Экспериментально-психологические (пато- и нейропсихологические) методы исследования Патопсихологические методы исследования.
- Патопсихологическая оценка нарушений внимания
- Патопсихологическая оценка нарушений памяти
- Патопсихологическая оценка нарушений восприятия
- Патопсихологическая оценка нарушений мышления
- Патопсихологическая оценка нарушений интеллекта
- Патопсихологическая оценка нарушений эмоций
- Патопсихологическая оценка индивидуально-психологических особенностей
- Экспериментальное нейропсихологическое исследование
- Оценка эффективности психокоррекционного и психотерапевтического воздействия
- Программированный контроль знаний:
- Глава 2 клинические проявления психической нормы и патологии Принципы разграничения психологических феноменов и психопатологических симптомов
- Диагностические принципы-альтернативы
- Болезнь-личность
- Нозос-патос
- Реакция-состояние-развитие
- Психотическое-непсихотическое
- Экзогенное-эндогенное-психогенное
- Дефект-выздоровление-хронификация
- Адаптация-дезадаптация, компенсация-декомпенсация
- Негативное-позитивное
- Феноменология клинических проявлений
- Программированный контроль знаний:
- Ощущения
- Восприятие
- Внимание
- Мышление
- Интеллект
- Сознание
- Психологические феномены и патопсихологические синдромы при психических заболеваниях
- Невротические расстройства
- Расстройства личности.
- Шизофрения
- Эпилептические психические расстройства
- Органические психические расстройства
- Программированный контроль знаний:
- Глава 4 психология индивидуальных различий
- Темперамент
- Классификация а.Томаса и с.Чесса:
- Характер
- Личность
- Структура личности (по к.К.Платонову)
- Программированный контроль знаний:
- Глава 5 психология больного Психическое реагирование на заболевание и психология соматически больного
- Возраст
- Профессия
- Особенности темперамента
- Особенности характера
- Особенности личности
- Психологические особенности больных с различными соматическими заболеваниями
- Онкологическая патология
- Акушерская и гинекологическая патология
- Терапевтическая патология
- Хирургическая патология
- Дефекты тела и органов чувств
- Программированный контроль знаний:
- Глава 6 психология лечебного взаимодействия
- Программированный контроль знаний:
- Неврозы
- Психосоматические расстройства и заболевания
- Программированный контроль знаний:
- Глава 8 психология девиантного поведения
- Агрессивное поведение
- Аутоагрессивное поведение
- Злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности
- Нарушения пищевого поведения
- Сексуальные девиации и перверсии
- Сверхценные психологические увлечения
- Сверхценные психопатологические увлечения
- Характерологические и патохарактерологические реакции
- Коммуникативные девиации
- Безнравственное и аморальное поведение
- Неэстетичное поведение
- Программированный контроль знаний:
- Глава 9 специальные разделы клинической психологии
- Возрастная клиническая психология* Социальные и биологические составляющие нормального и аномального развития человека
- Психические особенности и психосоматические расстройства в период новорожденности, младенчества и раннего детства
- Психические особенности и психосоматические расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста
- Психология и психопатология ранней юности
- Психологические особенности и психические расстройства лиц зрелого, пожилого и преклонного возраста
- Семейная клиническая психология
- Программированный контроль знаний:
- Вопрос 1. Понятие «зона ближайшего развития» предполагает, что:
- Вопрос 3. Психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь называются:
- Вопрос 5. Период зрелости возникает в возрасте:
- Глава 10 психологическое консультирование, психокоррекция и основы психотерапии
- Психологическое консультирование
- Психологическая коррекция
- Психотерапия
- Парапсихология и экстрасенсорное целительство
- Программированный контроль знаний:
- Приложения приложение к теме: «психология индивидуальных различий» Опросник Стреляу
- Тест Айзенка
- Характерологический опросник к. Леонгарда
- Приложение к теме: «психология больного» лоби (ленинградский опросник бехтеревского института)
- Приложение к теме: «невротические расстройства» Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (к.К. Яхин, д.М. Менделевич)
- Приложение к теме: «психология девиантного поведения» Патохарактерологический диагностический опросник (пдо)
- Приложение к теме: возрастная клиническая психология Тестовая оценка знаний юношеской психологии
- Ответы к программированному контролю
- Глава 1. «методы исследования в клинической психологии»
- Глава 2. «клинические проявления психической нормы и патологии»
- Глава 3. «психологическая и патопсихологическая характеристика познавательных психических процессов»
- Глава 4. «психология индивидуальных раз-личий»
- Глава 6. «психология лечебного взаимодействия»
- Глава 10. «психологическое консультирование, психокоррекция и основы психотерапии»
- Оглавление
- Глава 1. Методы исследования в клинической психологии..........................10
- Глава 2. Клинические проявления психической нормы и патологии................62
- Глава 9. Специальные разделы клинической психологии (в соавторстве с еа. Сахаровым)............417
- Глава 10. Психологическое консультирование, психокоррекция и основы психотерапии.............469