Нарушения пищевого поведения
Пищевое поведение человека оценивается как гармоничное (адекватное) или девиантное в зависимости от множества параметров, в частности, от места, занимаемого процессом приема пищи в иерархии ценностей индивида, от количественных и качественных показателей питания, от эстетики. Существенно влияние этнокульту-ральных факторов на выработку стереотипов пищевого поведения, особенно в период стресса. Извечным вопросом о ценности питания, становится вопрос о связи питания с жизненными целями («есть, чтобы жить или жить, чтобы есть»), учета роли пищевого поведения окружающих для становления некоторых личностных характеристик (например, гостеприимство).
Под пищевым поведением понимается ценностное отношение к пище и ее приему, стереотип питания в обыденных условиях и в ситуации стресса, ориентация на образ собственного тела и деятельность по его формированию.
Учитывая существенное влияние на оценку адекватности пищевого поведения транскультуральных особенностей человека, укажем, что значимость приема пищи в различных культурах и у людей разных национальностей различается. Так, в соответствии с дифференциально-аналитической концепцией N.Peseschkian, питание является одной из основных составляющих восточной психологической модели ценностей, в рамках которой вырабатывается собственный образ красоты тела (как правило, привлекательнее и здоровее рассматривается полный, упитанный человек с хорошим аппетитом) и отношение к тому, как и сколько ест ребенок или взрослый. Нормальным поведением в период стресса рассматривается повышение аппетита и усиленное питание («сначала поешь — потом поговорим о проблемах») и т.н. феномен «заедания стресса». На уровне бытовых отношений оценка высшей степени гостеприимства сопряжена с предоставлением большого количества продуктов питания. В западной психологической модели ценностей питание само по себе не является ценностью и гостеприимство не включает в обязательном порядке процесс питания. Ценностью является контроль за приемом пищи, ориентация на иные стандарты красоты и эстетики — стройность, худоба, спортивность в противовес упитанности в рамках восточной модели. В связи с подобными транс-культуральными разночтениями девиантное пищевое поведение в обязательном порядке должно учитывать этнокультуральный стереотип пищевого поведения окружения человека.
Основными нарушениями пищевого поведения считаются: нервная анорексия и нервная булимия. Общими для них являются такие параметры, как:
• озабоченность контролированием веса собственного тела
• искажение образа своего тела
• изменение ценности питания в иерархии ценностей
Нервная анорексня представляет собой расстройство, характеризующееся преднамеренным снижение веса, вызываемым и поддерживаемым самим индивидом. Отказ от пищи связан, как правило, с недовольством своей внешностью, избыточной, по мнению самого человека, полнотой. Учитывая тот факт, что определение объективных критериев полноты в значительной мере затруднено в связи с существованием эстетического компонента, приходится говорить о значимости параметра адекватности или неадекватности восприятия собственного тела («схемы тела»), ориентации на собственное мнение и представления о нем или рефлексию и реагирование на мнение референтной группы. Часто основой нервной анорексии служит искаженное восприятие себя и ложная интерпретация изменения отношения окружающих, основанного на патологическом изменении внешности. Данный синдром носит названии дисморфомантес-кого синдрома. Однако, формирование нервной анорексии возможно и вне данного синдрома.
Выделяют (М.В.Коркина) четыре стадии нервной анорексии: 1) инициальная; 2) активной коррекции, 3) кахексии и 4) редук-ции синдрома. В инициальной стадии индивид выражает недовольство преимущественно избыточной, по его мнению, полнотой либо всей фигуры, либо отдельных частей тела (живота, бедер, щек). Он ориентируется на выработанный идеал, стремятся к похуданию с целью подражания кому-либо из ближайшего окружения или популярным людям. На стадии активной коррекции, когда нарушения пищевого поведения становятся очевидными для окружающих и происходит становление девиантного поведения, индивид начинает прибегать к различным способам похудания. Прежде всего он выбирает ограничительный пищевой стереотип, исключая из пищевого рациона отдельные высококалорийные продукты, склоняется с соблюдению строгой диеты, начинает использовать различные физические упражнения и тренинги, принимает большие дозы слабительных средств, использует клизмы, искусственно вызывает рвоту с целью освобождения желудка от только что съеденной пищи. Ценность питания снижается до максимума, при этом индивид не способен контролировать свое речевое поведение и постоянно в общении возвращается к теме похудания, обсуждения диет и тренингов. На стадии кахексии могут появляться признаки дистрофии: снижение массы тела, сухость и бледность кожных покровов и иные симптомы.
Диагностическими критериями нервной анорексии являются:
а) снижение на 15% и сохранение на сниженном уровне массы тела или достижения индекса массы тела Кветелета 17,5 баллов (индекс определяется соотношением веса тела в килограммах к квадрату роста в метрах).
б) искажение образа своего тела в виде страха перед ожирением.
в) намеренность избегания пищи, способной вызвать увеличение массы тела.
Нарушение пищевого поведения в виде синдрома нервной анорексии встречается, как правило, при двух типах девиантного поведения: патохарактерологаческом и психопатологическом. В рамках первого нарушения пищевого поведения обусловлены особенностями характера человека и его реагированием на отношение со стороны Сверстников, при втором — синдром нервной анорексии формируется на базе иных психопатологических расстройств (дисмор-фоманического, ипохондрического, симптмокомплексов) в структуре шизофренических или иных психотических расстройств.
Нервная булимия характеризуется повторяющимися приступами переедания, невозможностью даже короткое время обходиться без пищи и чрезмерной озабоченностью контролированием веса тела, что приводит человека к принятию крайних мер для смягчения «полнящего» влияния съеденной пищи. Индивид ориентирован на пищу, он планирует собственную жизнь, основываясь на возмож-
-384-
ности принять пищу в нужное время и в необходимом для него количестве. Ценность данной стороны жизни выходит на передний план, подчиняя себе все остальные ценности. При этом отмечается амбивалентное отношение к приему пищу: желание есть большое количество пищи сочетается с негативным, самоуничижаюшим отношением к себе и своей «слабости».
Выделяется несколько диагностических критериев нервной бу-лимии:
а) постоянная озабоченность едой и непреодолимая тяга к пищи даже в условиях ощущения сытости.
б) попытки противодействовать эффекту ожирения от съедаемой пищи с помощью таких приемов, как: вызывание рвоты, злоупотребление слабительными средствами, альтернативные периоды голодания, использование препаратов подавляющих аппетит.
в) навязчивый страх ожирения.
Как видно из клинических описаний, нервная анорексия и нервная булимия имеют ряд общих черт, вследствие чего можно говорить о едином комплексе нарушений пищевого поведения. Однако, нервная булимия в отличие от анорексии может входит в структуру аддиктивного типа девиантного поведения. Если отказ от пищи играет роль болезненного противостояния реальности (существенный параметр патохарактерологического и психопатологического типов отклоняющегося поведения), то непреодолимое влечение к пищу может отражать как противостояние (в частности, снятие симптомов тревоги, депрессии при невротических расстройствах), так и уход от реальности. При аддиктивном поведении повышение ценности процесса питания и переедание становится единственным удовольствием в скучной, однообразной жизни. Человек избирает для себя питание, как альтернативу повседневной жизни с ее требованиями, обязанностями, регламентациями. У него формируется феномен «жажды острых ощущений» в виде изменения пищевого поведения. К примеру, такой индивид может получать новые необычные ощущения от количества и качества пиши, сочетания несочетаемых ингредиентов (огурцов с медом, торта с горчицей). Мотивом становится бегство от «опостылевшей» реальности в мир вечного «пищевого удовольствия».
Еще одной разновидностью нарушений пищевого поведения является стремление поедать несъедобные предметы. Как правило, такой тип поведения встречается лишь при психических заболеваниях или грубой патологии характера, хотя не исключено его появление в рамках делинквентного поведения с целью симуляции соматичес-
-385-
кой болезни и достижения какой-либо цели. При психопатологическом типе девиантного поведения отмечается, например, поедание испражнений (копрофагия), ногтей (онихофагия), при делинквентном — заглатывание металлических предметов (монет, булавок, гвоздей).
Извращение вкуса как нарушение пищевого поведения встречается при многих физиологических состояниях человека. В частности, при беременности у женщины появляется тяга к острой, соленой пище или определенному конкретному блюду. Изменение отношения к ряду продуктов с формированием измененного пищевого поведения возможно при заболеваниях головного мозга.
В рамках патохарактерологического типа девиантного поведения изменения пищевого поведения могут носить характер неэстетичности. Человек, к примеру, может неэстетично есть (чавкать, хлюпать, причмокивать при еде), быть неаккуратным и нечистоплотным (есть немытые продукты, пить грязную воду) или, наоборот, быть повышенно брезгливым даже по отношению к близких родственникам (категорически отказывать доедать или допивать за ребенком в случаях голода и отсутствия иной пищи или жидкости), не уметь использовать или игнорировать применение столовых приборов. К стереотипам пищевого девиантного поведения относят также скорость принятия пищи. Отмечаются две крайности: очень замедленное принятие и сверхбыстрое торопливое заглатывание пищи, которые могут быть обусловлены семейными традициями или свойствами темперамента.
- Менделевич в. Д. Клиническая (медицинская) психология
- Глава 1 методы исследования в клинической психологии
- Глава 2 клинические проявления психической нормы и патологии
- Глава 10 психологическое консультирование, психокоррекция и основы психотерапии
- Введение
- Глава 1 методы исследования в клинической психологии
- Клиническое интервьюирование
- Экспериментально-психологические (пато- и нейропсихологические) методы исследования Патопсихологические методы исследования.
- Патопсихологическая оценка нарушений внимания
- Патопсихологическая оценка нарушений памяти
- Патопсихологическая оценка нарушений восприятия
- Патопсихологическая оценка нарушений мышления
- Патопсихологическая оценка нарушений интеллекта
- Патопсихологическая оценка нарушений эмоций
- Патопсихологическая оценка индивидуально-психологических особенностей
- Экспериментальное нейропсихологическое исследование
- Оценка эффективности психокоррекционного и психотерапевтического воздействия
- Программированный контроль знаний:
- Глава 2 клинические проявления психической нормы и патологии Принципы разграничения психологических феноменов и психопатологических симптомов
- Диагностические принципы-альтернативы
- Болезнь-личность
- Нозос-патос
- Реакция-состояние-развитие
- Психотическое-непсихотическое
- Экзогенное-эндогенное-психогенное
- Дефект-выздоровление-хронификация
- Адаптация-дезадаптация, компенсация-декомпенсация
- Негативное-позитивное
- Феноменология клинических проявлений
- Программированный контроль знаний:
- Ощущения
- Восприятие
- Внимание
- Мышление
- Интеллект
- Сознание
- Психологические феномены и патопсихологические синдромы при психических заболеваниях
- Невротические расстройства
- Расстройства личности.
- Шизофрения
- Эпилептические психические расстройства
- Органические психические расстройства
- Программированный контроль знаний:
- Глава 4 психология индивидуальных различий
- Темперамент
- Классификация а.Томаса и с.Чесса:
- Характер
- Личность
- Структура личности (по к.К.Платонову)
- Программированный контроль знаний:
- Глава 5 психология больного Психическое реагирование на заболевание и психология соматически больного
- Возраст
- Профессия
- Особенности темперамента
- Особенности характера
- Особенности личности
- Психологические особенности больных с различными соматическими заболеваниями
- Онкологическая патология
- Акушерская и гинекологическая патология
- Терапевтическая патология
- Хирургическая патология
- Дефекты тела и органов чувств
- Программированный контроль знаний:
- Глава 6 психология лечебного взаимодействия
- Программированный контроль знаний:
- Неврозы
- Психосоматические расстройства и заболевания
- Программированный контроль знаний:
- Глава 8 психология девиантного поведения
- Агрессивное поведение
- Аутоагрессивное поведение
- Злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности
- Нарушения пищевого поведения
- Сексуальные девиации и перверсии
- Сверхценные психологические увлечения
- Сверхценные психопатологические увлечения
- Характерологические и патохарактерологические реакции
- Коммуникативные девиации
- Безнравственное и аморальное поведение
- Неэстетичное поведение
- Программированный контроль знаний:
- Глава 9 специальные разделы клинической психологии
- Возрастная клиническая психология* Социальные и биологические составляющие нормального и аномального развития человека
- Психические особенности и психосоматические расстройства в период новорожденности, младенчества и раннего детства
- Психические особенности и психосоматические расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста
- Психология и психопатология ранней юности
- Психологические особенности и психические расстройства лиц зрелого, пожилого и преклонного возраста
- Семейная клиническая психология
- Программированный контроль знаний:
- Вопрос 1. Понятие «зона ближайшего развития» предполагает, что:
- Вопрос 3. Психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь называются:
- Вопрос 5. Период зрелости возникает в возрасте:
- Глава 10 психологическое консультирование, психокоррекция и основы психотерапии
- Психологическое консультирование
- Психологическая коррекция
- Психотерапия
- Парапсихология и экстрасенсорное целительство
- Программированный контроль знаний:
- Приложения приложение к теме: «психология индивидуальных различий» Опросник Стреляу
- Тест Айзенка
- Характерологический опросник к. Леонгарда
- Приложение к теме: «психология больного» лоби (ленинградский опросник бехтеревского института)
- Приложение к теме: «невротические расстройства» Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (к.К. Яхин, д.М. Менделевич)
- Приложение к теме: «психология девиантного поведения» Патохарактерологический диагностический опросник (пдо)
- Приложение к теме: возрастная клиническая психология Тестовая оценка знаний юношеской психологии
- Ответы к программированному контролю
- Глава 1. «методы исследования в клинической психологии»
- Глава 2. «клинические проявления психической нормы и патологии»
- Глава 3. «психологическая и патопсихологическая характеристика познавательных психических процессов»
- Глава 4. «психология индивидуальных раз-личий»
- Глава 6. «психология лечебного взаимодействия»
- Глава 10. «психологическое консультирование, психокоррекция и основы психотерапии»
- Оглавление
- Глава 1. Методы исследования в клинической психологии..........................10
- Глава 2. Клинические проявления психической нормы и патологии................62
- Глава 9. Специальные разделы клинической психологии (в соавторстве с еа. Сахаровым)............417
- Глава 10. Психологическое консультирование, психокоррекция и основы психотерапии.............469