Программированный контроль знаний:
Вопрос I. Выделяются все нижеследующие научные платформы, оценивающие этиопатогенез невротических расстройств за исключением:
а) антипсихиатрическая
б) нейрофизиологическая
в) психологическая
г) социально-психологическая
д) астрологическая
Вопрос 2. Жизненное событие, затрагивающее значимые стороны существования человека и приводящее к глубоким психологическим переживаниям, называется:
а) стрессом
б) психотравмой
в) стрессом
г) дистрессом
д) эустрессом
Вопрос 3. Наиболее важной характеристикой жизненного события, способного вызвать невротические расстройства является его:
а) тяжесть
б) выраженность
в) длительность
г) глубина
д) значимость
Вопрос 4. Количественная оценка патологичности жизненных событий носит название шкалы:
а) Холмса-Рея
б) Кандинского-Клерамбо
в) Мясищева-Карвасарского
г) Пезешкианов
д) Фрейда
Вопрос 5. Невротический конфликт, который характеризуется чрезмерно завышенными претензиями личности, сочетающимися с недооценкой или полным игнорированием объективных реальных условий или требований окружающих, обозначается:
а) истерическим
б) обсессивно-психастеническим
в) неврастеническим
г) психопатическим
д) ипохондрическим
Вопрос 6. Условно-патогенные психические травмы связаны, в первую очередь, с:
а) системой «условной приятности»
б) симуляцией
в) системой отношений личности
г) нравственными приоритетами личности
д) свойствами темперамента и характера
Вопрос 7. Антиципационная концепция неврозогенеза отмечает принципиальную значимость:
а) совпадения по времени психической травмы и возрастного криза
б) попадания психотрамы в «точку наименьшего сопротивления»
в) катастрофичности психических травм
г) длительности действия психических травм
д) неспрогнозированности психических травм
Вопрос 8. Наибольшую роль в появлении и формировании невротических расстройств играют свойства:
а) высшей нервной деятельности
б) темперамента
в) характера
г) личности
д) все ответы верны
Вопрос 9. Посттравматическое стрессовое расстройства связано, в первую очередь, с:
а) стрессом повседневной жизни
б) событиями, выходящими за рамки обыденного жизненного опыта
в) семейно-бытовыми конфликтами
г) событиями, сочетающими психологическое воздействие и черепно-мозговую травму
д) событиями, затрагивающими карьеру человека
Вопрос 10. Расстройства, возникающие вследствие складывающейся психогенно-актуальной для большого число людей социально-экономической и политической ситуацией, обозначаются:
а) социально-стрессовыми психическими расстройствами
б) макросоциальными стрессовыми расстройствами
в) посттравматическим стрессовым расстройством
г) невротическими расстройствами
д) личностными девиациями
Вопрос 11. К вариантам кризиса идентичности относятся все нижеследующие за исключением:
а) магического
б) мистического
в) аномического
г) негативистического
д) диссоциального
Вопрос 12. Расстройства, характеризующиеся частичной или полной утратой нормальной интеграции между памятью на прошлое, нарушением осознания идентичности и непосредственных ощущений, а также нарушениями контролирования движений собственного тела называются:
а) истерическими
б) гистрионическими
в) нарциссическими
г) психосоматическими
д) конверсионными (диссоциативными).
Вопрос 13. Диссоциативный ступор характеризуется:
а) состоянием психомоторного возбуждения
б) состоянием обездвиженности
в) чередованием состояний обездвиженности и возбуждения
г) состоянием громкого плача
д) состоянием благодушия
Вопрос 14. Поведение человека вслед за острой психотравмой, характеризующееся детскостью, встречается при:
а) синдроме Мюнхаузена
б) синдроме Ганзера
в) синдроме Алисы в стране чудес
г) пуэрильном синдроме
д) ювенильном синдроме
Вопрос 15. К.Ясперс описал принципиальную за диагностики невротических расстройств:
а) триаду
б) тетраду
в) альтернативу
г) дилемму
д) теорему
Вопрос 16. Обсессии входят в структуру:
а) истерического синдрома
б) неврастенического синдрома
в) ипохондрического синдрома
г) ананкастического синдрома
д) депрессивного синдрома
Вопрос 17. Агорафобия — это
а) навязчивый страх замкнутых помещений
б) навязчивый страх гор
в) навязчивый страх высоты
г) навязчивый страх открытых пространств
д) навязчивый страх движущихся предметов
Вопрос 18. Выделяются все нижеперечисленные этапы формирования невротических расстройств за исключением:
а) когнитивный
б) аффективно-мотивационный
в) антиципационный
г) психокоррекционный
д) поведенческий
Вопрос 19. У больных с невротическими расстройствами, как правило, встречается:
а) нормовариантный тип вероятностного прогнозирования
б) поливариантный тип вероятностного прогнозирования
в) моновариантный тип вероятностного прогнозирования
г) мультивариантный тип вероятностного прогнозирования
д) торпидный тип вероятностного прогнозирования
Вопрос 20. Нежелание больных в период неразрешенного конфликта предпринимать каких бы то ни было действий, ведущих к его прояснению или исчезновению симптоматики, а также использовать методы психологической компенсации, обозначается:
а) дефицитарной психокоррекцией
б) лимитированной психокоррекцией
в) симулятивной психокоррекцией
г) аддиктивной психокоррекцией
д) аттитюдной психокоррекцией
-347-
Вопрос 21. Невротический конфликт получает вторичный соматический ответ и переработку при:
а) ипохондрических симптомах
б) конверсионных симптомах
в) функциональных симптомах
г) невротических синдромах
д) псевдоневротических синдромах
Вопрос 22. Психосоматические заболевания формируются, как правило, вследствие:
а) острых психических травм
б) хронических психических травм
в) неожиданных психических травм
г) внутриличностного конфликта
д) межличностного конфликта
Вопрос 23. К классическим психосоматическим заболеваниям, входящим в т.н. «святую семерку» причисляют все нижеследующие за исключением:
а) инфаркта миокарда
б) сахарного диабета
в) ревматоидного артрита
г) язвенного колита
д) бронхиальной астмы
Вопрос 24. Основным, внутриличностным конфликтом при гипертонической болезни является конфликт:
а) между потребностями властвовать и подчиняться
б) между агрессивными импульсами и чувством зависимости
в) между потребностями в опеке и самостоятельности
г) между потребностями владеть и отдавать
д) между любовью и враждебностью по отношению к родителям
Вопрос 25. Коронарный тип личности А предрасполагает к:
а) эссенциальной гипертонии
б) язвенной болезни
в) сахарному диабету
г) инсульту
д) инфаркту миокарда
Вопрос 26. Тип личности В не предрасполагает к:
а) эссенциальной гипертонии
б) язвенной болезни
в) сахарному диабету
г) инсульту
д) инфаркту миокарда
Вопрос 27. Такие качества, как высокий уровень притязаний, выраженное влечение к достижению цели, стремление к конкурентной борьбе входят в структуру:
а) типа личности А
б) типа личности В
в) типа личности С
г) типа личности D
д) всех перечисленных типов личности
Вопрос 28. Боль, возникающая в половых органах женщины только при коитальном контакте и затрудняющая или исключающая их, называется:
а) фригидностью
б) вагинизмом
в) диспареунией
г) аноргазмией
д) фантомной болью
Вопрос 29, Агрипнический синдром — это
а) невротическое расстройство, провоцирующееся инфекционными заболеваниями
б) невротическое расстройство в виде патологической сонливости
в) невротическое расстройство в виде бессонницы
г) невротическое заикание
д) невротические тики
Вопрос 30. Бледность и сухость кожи, похолодание конечностей, блеск глаз и легкий экзофтальм, неустойчивость температуры, склонность к тахикардии, тахипноэ, тенденция к повышению артериального давления, мышечная дрожь, парестезии, зябкость, неприятные ощущения в области сердца встречается при:
а) гипервентиляционном синдроме
б) симпатикотонической форме вегетососудистой дистонии
в) вагоинсулярной форме вегетососудистой дистонии
г) аэрофагии
д) диарее
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
М.Г.Айрапетянц, А.М.Вейн. Неврозы в эксперименте и в клинике. М., 1982, 272 с.
Ю.А.Александровский. Пограничные психические расстройства. М., 1993, 400 с.
Д.Н.Исаев. Психосоматическая медицина детского возраста. Санкт-Петербург, 1996, 454 с.
Б.Д.Карвасарский. Неврозы. М., 1990, 576 с.
Е.Любан-Плоцца, В.Мельдингер, Ф.Крегер. Психосоматический больной на приеме у врача. Санкт-Петербург, 1994, 245 с.
ВД.Менделевич. Как предупредить невроз. Казань, 1988.
ВДМенделевич. Антиципационные механизмы неврозогенеза. // Психологический журнал. 1996,4.
В.Н.Мясищев. Личность и неврозы. Л., 1960,400 с.
Н.Пезешкиан. Психосоматика и позитивная психотерапия. М., 1996, 464с.
В.С.Ротенберг, В.В.Аршавский. Поисковая активность и адаптация. М, 1984.
AM. Свядощ. Неврозы. Л., 1982, 368 с.
В,Д.Тополянскйй, М.В.Струковская. Психосоматические расстройства. М., 1986, 384 с.
Г.К. Ушаков. Пограничные нервно-психические расстройства М., 1987, 304с.
Д. Фурст. Невротик, его среда и внутренний мир. М., 1957, 376 с.
- Менделевич в. Д. Клиническая (медицинская) психология
- Глава 1 методы исследования в клинической психологии
- Глава 2 клинические проявления психической нормы и патологии
- Глава 10 психологическое консультирование, психокоррекция и основы психотерапии
- Введение
- Глава 1 методы исследования в клинической психологии
- Клиническое интервьюирование
- Экспериментально-психологические (пато- и нейропсихологические) методы исследования Патопсихологические методы исследования.
- Патопсихологическая оценка нарушений внимания
- Патопсихологическая оценка нарушений памяти
- Патопсихологическая оценка нарушений восприятия
- Патопсихологическая оценка нарушений мышления
- Патопсихологическая оценка нарушений интеллекта
- Патопсихологическая оценка нарушений эмоций
- Патопсихологическая оценка индивидуально-психологических особенностей
- Экспериментальное нейропсихологическое исследование
- Оценка эффективности психокоррекционного и психотерапевтического воздействия
- Программированный контроль знаний:
- Глава 2 клинические проявления психической нормы и патологии Принципы разграничения психологических феноменов и психопатологических симптомов
- Диагностические принципы-альтернативы
- Болезнь-личность
- Нозос-патос
- Реакция-состояние-развитие
- Психотическое-непсихотическое
- Экзогенное-эндогенное-психогенное
- Дефект-выздоровление-хронификация
- Адаптация-дезадаптация, компенсация-декомпенсация
- Негативное-позитивное
- Феноменология клинических проявлений
- Программированный контроль знаний:
- Ощущения
- Восприятие
- Внимание
- Мышление
- Интеллект
- Сознание
- Психологические феномены и патопсихологические синдромы при психических заболеваниях
- Невротические расстройства
- Расстройства личности.
- Шизофрения
- Эпилептические психические расстройства
- Органические психические расстройства
- Программированный контроль знаний:
- Глава 4 психология индивидуальных различий
- Темперамент
- Классификация а.Томаса и с.Чесса:
- Характер
- Личность
- Структура личности (по к.К.Платонову)
- Программированный контроль знаний:
- Глава 5 психология больного Психическое реагирование на заболевание и психология соматически больного
- Возраст
- Профессия
- Особенности темперамента
- Особенности характера
- Особенности личности
- Психологические особенности больных с различными соматическими заболеваниями
- Онкологическая патология
- Акушерская и гинекологическая патология
- Терапевтическая патология
- Хирургическая патология
- Дефекты тела и органов чувств
- Программированный контроль знаний:
- Глава 6 психология лечебного взаимодействия
- Программированный контроль знаний:
- Неврозы
- Психосоматические расстройства и заболевания
- Программированный контроль знаний:
- Глава 8 психология девиантного поведения
- Агрессивное поведение
- Аутоагрессивное поведение
- Злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности
- Нарушения пищевого поведения
- Сексуальные девиации и перверсии
- Сверхценные психологические увлечения
- Сверхценные психопатологические увлечения
- Характерологические и патохарактерологические реакции
- Коммуникативные девиации
- Безнравственное и аморальное поведение
- Неэстетичное поведение
- Программированный контроль знаний:
- Глава 9 специальные разделы клинической психологии
- Возрастная клиническая психология* Социальные и биологические составляющие нормального и аномального развития человека
- Психические особенности и психосоматические расстройства в период новорожденности, младенчества и раннего детства
- Психические особенности и психосоматические расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста
- Психология и психопатология ранней юности
- Психологические особенности и психические расстройства лиц зрелого, пожилого и преклонного возраста
- Семейная клиническая психология
- Программированный контроль знаний:
- Вопрос 1. Понятие «зона ближайшего развития» предполагает, что:
- Вопрос 3. Психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь называются:
- Вопрос 5. Период зрелости возникает в возрасте:
- Глава 10 психологическое консультирование, психокоррекция и основы психотерапии
- Психологическое консультирование
- Психологическая коррекция
- Психотерапия
- Парапсихология и экстрасенсорное целительство
- Программированный контроль знаний:
- Приложения приложение к теме: «психология индивидуальных различий» Опросник Стреляу
- Тест Айзенка
- Характерологический опросник к. Леонгарда
- Приложение к теме: «психология больного» лоби (ленинградский опросник бехтеревского института)
- Приложение к теме: «невротические расстройства» Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (к.К. Яхин, д.М. Менделевич)
- Приложение к теме: «психология девиантного поведения» Патохарактерологический диагностический опросник (пдо)
- Приложение к теме: возрастная клиническая психология Тестовая оценка знаний юношеской психологии
- Ответы к программированному контролю
- Глава 1. «методы исследования в клинической психологии»
- Глава 2. «клинические проявления психической нормы и патологии»
- Глава 3. «психологическая и патопсихологическая характеристика познавательных психических процессов»
- Глава 4. «психология индивидуальных раз-личий»
- Глава 6. «психология лечебного взаимодействия»
- Глава 10. «психологическое консультирование, психокоррекция и основы психотерапии»
- Оглавление
- Глава 1. Методы исследования в клинической психологии..........................10
- Глава 2. Клинические проявления психической нормы и патологии................62
- Глава 9. Специальные разделы клинической психологии (в соавторстве с еа. Сахаровым)............417
- Глава 10. Психологическое консультирование, психокоррекция и основы психотерапии.............469